«Раздвоение разума». Сколько больных шизофренией в Казахстане и насколько они опасны

24 мая отмечают Международный день шизофрении. Это серьезное психическое расстройство, существенно влияющее на качество жизни тех, кто с ним сталкивается. Оно характеризуется нарушением мышления, переживаний и восприятия реальности. Сколько казахстанцев болеют шизофренией, каковы основные аспекты болезни и возможно ли полностью от нее вылечиться — в материале корреспондентов Tengrinews.kz.

Шизофрения дословно переводится как «раздвоение разума». Обычно первые симптомы шизофрении появляются в возрасте 15-30 лет.

Симптомы:

  • стойкие бредовые идеи, наличие у больного убеждения в истинности тех или иных вещей, несмотря на доказательства обратного;
  • постоянные галлюцинации, больной слышит, видит, осязает несуществующие вещи и чувствует несуществующие запахи;
  • ощущение внешнего влияния, контроля или пассивность, присутствие у больного ощущения, что его чувства, импульсы, действия или мысли диктуются извне, вкладываются или исчезают из сознания по чужой воле или что его мысли транслируются окружающим.

Президент Ассоциации специалистов, работающих в сфере психического здоровья, доктор медицинских наук Сагат Алтынбеков рассказал подробнее об особенностях жизни казахстанцев, страдающих шизофренией.

По официальной статистике, всего на учете в Казахстане с психическими поведенческими расстройствами, стоят около 194 тысяч человек. Из них 23,5 процента страдают от шизофрении. Это около 47 тысяч. Однако эксперт подчеркнул, что это лишь лица с подтвержденными диагнозами, которые пролечились стационарно и состоят на учете в первичных пунктах психического здоровья.

Фото:elements.envato.com

— В последнее время благодаря социальным сетям у людей есть возможность транслировать свои мысли большому количеству людей. И судя по некоторым постам, таким, например, что с самолетов специально распыляют коронавирус, чтобы заразить людей, складывается ощущение, что количество больных шизофренией увеличилось. Это так?

— Начиная с 18-го века, когда шизофрению выделили как психическое расстройство, и на протяжении почти двух с лишним столетий заболеваемость шизофренией держится на одном и том же уровне. В других психических заболеваниях, к примеру в депрессии, можно проследить четкие взаимосвязи. Допустим, если взять пандемию коронавируса, есть четкая корреляция, и мировые исследования это подтверждают, что после COVID сильно увеличилось количество депрессий, стрессовых соматических расстройств, психосоматических расстройств.

А среднестатистическая заболеваемость шизофренией в мире, ну и в Казахстане, это всегда 1 процент от общего числа населения.

— В феврале произошло шокирующее событие. В Петропавловске 9-классник принес в школу топор, надел белую маску и ударил топором троих школьников. Позже стало известно, что он состоял на психиатрическом учете. Естественно, люди стали спрашивать, почему психически больной ребенок учился в обычной школе. Насколько опасен больной шизофренией для окружающих?

— Если взять эту историю из Петропавловска, ребенок лечился в больнице, там его и на учет поставили, но очень тяжело, особенно в подростковом возрасте, выявить, что это именно шизофрения. Там есть около 25-30 негативных симптомов, которые человек скрывает. Работники нашей ассоциации были в экспертной комиссии, там, если говорить откровенно, была недооценка состояния этого мальчика. У него только-только заболевание начиналось, и немного недосмотрели участковые психиатры.

К сожалению, компетенция психологов школы по выявлению именно первичных психических расстройств крайне низкая. Сейчас начинается пилотный проект по выявлению первичных симптомов, именно у детей и подростков: склонности к психическим расстройствам, склонности к суициду. В четверти всех суицидов причиной служат психические расстройства. В более чем 67 процентах — депрессивные расстройства. То есть мальчик или девочка получили в детстве сильнейший стресс, это все накапливается. Мы тоже сами в школе учились. Раньше как — получишь двойку, ну и ладно. А сейчас парадоксально — получил двойку, пошел и совершил суицид.

Чтобы не допустить вот таких случаев, мы планируем обучить около 700 школьных психологов до конца года в Жамбылской области. Помимо этого, согласно международным исследованиям, сейчас родитель уделяет внимание одному ребенку лишь 20 минут в день. Это крайне недостаточно, в семье тоже надо менять отношения.

Фото:elements.envato.com

— А сейчас известно, что с этим мальчиком?

— Он взят на учет и прошел соответствующее лечение в Петропавловске. В школе усилили меры безопасности: ставят турникеты, видеонаблюдение, охранников. Это хорошо, но еще раз повторюсь, пока мы родителей, не только психологов, не обучим, сложно будет распознать первичные какие-то отклонения. К примеру, он был веселый, ходил, учился и внезапно стал замкнутым, начал уединяться, не реагирует, раздражается, не интересуется ничем — надо обращать внимание на поведение ребенка и вести его к
психологу или психотерапевту.

На сегодняшний день в первичном медико-санитарном пункте при поликлиниках есть кабинеты: первичные пункты психического здоровья, где сидит врач-психиатр, врач-психолог. Человек может спокойно обратиться, на учет за это не берут, это вполне анонимно. Просто народ об этом недостаточно знает.

— Насколько опасен больной шизофренией?

— Их нужно разделять. Если говорить проще, то, естественно, опасен. Как правило, шизофрения в 60-70 процентах случаев развивается в юношеском подростковом возрасте. До сих пор не выяснено, что есть четкая генетическая связь, но это тоже не отрицается. Один из ярких симптомов — это агрессия на близких, родных людей. Другие виды агрессии, к примеру, когда человек выпьет, может подраться с кем-то, а больной шизофренией наносит увечья или самому себе, или родным и близким. Если он становится агрессивным к семье, то это должно настораживать сразу. Не надо бояться идти к специалистам.

— С точки зрения психиатрической науки медиумы, ясновидящие, баксы, экстрасенсы и так далее — это здоровые люди или у них наблюдаются симптомы шизофрении?

  • Я, как специалист с 41-летним стажем, сам сталкивался, честно говоря, с ситуациями, что есть и провидцы. Нельзя сказать, что все они больны шизофренией. Если, конечно, он несет ересь по типу «я слышу голос», это, понятное дело, настораживает. Шарлатаны тоже бывают, те же финансовые пирамиды. Те, кто работает в пирамидах, тоже обладают «даром» — психотерапевтическим или гипнотическим.

Фото:elements.envato.com

— Где грань, которая отделяет гения от психического больного? Ведь известно, что многие гениальные произведения были созданы не совсем здоровыми психически людьми?

— Очень тонкая грань. Как правило, около 25-30 процентов одаренных людей страдали теми или иными психическими расстройствами. Они отличаются от обычных людей, одержимы своими идеями. Такие люди выходят за рамки общепринятого поведения, тогда стоит обращать внимание. Согласно статистике, начиная с 3-5 лет, когда у него была выявлена шизофрения, у человека идет негативная симптоматика, то есть он не может работать, творить. У нас 70 процентов шизофреников — лица с инвалидностью.

— Религиозный фанатизм можно отнести к начальной стадии шизофрении?

— Это тоже спорный вопрос. Там больше идет подтекст религиозный. Такой связи нет.

— Наука пока не в состоянии дать точный ответ, почему люди заболевают шизофренией. Но если это уже случилось, что с человеком дальше происходит? Его навсегда помещают в клинику для душевнобольных?

— Из 11 типов шизофрении есть только 3 вида заболевания, при которых человек уже на 90 процентов становится инвалидом. Но из общего числа больных шизофренией это около 30 процентов. Только 2,5-3 процента больных полностью излечиваются, в остальных случаях идет улучшение. Сейчас очень много качественных психотропных лекарств. Если человек принимает лекарство, он может и работать в социуме так, что вы даже не догадаетесь, что у него когда-то была болезнь.

Если человек заболел шизофренией, его ставят на учет, лечат в больнице и отпускают домой. После выписки мы направляем его в первичный центр психического здоровья (ПЗПЗ). Если он не явился в тот же день или через день, врач или медсестры идут к нему домой, это динамическое наблюдение. Пациент должен посещать их раз в неделю, то есть находиться под наблюдением. Если все нормально, он может выходить и работать. Но каждый случай индивидуален.

— Можно ли вылечить шизофрению?

— Абсолютной излечимости от шизофрении нет. Наука и медицина в этом плане продвинулись очень далеко, и если вовремя начать лечение, то шизофрению не полностью, но вылечить можно. Сейчас есть такие препараты, которые принимают раз в месяц, они эффективны при регулярном применении. Они достаточно дорогие, но государство берет расходы на себя. Абсолютно все, 100 процентов больных шизофренией, находятся на попечении государства и лечатся бесплатно. Другой вопрос — многие не хотят.

Ранее шизофрению назвали самым частым психическим заболеванием среди алматинок.

Отправляем самые главные новости и самые интересные новости прямо к вам на телефон. Подпишитесь на наш Telegram-канал!

Нажмите сюда, чтобы подписаться и получать казахстанские новости в сервисе от Google.

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru