Исследования перевернули представления о питании кочевников
Ученые Назарбаев Университета обнаружили на востоке Казахстана двухтысячелетние захоронения. Анализ погребенных в них костей опроверг стереотип о мясной диете древних кочевников, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Ученый Школы естественных, социальных и гуманитарных наук НУ Айдын Жунисханов вместе с исследовательской группой проекта «Древности Восточного Казахстана: культурно-исторические процессы в гунно-сарматскую эпоху» в 2014 году начал изучение курганного комплекса древних кочевников Каратобе. Комплекс датирован рубежом конца первого тысячелетия до нашей эры и началом первого тысячелетия нашей эры. Содержимое этих захоронений ученые изучают до сих пор, и некоторые открытия еще впереди.
«В местечке Кокентау в 80 километрах от Семея мы раскопали шесть курганов, и все они оказались неразграбленными. Это удивило, потому что более 90 процентов курганов на территории Казахстана разграблены, одни — еще в древности, другие — в XVIII веке, в царское время.
Из шести наших курганов, пять оказались рядовыми, а в одном мы нашли непотревоженные кости женщины 40-50 лет в парадном убранстве. На ней были золотая диадема, золотые серьги и ожерелье из полудрагоценных камней — агата, яшмы. А в области тазобедренного сустава мы нашли семена. Первоначально мы думали, что это просо», — рассказал Айдын Жунисханов.

Казахстанцев пригласили дополнить карту для туристов и ученых
Через несколько лет казахстанскому ученому удалось договориться с коллегой из Вильнюса и отправить кости из курганов, включая останки богатой женщины, на экспертизу, чтобы определить по костям рацион питания древних людей.
А семена Айдын отдал специалистам Национального центра биотехнологий в Нур-Султане.
«Они выделили ДНК растения, и оказалось, что это не просо, а семена спорыша (горец птичий — Polygonum aviculare L). Специалисты изучили фармакологические свойства растения, чтобы понять, для чего древние люди могли его использовать. Их заключение: его могли использовать при женских заболеваниях. В древности и по сей день это растение применяют в гинекологии. Специалисты посадили семена, и те проросли в лабораторных условиях», — поделился ученый.
На секундочку, проросшим семенам две тысячи лет? Все не так однозначно, но об этом позже.

«Когда из Вильнюса пришли результаты, мне сказали, что кости оказались очень интересными. Те специалисты даже позже опубликовали научную статью о них. У нас стереотипное мышление, что кочевники питались только мясом. Но археологические данные показали, что древние кочевники питались также и растительной пищей. Получается, рацион питания кочевников отличался от того, каким мы привыкли его считать. Древние обитатели современного Казахстана мяса ели не так много», — рассказал Айдын.
Ученый объяснил привычки кочевников так. Весной после Наурыза резать скот было ни к чему — только вышедшие из зимы животные были голодными, непригодными для забоя. В апреле-мае скот активно размножался, убивать его в это время тоже было нельзя. Резать скот люди начинали лишь в конце июля — начале августа. Получается, кочевники могли жить без мяса почти полгода.
Так откуда появился такой стереотип?
«Типовое мышление о том, что кочевники были мясоедами, появилось после коллективизации и во времена, когда казахов заставили жить оседло, — после 30-х годов XX века. До этого на протяжении трех тысяч лет образ жизни и мышления кочевников был устойчивым», — рассказал Айдын.
«Все думают, если народ кочевой, то кочевали все. Но это не так. У них был определенный слой населения — бедняки, их называли «жатақ». Те, кто не имел лошади или не мог преодолевать большие расстояния, ведь среди кочевников все должны были быть воинами — и мужчины, и женщины, и дети.
Жатаки занимались выращиванием злаковых культур, например, проса и других растений. Почему они выбирали именно просо? У нас климат резко континентальный, и теплых дней мало, а для выращивания проса достаточно около 90 дней. Затем они обменивались урожаем с остальными», — пояснил ученый Назарбаев Университета.
Ученые НУ объединили бактерии кумыса, айрана и шубата

А что с нашими древними семенами?
Ученый объяснил, что сохранение жизни в семенах такого возраста — маловероятный сценарий. Поэтому у специалистов появилось две версии их появления в кургане.
«Первая версия, что семена лежали в кожаной сумке на бедре женщины. Сумка со временем разложилась, а семена сохранились. Вторая версия: возможно, 100 или 200 лет назад в курган семена занесли грызуны. Но даже в таком случае это хороший результат, что удалось вырастить 200-летние семена в лабораторных условиях. Можно считать это маленькой сенсацией», — рассказал ученый.
Специалисты договорились провести радиоуглеродный анализ семян, чтобы точно установить их возраст. Сейчас они ожидают результаты анализа. Если окажется, что семенам действительно две тысячи лет, это может стать сенсацией в мировом сообществе ученых.
Источник: tengrinews.kz