Усть-Каменогорск для туристов: что посмотреть
Говоря о Восточном Казахстане, мы в первую очередь вспоминаем природные красоты этого края. Горы рудного Алтая, живописные реки Бухтарму и Убу, Сибинские озера, если не посещали, то знают понаслышке многие казахстанцы. А между тем Усть-Каменогорск не менее ценен и в рамках путешествия по Восточному Казахстану заслуживает нескольких дней полноценного туристического внимания.

Исторический центр Усть-Каменогорска может порадовать любителей дореволюционной архитектуры. На удивление, она там неплохо сохранилась. Район улиц Антона Чехова, Максима Горького, Касыма Кайсенова считается сердцем старого города. В доходных домах и магазинах купцов предыдущих столетий сегодня размещаются рестораны и торговые центры. Усть-каменогорские активисты и урбанисты неоднократно предлагали сделать улицу имени Чехова прогулочным «Арбатом». Но городские власти от идеи отказались, посчитав, что в таком случае центр города утонет в пробках.

Старая застройка Усть-Каменогорска напрямую связана с промышленным подъемом конца позапрошлого века. Особенно с золотодобывающим промыслом. С XVIII века сюда направлялись многие исследователи и геологи, так как здешние места считались невероятно богатыми на полезные ископаемые. На рубеже XIX-XX веков многие предприниматели уже осваивали здешние прииски. В частности, на добыче золота преуспел Андрей Савельевич Меновщиков, построивший целый бизнес-центр в Усть-Каменогорске. Бизнес-центр (а точнее, как тогда называли, торговый дом) находился в здании, где сейчас располагается Восточно-Казахстанский музей искусств.
Там же сохранился и дом золотопромышленника Меновщикова. Напротив него — бывший дом купца Курочкина. В 40-е годы ХХ века его перестроили под административное здание. Сегодня в нем находится городской отдел архитектуры.

Хорошо сохранился в этом районе бывший торговый дом купца Кожевникова. Он был построен после начала Первой мировой войны. Его возведением занимались пленные солдаты, в основном чехи. В годы перед революцией и вплоть до конца нэпа здесь торговали лучшей в городе посудой. Уже в позднесоветские годы в доме располагался ресторан «Алтай». Сегодня здание используется как выставочный зал Восточно-Казахстанского архитектурно-этнографического музея.
В редком для Казахстана неороманском стиле построено здание, которое много лет принадлежало Восточно-Казахстанскому театру имени Жамбыла. На заре ХХ века его построили как Народный дом. До революции он был средоточием светской жизни города. Здесь играли любительские спектакли, проводились концерты, музыкальные вечера, научно-популярные лекции, политические диспуты. В 1918 году с балкона этого здания была провозглашена советская власть. Затем здесь расположился театр и квартировал вплоть до середины 2010-х годов, пока не переехал в новый квартал.

Отдельная страничка в прогулке по Усть-Каменогорску — его литературная история. Места, связанные с жизнью великих писателей (и прототипами литературных персонажей), тоже находятся здесь же, в историческом центре. Например, можно посетить Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический музей. В прошлом в этом здании располагалось училище, которое окончил Александр Мелентьевич Волков, создатель «Волшебника изумрудного города», «Урфина Джюса и его деревянных солдат». Замечательный литератор входил в первый выпуск этой гимназии, а затем несколько лет преподавал здесь же.

В квартале от музея находится и здание женской гимназии. Оно связано с именем Евгения Петровича Михаэлиса. Эта легендарная личность известна как друг и сподвижник Абая Кунанбаева. Литературоведы считают его одним из главных прототипов Евгения Базарова в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети». Хотя в Восточном Казахстане он знаменит еще тем, что внес огромный вклад в развитие края. Сфера его интересов была невероятно широкой — от пчеловодства до добычи топлива. Михаэлис изучал условия судоходства на Иртыше и открывал новые золотые прииски. Как говорится, талантливый человек талантлив во всем.

