двокат Ларисы Пак: Заявление о пытках направлено в отношении Олеси Кексель

Лариса Пак. Фото: facebook.com/larisa.yunboyevna.pak

Против бывшей сотрудницы Национального бюро по противодействию коррупции Олеси Кексель подано заявление о применении недозволенных методов расследования (пытках) по резонансному делу Ларисы Пак, передает корреспондент Tengrinews.kz

Как стало известно, заявление в отношении Олеси Кексель подано сыном бывшей исполняющей обязанности председателя комитета фармации Ларисы Пак, которую в 2017 году обвинили в получении взяток.

В июле 2019 года Лариса Пак скончалась. 7 декабря 2020 года она была реабилитирована в связи с отсутствием в ее действиях состава преступления. Подробности и обстоятельства по громкому делу прокомментировала адвокат Ларисы Пак — Хамида Айткалиева. Возможно, она сама будет допрошена в качестве свидетеля по делу о незаконных методах следствия в отношении своей подзащитной.

«Досудебное расследование начато по факту в отношении должностных лиц Антикоррупционной службы без указания конкретных лиц. Ранее заявление подано в отношении Олеси Кексель в том числе. Заявление в отношении нее и других лиц направлено от имени сына Ларисы Пак», — сообщила Хамида Айткалиева.

Адвокат отметила, что подобные обращения и заявления подавали неоднократно, на протяжении всего расследования. Корреспондент Tengrinews.kz пытался связаться с Олесей Кексель по телефону, однако на звонок и сообщение она не ответила. 

«Мы заявляли о пытках, о применении недозволенных методов расследования, о превышении должностных полномочий. Мы были уверены в невиновности Ларисы Юн-Бойевны и заявляли о незаконном начале досудебного расследования по фактам, которые ей вменялись, конкретно, в отношении нее, уголовное преследование было незаконным», — отметила адвокат.


Хамида Айткалиева сообщила, что сейчас в отношении сотрудников Антикоррупционной службы ведутся следственные действия, но пока еще рано говорить о каких-либо результатах.

«Материалами дела очень легко опровергались обвинения, которые выдвигались в адрес Ларисы Юн-Бойевны. Тогда со стороны органов уголовного преследования на нее очень сильное давление оказывалось. Не только по ней, по всей семье. Тем не менее она выстояла. Но у нее не хватило сил, к сожалению, за свое здоровье побороться», — отмечает адвокат Айткалиева.

«3 июля 2017 года она была задержана. Без воды, еды, без сна до 5 июля подвергалась сильнейшему давлению со стороны должностных лиц антикоррупционной службы. Я не буду называть другие имена, поскольку идет следствие. 5 июля 2017 года Ларису Юн-Бойевну доставили в суд. К тому времени она была обессилена. Суд продолжался практически до трех часов утра 6 июля. Суд огласил решение и Лариса Юн-Бойевна потеряла сознание. (…) На скорой ее увезли в больницу, откуда перевезли в следственный изолятор. В каком виде ее увозили, в каком состоянии, я этого говорить не буду. Об этом мы дадим показания, мы все будем допрошены. Я тоже буду давать показания по уголовному делу о пытках», — сообщила адвокат.

Лариса Пак в СИЗО находилась более четырех месяцев. Хамида Айткалиева отнесла к пыткам и тот факт, что во время домашнего ареста, который длился около года, ее подзащитная не могла видеться с детьми и внуками, а также пройти надлежащее медобследование, что в совокупности с другими обстоятельствами привело к смерти Ларисы Пак.

«Я думаю, что целью антикора были совсем другие люди. А она попала «под раздачу», невольно стала мишенью. На кого только от нее не требовали показаний. Они думали, что Лариса Юн-Бойевна в курсе семейного бизнеса многих высокопоставленных лиц. Но ничего не знала, а оговаривать отказалась», — сообщила адвокат.

Хамида Айткалиева заявляет, что с самого начала у следствия не было никаких доказательств в получении взяток.

