Новые автобусы один за другим выходят из строя в Петропавловске

На севере Казахстана закупленные в лизинг новые автобусы оказались плохого качества. Перевозчикам приходится периодически менять дорогие детали, при этом запасные части на китайскую модель невозможно найти в продаже, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Петропавловск.news.

В прошлом году три перевозчика областного центра закупили 100 новых автобусов марки «Ютонг» по 40 миллионов тенге за каждый. В течение 7 лет они должны будут выплачивать заем СПК «Солтустiк». По данным издания, у машин постоянно выходят из строя то одни, то другие агрегаты. Ко всему прочему субсидии на убыточные маршруты местные власти постоянно задерживают, поэтому денег не хватает не только на многомиллионный кредит, но и на текущие траты. 

«Нам обещали создать в Казахстане сервисное обслуживание для таких автобусов. Чтобы там были склады с запасными частями, оборудованные мастерские. Но ничего как не было, так и нет. Что касается гарантии, то на основные агрегаты, которые сейчас приходят в негодность, она уже закончилась. Ее давали на пробег 50 тысяч км, но для маршрутных автобусов это ничтожно мало», — говорит руководитель ТОО «ПетроАвтобус» и ТОО «Партнер — Авто» Булат Рахимов.

Меньше чем за год автобусы намотали около сотни километров. Сейчас гарантия действует только на самые крупные запчасти, в том числе двигатель. Остальные расходники ложатся на плечи предпринимателей. Причем  если что-то начинает ломаться в одном из автобусов, значит, через определенное время аналогичная поломка случается и на другой машине. Летят элементы сцепления, тормозная система и другие части.

Единственное, что удалось заменить по гарантии, — это рессоры. Издание пишет, что с этой проблемой перевозчики столкнулись сразу же после покупки новых автобусов. Полгода им пришлось самостоятельно мучиться, пытаясь исправить ситуацию. Недавно производители все-таки прислали им новую усовершенствованную систему, которую уже заменили.

Теперь перевозчики сами ищут запасные части, связываются с коллегами из других городов, чтобы купить дефицитный товар, хотя изначально предприниматели хотели приобрести другие автобусы. Утверждается, что на данной марке настояли именно местные власти.

Обращается внимание и на еще одно обстоятельство: в Казахстане уже поговаривают о запрете использования для перевозок пассажирских автобусов старше 7 лет. По информации издания, пока законодательно это нигде не закреплено, но Министерство индустрии и инфраструктурного развития уже рекомендует при проведении конкурсов рассматривать автобусы не старше этого возраста. Таким образом, если за эти 7 лет, на которые машины были взяты в лизинг, эту норму законодательно утвердят, то о «Ютонгах» можно будет забыть сразу же после того, как за них рассчитаются.

Еще один риск для перевозчиков, о котором пишут журналисты, — это вероятность не успеть выплатить кредит за время работы. Договор лизинга оформлен на 7 лет, а договор с акиматом на обслуживание маршрутов — только на 5 лет. Нет гарантии, что к моменту окончания договора на обслуживание в город не придет какой-нибудь инвестор с новыми автобусами, и тогда прежним перевозчикам скажут «извини – подвинься». Впрочем, отмечается и то, что сейчас положение у перевозчиков незавидное, вряд ли сегодня кто-то клюнет на такие «выгодные» условия – ждать субсидии и постоянно сидеть в долгах.

«Не исключено, и перевозчики искренне на это надеются, что процесс когда-то нормализуется и их сфера деятельности станет привлекательной. А пока положенные субсидии, которые бы помогли хоть немного выровнять ситуацию с запчастями и уплатой лизинга, перевозчики вынуждены ждать месяцами. При этом долги только растут, все больше накаляя ситуацию и усугубляя положение предпринимателей», — подытожили в издании. 

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru