Что будет с Kazakh TV и Kazinform? Интервью с генеральным директором ТРК Президента
Телерадиокомплекс Президента Казахстана начал глубокую трансформацию. Для чего это делается? Какие СМИ войдут в обновленный комплекс? Чего ожидать от этой модернизации? На эти и другие вопросы ответила генеральный директор ТРК Президента Раушан Кажибаева.
— Раушан Жанабергеновна, что такое Телерадиокомплекс Президента? Не все казахстанцы знают об этой организации. Чем вы занимаетесь, в чем миссия компании? Может быть, есть какая-то секретность в вашей деятельности?
— Мы не тайные агенты, и секретности в нашей деятельности нет, тем более что нашей структуре уже более четверти века. Она была создана сначала как подразделение пресс-службы, затем Управления делами Президента для четкой и конкретной задачи — информационное сопровождение деятельности Главы государства. Порядка 25 лет телерадиокомплекс сообщал широкой публике о рабочих буднях Президента, будь то выступления по важнейшим вопросам, совещания, официальные переговоры, встречи в Акорде или зарубежные командировки. То есть все, что вы видите на экране о Главе государства, это в основном делает телерадиокомплекс. Уникальный контент, который мы производим, расходится по многим отечественным и зарубежным СМИ, ложится в основу их новостных сюжетов, аналитических раскладок и документальных проектов. Я бы назвала Телерадиокомплекс Президента современным технологичным летописцем истории нашей страны, нашего народа через призму деятельности Главы государства.
Безусловно, эта деятельность требует постоянного совершенствования, развития, модернизации. Но, как говорится, нет предела совершенству. Нужно идти в ногу со временем и развиваться. Спустя четверть века стало понятно, что ТРК нуждается в новой модернизации. Чем мы сейчас и занимаемся.
— Журналистское сообщество полно разговорами о переформатировании Телерадиокомплекса Президента. В чем заключается модернизация?
— Называясь телерадиокомплексом с 1996 года, мы не имели в своем распоряжении ни телевидения, ни радио. Казалось бы, нонсенс – тысячи часов уникального собственного контента, а транспортной среды, инструментария для его доставки зрителю нет. Это как сапожник без сапог. Поэтому выбрано направление на развитие телерадиокомплекса не только как официальной production-компании, но и как полноценного участника медиарынка. Мы нуждаемся в модернизации, в новых подходах. Когда в стране идут масштабные политические реформы, происходит новый этап государственного строительства, нужно смотреть и на свою деятельность с точки зрения ее улучшения. Поэтому сегодня мы уходим от модели сервисной организации и превращаемся в медиакомпанию полного цикла. Сами производим контент и сами доставляем его до конечного потребителя через собственные медиаресурсы. Поэтому аудиторию ждут только новые продукты, новый контент, новое качество телевизионного досуга.
— Можно подробнее о деталях?
— В состав телерадиокомплекса перешел отечественный телеканал – Kazakh TV. Многие зрители его уже знают. Последние 20 лет он является международным, вещает в 118 странах мира. За это время он сумел не только создать достаточно обширное техническое покрытие, но и реализовать множество интересных проектов. При этом его глобальная доступность, что называется «на кнопке пульта», остается невысокой, а узнаваемость в Казахстане не стала массовой. Причиной тому множество факторов: от несистемного присутствия канала в отечественном информационном пространстве, где канал попеременно входил и покидал пакеты основных кабельных операторов, до банального дефицита кадров и опыта производства страновых инфоканалов.
Учитывая это, мы понимаем, что назрела необходимость глубинно пересмотреть подходы канала к работе с отечественной и зарубежной аудиторией, потребности и ожидания которой принципиально разные. В том числе на уровне контентного предложения.
— Каким образом будут удовлетворены запросы отечественной и иностранной аудитории?
— Мы планируем делать продукты, которые придутся по вкусу каждому. У казахстанской аудитории должно быть больше выбора среди отечественных каналов, предлагающих всеми любимые сериалы, художественные фильмы, мультипликацию, концертные, развлекательные и познавательные программы. В части последнего у Kazakh TV одни из лучших компетенций на рынке. Такие проекты, как Pride, Qandastar, Time puzzle и Kazakhstan from above, лучшее тому подтверждение.
Зрителей ждет и полноценный новостной продукт, обеспечивающий ежедневный информационный базис интересующегося человека. И тут стоит помнить об уникальном рыночном качестве Kazakh TV – мультиязычности, дающей возможность зрителю самостоятельно выбирать язык телесмотрения. В то же время для зарубежного зрителя канал должен оставаться окном в Азию, Каспийский регион и быть важным информационным ресурсом о событиях в Центрально-Азиатском субрегионе, сохраняя многоканальный формат вещания.
— Чем еще телерадиокомплекс планирует удивить рынок?
— Проделана большая работа, но предстоит еще немало. В обновленном составе Телерадиокомплекса Президента – и международное информационное агентство Kazinform. Мы подготовили программу трансформации этого ресурса. Мир не стоит на месте, появляются новые тенденции, веяния. Если раньше были одни стандарты, то сейчас – другие. И нам надо идти в ногу со временем, а еще лучше – постараться думать и действовать наперед.
Kazinform – это старейшее и главное информационное агентство Казахстана, чья история насчитывает 102 года. В последние годы оно неоднократно реорганизовывалось, да и конкуренция на поле информагентств достаточно жесткая. Возникла необходимость новых форматов. Сейчас, следуя современным тенденциям, мы планируем добиться синергии процессов и продуктов информационного агентства с нашими производственными, креативными, телевизионными и интернет-активами.
— Это и есть ваша золотая середина?
— Именно. Сегодняшний ритм жизни, интерактивные возможности глобальной сети, все это ведет к тому, что новости, как продукт, первыми переходят к формату контента быстрого потребления. У аудитории попросту нет времени ловить новостные выпуски в телеэфире, ждать, когда диктор дойдет до «того самого» сюжета. Сегодня все это в кармане, достаточно лишь тапнуть по экрану смартфона…
Но не стоит забывать, что Kazinform — не просто информационное агентство с мобильным приложением для смартфона, а страновой бренд, поставщик эксклюзива для большинства зарубежных СМИ, готовящих материалы о Казахстане и регионе. Ленты новостей агентства выходят на казахском, русском, английском, китайском, узбекском языках. Наши новости доступны читателям на латинской графике и арабской вязи. Вы только представьте географию потребления наших информационных продуктов!
— Другим казахстанским агентствам стоит опасаться конкуренции?
— Конкуренции опасаться не нужно, к ней нужно быть готовыми, всегда. Без конкуренции нет развития, движения вперед.
— А как же Kaztube. Какова его судьба?
— Это замечательная технологическая платформа, которая наилучшим образом укладывается в концепцию «золотой середины» между линейными и нелинейными формами производства и распространения контента телерадиокомплекса. Причем это равно справедливо как для контента, производимого для нашей аудитории, так и для бизнес-клиентов.
— Но надо признать, что мы сегодня зависим от других внешних технологических платформ…
— Я бы сказала, что не зависим, а используем их, как и весь мир. При этом свой национальный видеохостинг в стране необходим и с внешними платформами, они нисколько не будут друг другу мешать. Такие сервисы, как Kaztube, являются эффективной платформой для взаимодействия с отечественной аудиторией, генерирующей собственный контент. Имея амбиции, выходить с предложениями на внешний рынок. Почему бы и нет? Наша творческая молодежь каждый раз подтверждает, что можно быть очень интересными для мира.
— Получается, телерадиокомплекс решил оправдать свое название?
— Практически. Нам сегодня только радио не хватает, но этот вопрос в процессе проработки.
— Говоря о форме, хотелось бы узнать и о содержании. Какой контент вы можете предложить аудитории?
— Мы, как и любая другая медиакомпания, не сможем и не стремимся наполнить наши ресурсы исключительно казахстанским содержанием. В сегодняшнем мире это просто нереалистично и иногда даже контрпродуктивно. Скажем, Kazinform имеет обширную международную корреспондентскую сеть, является поставщиком контента для бизнес-клиентов. Но параллельно мы будем сотрудничать с аналогичными международными информагентствами для подготовки материалов из тех точек мира, где иметь собственных корреспондентов просто экономически нецелесообразно.
Конечно, невозможно самостоятельно произвести весь объем художественного контента, в котором заинтересован зритель. Нельзя подменять понятия теле- и кинокомпании и ждать, что телеканал сам будет снимать тысячи серий сериалов в год. Это так не работает. У каждого участника медиарынка есть своя роль.
— Означает ли это, что новые информационные ресурсы будут получать эксклюзивный контент о деятельности Главы государства?
— То, что мы делаем, по своему изначальному статусу будет предоставляться и другим государственным и частным медиа. Это принципиальная позиция. Мы не противопоставляем себя другим средствам массовой информации, независимо от формы собственности или системы управления. Мы все партнеры и коллеги. Телерадиокомплекс расширяет свои возможности в интересах как создания качественного контента для наших зрителей, так и для стимулирования творческой энергии у наших друзей.
— А какая эксклюзивная фишка будет у ТРК?
— Я бы отметила создание Центра документального кино. Это одна из сильнейших сторон телерадиокомплекса, которую мы не можем не использовать в своем процессе модернизации.
Центр документального кино станет собственной production-базой по производству эксклюзивного контента для нашего телеканала, информагентства, а в перспективе — и всего казахстанского медиарынка. Здесь мы планируем сконцентрировать лучший кадровый потенциал отрасли, и, развивая компетенции, Центр даст импульс развитию отечественной кинодокументалистики.
Но главной нашей эксклюзивностью я бы назвала уникальную синергию, которая сложится в результате работы в одном холдинге телеканала, информационного агентства, собственного видеопортала, продакшн-студии и других служб. Получается такое конвенгертное медиа, которое должно будет создавать интересный контент. Я не хотела бы сейчас раскрывать всех планов, а озвучивать новые проекты по мере их готовности.
— Как насчет тональности контента?
— Телерадиокомплекс был и будет оставаться главным поставщиком эксклюзивной официальной информации о деятельности Главы государства. Президент – главный ньюсмейкер страны. Однако мы не собираемся «рассказывать сказки», оторванные от реальности. В стране накопилось множество проблем, о которых Глава государства говорит открыто, дает конкретные, жесткие поручения, и мы, как Телерадиокомплекс Президента, будем также открыто о них говорить.
Модернизация нашей компании – это тоже часть концепции «слышащего государства». Поэтому архиважная для нас задача – наладить и укрепить конструктивный диалог между властью и обществом. Мы настроены это сделать. Именно этим «топливом» горят сердца нашего коллектива. Внести свою лепту в строительство Нового Казахстана.
Источник: tengrinews.kz