«До октября месяца ее просто мурыжили, ни разу не допросив по эпизодам о взятках, до того момента, пока ей не вменили еще один эпизод. Мы постоянно заявляли об этом, требовали, чтобы ее допросили по квалификации, но они этого не делали — доказательств у них не было, спрашивать нечего было, предъявлять тоже было нечего. Тем не менее Лариса Юн-Бойевна участвовала в следственных действиях, она сказала, что будет отвечать на все их вопросы.

В конце марта 2018 года ее дело соединили с делом Касаткина и Ахметова (дело в отношении экс-руководителей «СК — Фармация». — Прим.). До того дня ей не вменялось, как писали в СМИ, хищение бюджетных средств. Не было этого. Только в марте 2018 года ей вменили этот эпизод. Потому что то, за что она изначально была задержана, не было доказано — дела были прекращены. Когда это дело направили в прокуратуру с обвинительным актом, прокуратура согласилась с нами и вернула (Антикоррупционной службе. — Прим.) дело. Потому что расследования в отношении нее по новому эпизоду вообще не было», — рассказала адвокат Айткалиева.

Хамида Айткалиева вспоминает Ларису Пак как профессионала своего дела, скромного человека. 

«Она была трудоголиком, поэтому мы часто работали по ночам, потому что было очень много материалов НСД, вещественных доказательств. Все это нужно было слушать, читать, готовиться к суду. Она была сильной духом, при этом скромной, немногословной. Я считаю, что она очень много пользы могла принести стране, казахстанцам. Скорблю. Я не смогла ей помочь.

Она верила, что расследования проводятся объективно. Поначалу верила, что ее выслушают… Разберутся. В последующем очень разочаровалась в правоохранительных органах и судах», — вспоминает адвокат Ларисы Пак.

Лариса Пак с супругом во время следствия, 2017 год. Фото со страницы адвоката Хамиды Айткалиевой в Facebook. 

После того как в 2018 году Ларисе Пак изменили меру пресечения с домашнего ареста на залог, она смогла пройти медобследование. Тогда ей диагностировали онкологическое заболевание. 6 июля 2019 года Лариса Пак скончалась. 

«Нельзя сказать, что она ушла и не знала, что она будет реабилитирована, просто требовалось время. (…) Последний наш разговор состоялся, когда уже она была на операции, последняя ее операция, после которой она ушла из жизни. Даже тогда говорила: «Я не сдамся, буду бороться, в том числе за свое здоровье, за свою жизнь, за свою честь», — вспоминает Хамида Айткалиева. 

На протяжении всего разбирательства адвокат женщины направляла во все инстанции жалобы о признании незаконными действия следственных органов. Работа продолжалась и после смерти Ларисы Пак. Одно из обращений было поддержано столичным следственным судом, который «признал незаконными действия, бездействия и прокуратуры города, Антикоррупционной службы».

7 декабря 2020 года уголовное дело в отношении бывшего исполняющего обязанности председателя комитета фармации Министерства здравоохранения Ларисы Пак прекратили.   

Дело Ларисы Пак: Начато расследование по факту недозволенных методов следствия

7 июля 2022 года Антикоррупционная служба распространила сообщение о начатом досудебном расследовании по факту применения недозволенных методов следствия бывшими сотрудниками Национального бюро по противодействию коррупции. Также Антикоррупционная служба в качестве правопреемника упраздненного Национального бюро по противодействию коррупции выразила соболезнования родственникам Ларисы Пак в связи с утратой и официально принесла извинения за причиненный вред. 

Выступая на заседании коллегии в июле этого года, глава Антикоррупционной службы Олжас Бектенов рассказал, как в недавнем прошлом территориальным департаментам присваивались баллы за привлечение к ответственности должностных лиц.

«Палочная» система подталкивает к получению нужного результата всеми возможными способами. Этому, к сожалению, немало примеров, которые у всех на слуху… Самое страшное, что в погоне за показателями иногда преступления выдумывались там, где их нет. При этом забывалось, что каждая цифра в отчетах — это судьба человека, его родных и близких», — сказал Бектенов.

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru