Лекарство от рака на основе витамина С разрабатывает профессор НУ
Известный биолог, профессор Дос Сарбасов после 27 лет работы в США вернулся в Казахстан, чтобы в Назарбаев Университете завершить разработку своего лекарства от KRAS-мутантного рака. Оно основано на окисленной форме витамина С и идет в комбинации с препаратом на основе мышьяка в малых дозах, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Сарбасов рассказал, что еще работая в США, изучал роль сигнальной системы ТОR, которая контролирует рост и размножение клеток. После возвращения в Казахстан он продолжил свои исследования.
«Основное питание клетки — аминокислоты и глюкоза. Когда питательные вещества не поступают, происходит самопоедание клетки — процесс аутофагии. Она уменьшается в размере, начинает экономить расход энергии. Без еды максимально человек может прожить около месяца, без воды меньше – 2-3 дня. (…) Мы поставили такой вопрос: при каком голодании умирают раковые клетки? Выяснили, что при голодании по аминокислотам, клетки выживают, активируя аутофагию. А когда мы создали голодание по глюкозе, многие раковые клетки погибли уже в течение 48 часов», — рассказал ученый Назарбаев Университета.
Профессор Сарбасов с коллегами начал сканировать разные типы клеток, чтобы понять, какие более подвержены гибели от нехватки глюкозы.

«Выяснили, что именно KRAS-мутантные клетки очень чувствительны к глюкозе. Исследование показало, что при голодании по глюкозе происходит самоубийство клеток. У них очень быстрый метаболизм, как только глюкоза не поступает, клетка стрессирует и продуцирует оксидантные радикалы. Этими радикалами клетки убивают сами себя. Обычные клетки не чувствительны так сильно, есть даже раковые клетки, которые не так чувствительны, а вот именно у KRAS-мутантов быстрая реакция», — пояснил ученый из Назарбаев Университета.
Диагноз по рентгену сможет ставить искусственный интеллект в Нур-Султане
Что такое KRAS-мутантные клетки
KRAS-ген — маленький регуляторный белок, который передает сигналы ростовых факторов для активного деления клеток. Ростовые факторы в большом количестве присутствуют в организмах зародышей и детей, стимулируют активный рост. Со временем концентрация ростовых факторов падает, взрослый организм перестает расти и способен лишь поддерживать регенерацию клеток.
«Когда KRAS мутирует, он становится постоянно включенным. Это ведет к постоянной активации процесса деления, то есть к росту опухоли. Мы до сих пор не знаем почему, но KRAS-мутации происходят в 95 процентах случаев всех раков поджелудочной железы. В случае колоректального рака (рак толстой кишки. — Прим.) на KRAS-мутации приходится 30 процентов, в случае рака легких — около 20 процентов», — рассказал Дос Сарбасов.
Он пояснил, что на сегодня этот вид мутаций неизлечим, больные не живут дольше полутора-двух лет. Поэтому рак поджелудочной железы — это почти всегда смертный приговор для человека.

Как действует разработанный препарат
«Для испытаний мы готовили клеткам среду без глюкозы, но оставить целый организм без глюкозы мы не можем. Поэтому решили использовать сами радикалы, которые появляются в клетках после такого голодания», — пояснил ученый.
В основе новой терапии — применение двух оксидантных препаратов. Они дополняют и усиливают действие друг друга. Первое — уже применяемый в США препарат на основе мышьяка в малых дозах. Сейчас его используют для лечения лимфомы. Ученые доказали, что мышьяк действует на KRAS-мутантные клетки как оксидант, симулируя эффект голодания глюкозы.
«Чтобы усилить эффект мышьяка и употреблять его в минимальной дозе, мы искали другие оксиданты. Мы узнали, что витамин С в больших концентрациях, только путем внутривенного введения, подавляют КRAS-мутантные клетки. Они воспринимают окисленную форму витамина С как глюкозу, активно поглощают ee, но из-за этого и стрессируют. В основе нашего препарата стероизомер витамина С — D-VC. Оказалось, что он работает намного лучше, мы даже не ожидали», — объяснил ученый НУ.
Клинические испытания
В США препараты прошли все испытания и получили разрешение FDA (Food and Drug Administration) для лечения людей. По словам Сарбасова, клинические испытания с витамином С на подавление KRAS-мутантного рака уже начались в Нью-Йорке, однако, ученый считает, что применение витамина С с мышьяком будет намного эффективней.
«Мы проверили на мышах, увидели, что у комбинации витамина С с мышьяком при большой эффективности, токсичность совсем небольшая. Мыши даже не теряют в весе. Есть надежда, что этот метод сможет помочь людям, но, чтобы это проверить, нужны клинические испытания.
Больные, желающие принять участие в испытаниях, могут войти в программу. Сначала на пяти-шести пациентах проверяем токсичность, применяя очень малые дозы. Постепенно увеличиваем дозу. Если замечена начальная толерантная токсичность, доза перестает расти. Такой подход в лечении намного лучше, чем химиотерапия, при которой используются очень сильные токсические препараты», — объяснил принцип клинических испытаний профессор.
Он отметил, что для производства собственных препаратов Казахстану рано или поздно придется начать тестировать лекарства, но законодательство страны относится к этому максимально настороженно.
«В науке можно всю жизнь сидеть и изучать одну проблему. Даже если мы еще много лет потратим на улучшение лекарства и улучшим его, никто не будет вводить его сразу в практику, все равно нужны клинические испытания на токсичность, и на это уходят годы.
В Казахстане легче предотвратить эти испытания и закупать препараты за рубежом. Но тогда мы всегда будем отставать, эти испытания будут проводить в другой стране, открытия будут совершать в другом месте, а мы всегда будет только закупать то, что нам дают, что сейчас и делается», — поделился Дос Сарбасов.
Ученый НУ заверил, что вернулся в Казахстан с твердым намерением развивать науку, изучить все бюрократические препятствия и поставить процесс клинических испытаний на качественный уровень, которому будут доверять и наши пациенты, и мировое научное сообщество.
Дос Сарбасов родился в Алматы. В 24 года он уехал из Казахстана в США по обменной программе КазНУ. Эта программа помогла ему поступить в аспирантуру Медицинского университета Арканзаса, где он защитил докторскую диссертацию по биохимии и молекулярной биологии. C 1999 по 2006 годы работал в Институте биомедицинских исследований Уайтхеда при MIT — Massachusetts Institute of Technology. Затем его пригласили заведовать научной лабораторией в ведущем онкоцентре США — MD Anderson Cancer Center.
Активно сотрудничал с учеными из Казахстана и подготовил 5 PhD студентов из КазНУ и ЕНУ. В 2019 году он принял решение вернуться в Казахстан, чтобы развивать отечественную науку в стенах Назарбаев Университета. В начале октября Дос Сарабасов возглавил National Laboratory Astana при НУ, где работают ведущие казахстанские исследователи в области биомедицины, энергетики и возобновляемых ресурсов.
Источник: tengrinews.kz