Знакомство с историей литературы можно продолжить и в интересном этнопарке под названием «Левобережный комплекс». Силами создателей этого этномузея там воссоздан быт Восточного Казахстана позапрошлого века. Здесь, к примеру, можно увидеть копию дома Абая, что находится в урочище Жидебай.
А также перенесенный из центра города дом, в котором жил знаменитый сказочник Павел Бажов. К слову, в Усть-Каменогорске об этом писателе память довольно противоречивая. Его участие в большевистском подполье в годы гражданской войны по сей день вызывает споры историков. Ряд из них придерживается версии о том, что писатель причастен к убийству настоятеля Покровского собора протоиерея Александра Дагаева.

Кроме того, в «Левобережном комплексе» можно увидеть целую улицу, застроенную типовыми домами, характерными для региона в позапрошлом веке. В основной части улицы — типичные жилища оседлых казахов, русских, старообрядцев, украинских, польских и немецких переселенцев. В конце улицы можно увидеть дома народов, населявших ВКО в более позднее время. Например, чеченскую башню или азербайджанский дом с решетчатыми стенами.

Другая часть исторической застройки уже сталинского периода находится за рекой Ульбой. После войны центр города переместился сюда. Памятником послевоенной эпохе возвышается здание Дворца культуры металлургов. Этот шедевр позднесталинского ампира — одна из главных достопримечательностей советского Усть-Каменогорска и, пожалуй, главная концертная площадка города. Скульптурные композиции на фронтоне дворца по сей день впечатляют.

Особую атмосферу историческому центру придают трамваи, которые здесь сохранились. Наряду с трамваями немецкого и чешского производства по улицам города курсируют трамваи Усть-Катавского вагоностроительного завода. В Алматы 1990-х такие трамваи называли «новыми» в противовес «старым» Рижского завода.

Если вам интересен городской «хартленд», место, откуда пошла история города, посетите район старой крепости на правом берегу Иртыша. Вообще, поскольку по городу протекают сразу две реки (Иртыш и Ульба), деление города здесь более сложное.
Район старой крепости располагается неподалеку от так называемой стрелки — места слияния двух рек. Крепость тогда представляла собой лишь земляной вал, казармы и несколько хозяйственных построек. Часть из них сохранилась, но в целом крепость сейчас имеет другой вид.
Основную территорию бывшей крепости сегодня занимает Свято-Троицкий мужской монастырь. На въезде стоит памятник основоположнику — майору Лихареву, который заложил крепость. Когда-то памятник стоял в центре города, но потом его перенесли на территорию монастыря.
Свято-Троицкий собор — старейший в городе и один из самых древних в Казахстане. Его история началась в 1789 году, когда в Усть-Каменогорске было решено построить первую каменную церковь. Старая деревянная за несколько лет до этого сгорела во время крупного пожара 1766 года. В 1810 году собор обрел знакомый горожанам вид. В 1923 году собор передали обновленцам-живоцерковникам, но уже в 1930-х храм отобрали и устроили в нем овощную базу. Практически до конца ХХ века здание использовали под хозяйственные нужды. В 1980-е тут располагался склад военторга, и внешний облик здания мало напоминал храм. Лишь перестройка и последующий развал Союза вернули в храм духовную жизнь.
Уже в нулевые годы здесь отстроили новый кафедральный Андреевский собор. Сегодня он представляет собой архитектурную доминанту бывшей крепости.

Восточный Казахстан — уникальное место с точки зрения синтеза культур, что проявляется даже в архитектуре. Во-первых, здесь сохранились развалины буддийского монастыря Аблайкит. Это во многом уникальный объект для страны. В Усть-Каменогорске есть здание, где христианство и ислам сходятся в буквальном смысле. Дело в том, что до революции в городе была лишь одна мечеть. В советское время ее снесли, и сейчас на этом месте новостройки. Уже в годы независимости, когда в городе выбирали место для новой мечети, решено было переделать в мечеть бывшее здание мужского церковно-приходского училища. С начала 1990-х в здании располагается центральная мечеть Усть-Каменогорска.

Мечеть Мухамади построена в 2003 году и выглядит словно кусочек Стамбула. Минареты из серого камня очень напоминают турецкие пейзажи и редко встречаются в казахстанских городах.

Особенно живописно она выглядит во время прогулки на речном трамвайчике. Этот вид досуга может стать хорошим завершением дня после прогулки по Усть-Каменогорску.
Автор: Константин Козлов
Источник: tengrinews.kz