Владимир Фролов: Как покорить Эверест и есть ли в Казахстане чечако

В гостях у ведущего рубрики «Другой ты» Валихана Тена — заслуженный мастер спорта по альпинизму, покоритель Эвереста и других могучих вершин Владимир Фролов.

— Добрый день, Владимир! Как ты пришел к этому виду спорта? В чем его романтика?

— У меня родители были горными туристами, друзья семьи тоже постоянно рассказывали про свои экспедиции. И я, слушая их рассказы о восхождениях, постепенно приобщался к этому образу жизни. Кстати говоря, альпинизм в 20-х годах XX века начинали ученые. И в Советском Союзе альпинизмом занимались люди с учеными степенями – географы, геологи, гляциологи. Все они были одержимы научным любопытством, их задачей было исследовать незнакомую местность, провести замеры и различные исследования. Даже сейчас альпинизм требует достаточно широкого набора различных знаний.

— В Казахстане есть школы, где обучают альпинизму?

— Есть альплагерь «Туюк су» близ Алматы, там находится Казахстанская школа альпинизма, там хорошие курсы, где можно в короткий срок постичь азы альпинизма.

— Ты являешься самым молодым покорителем Эвереста, тебе было всего 24 года. Как возникло желание взойти на «Вершину мира»?

— К Эвересту я пришел через школьную мечту. Еще в детстве мечтал сначала покорить Хан-Тенгри, а потом Эверест. Но я не единственный молодой альпинист, который совершил восхождение, со мной еще был мой друг-ровесник.

— Там действительно так страшно, как показывают в фильмах? По дороге лежат мертвые альпинисты?

— Да, страшилки действительно есть. На пути встречались люди, которые не смогли пройти это испытание, а их тела еще не спустили вниз. Это производит удручающее впечатление. В этот момент начинаешь осознавать, насколько высоки ставки в этом приключении и как оно опасно. Тем не менее людей толкает вверх мечта, и каждый думает, что именно он вернется живым.

— Насколько я знаю, тебе в этом восхождении пришлось очень несладко. И одним испытанием стала нехватка кислорода. Ведь на Эвересте фактически нет кислорода.

— Мы (нас было четверо) начали пользоваться кислородом в штурмовом лагере на высоте 8300 метров, а уже на отметке в 8700 метров кислород у меня кончился. Дальше пришлось идти без него. Кстати, когда мы спускались, то в темноте немного заблудились, не нашли свой лагерь, и пришлось ночевать в снегу. Я вообще потерял товарищей. Но в итоге все закончилось благополучно: группа спустилась, хотя и с обморожениями.

— Я представляю, какую «веселенькую» ночку вы провели. И у меня вопрос как раз по этому поводу: альпинизм — это больше физическая подготовленность или моральная стойкость?

— Наверное, и то, и другое. Силу духа нельзя сбрасывать со счетов, какой бы крутой ни была физическая подготовка. Были случаи, когда на восхождение приезжали очень подготовленные люди, прошедшие Ironman, но они не могли подняться на вершину. Они понимали, что еще не готовы ставить на кон свою жизнь, и отказывались от маршрута. Все-таки альпинизм – это немного безумие.

— Как обстоят дела с альпинизмом у молодого поколения? Есть романтики?

— Альпинизм очень популярен среди молодежи. Однако здесь есть и минусы. Я, например, в свое время долго искал секцию, занимался скалолазанием, потом бросил, потому что стало неинтересно. Потом наконец нашел тренера, и дело пошло. Сейчас же все намного проще: люди приходят в секции, потому что альпинизм – это модно. Сходили на альпиниаду и почувствовали, что это круто и современно! Но на самом деле они не осознают, что настоящий альпинизм – это не спорт, а скорее образ жизни. С другой стороны, из этой массы и вырастают настоящие мастера.

— Владимир, а кто такие чечако?

— Это новички в горах. Это слово вы можете встретить у Джека Лондона в цикле рассказов об Аляске. Выглядят чечако по-разному, но своим поведением очень отличаются от опытных альпинистов. Есть чечако полезные, а есть опасные. Первые понимают, что они еще зеленые, ничего не умеют, и поэтому приходят в секцию, чтобы чему-то научиться. А вот второй вид — это опасные чечако. Они разок-другой сходят группой куда-нибудь, а потом дикарями сами начинают ходить на сложные маршруты, не понимая, что это очень рискованно, что горы не прощают ошибок.

— Как же уберечь огромное количество молодых людей, которые сломя голову начинают опасные походы? Чего точно нельзя делать в горах?

— Совершенно точно нельзя идти туда, где ты не разу не был без опытного гида. Еще лучше будет прийти в Казахстанскую школу альпинизма, где созданы специальные курсы для новичков. Там за пару-тройку недель вас научат самому главному – как нужно вести себя в горах, научат основам выживания.

— Но даже эти курсы не будут гарантией от непредвиденных обстоятельств. Что же нужно делать в экстремальной ситуации, как бороться с паникой?

— Я думаю, что панику можно назвать нормальным человеческим явлением – ответом на внезапную опасность. Умение с ней совладать приходит через опыт. Нужно закалять свой дух и свое тело. Занимайтесь аутотренингом, приучайте себя к холоду, к высоте. У меня, скажу честно, такой уж сильной паники никогда не было. Даже на Эвересте, когда мы потеряли друг друга, включился «автопилот», и я начал искать безветренное место, попытался выдолбить площадку-укрытие. Мне нужно было просто выжить. И я выжил.

— Что еще не нужно делать в горах?

— Горы нельзя недооценивать. Даже на Медео или Шымбулаке с вами может произойти все что угодно. Может внезапно испортиться погода, ухудшиться видимость, вы потеряете ориентиры и не сможете определить, куда идти. Одним словом, нужно все время быть начеку и готовиться к любым неожиданностям.

— Что вообще заставляет человека идти в горы?

— Много составляющих. Одних зовет романтика снежных пиков и глубоких ущелий, где могут пройти только сильные и смелые люди. Других тянет география открытий – ведь за каждой вершиной что-то кроется. Даже если ты посмотришь в Google Maps и узнаешь, что там находится, тебе все равно захочется залезть на эту вершину, чтобы увидеть новые горизонты. Для меня, кстати, эта географическая составляющая сегодня важнее всего. Я понимаю, что все вершины в мире покорить невозможно, но так хочется, чтобы их – непокоренных мной — было все меньше и меньше.

Видео интервью смотрите на YouTube-канале #ДругойТы:

Источник: tengrinews.kz

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru