Молодежь разочаровала и Токаев вернул опытных управленцев? Что говорят эксперты о новом кабмине

Послание Касым-Жомарта Токаева повлекло за собой кадровые перестановки в правительстве. Президент освободил от должности двух молодых министров и сделал акцент на более опытных управленцах. Можно ли рассуждать, что молодые чиновники не оправдали доверия Главы государства? Испытывает ли руководство страны кадровый голод, корреспондент Tengrinews.kz поинтересовалась у политических обозревателей.

«А много ли было молодежи? Двое министров, конечно, может быть по оценке Администрации Президента, не оправдали надежд: первый блин комом. Сложно сказать, вся ли молодежь не оправдала надежд. Где-то остаются люди, есть молодые управленцы в национальных компаниях, которые показывают результаты, но такой мощной плеяды нет.

В свое время Асхат Аймагамбетов в 37 лет стал министром и показал хорошие результаты. Сейчас ему 41, он относительно молодой, работает неплохо. Может быть дали персональные оценки Асхату Оралову и Зульфие Сулейменовой. Если проводить параллели с 90-ми годами, напрашивается субъективное ощущение, что чувствуется разница в калибрах«, — сказал политический обозреватель Газиз Абишев.

По его словам, из регионов в кабмин вернулись люди, которые имеют административный вес и на виду у Президента.

Абишев также ответил, почему заместители премьер-министра Тамара Дуйсенова и Серик Жумангарин лишились функций руководителей в отраслевых министерствах.

«Это не обязательно понижение. Вице-премьер с портфелем министра — это министр, которому дают вице-премьерский статус, чтобы он мог проталкивать повестку своего ведомства на более высоком уровне. А вице-премьер без портфеля министра — это куратор сразу нескольких министерств. Его освобождают, чтобы он занимался курированием нескольких ведомств.

Допустим, Смаилов был сначала министром финансов, потом повышен до вице-премьер-министра финансов. Потом отдал Министерство финансов Жамаубаеву и стал вице-премьером таким, что поднялся до премьерского кресла. Я думаю, что у Дуйсеновой будет так же«, — пояснил эксперт.

Спикер поделился мнением, почему Марат Ахметжанов стал акимом Акмолинской области.

«Я думаю, что Ахметжанов получил хорошую оценку, когда он был заместителем генпрокурора, потом Антикор, потом Министром внутренних дел. Помните, в последние годы был кризис с полицейскими, убийство Дениса Тена, а под руководством Ахметжанова ничего подобного не произошло. Возможно, зарекомендовал себя как эффективный менеджер, в нем увидели перспективного политика.

С его стороны нет натужного пиара, который могут негативно оценивать в Акорде. Для того, чтобы ему пойти дальше, нужно пройти хозяйственную «откатку» по регионам, научиться руководить системой, в которой не только силовой блок, но и отраслевой бутерброд из сельского хозяйства, образования, здравоохранения, коммунальных вопросов. Ему 58 лет, он относительно молодой», — считает Абишев.

Говоря о возможном кадровом голоде, эксперт посчитал, что нехватку квалифицированных специалистов испытывает весь Казахстан.

«Казахстан вступил в ожидаемую стадию деградации кадровых ресурсов. Кадровый дефицит в образовании, здравоохранении, инженерном секторе. Если мы сейчас внезапно начнем индустриализацию и построим 20 заводов, которые были в советское время, хватит ли у нас столько инженеров и технических сотрудников — большой вопрос. Это не могло не отразиться на сфере политического управления. Также, по политическим соображениям, не все кадры могут быть задействованы, за некоторыми есть коррупционный шлейф«, — сказал Абишев.

Касательно сохранения полномочий премьер-министра Алихана Смаилова, эксперт считает, что руководителю кабмина дан политический карт-бланш.

«Вполне возможно, новых людей ему инициировал сам премьер-министр, все-таки ему дан политический карт-бланш для формирования правительства. Не исключено, что Президент мог сказать условно: «Алихан, я тебя оставляю, даю новый кредит доверия, какие тебе люди нужны, чтобы ты мог работать?». Может он кому-то доверяет напрямую, а кому-то косвенно через Смаилова», — заключил Абишев.

Политолог, директор Института евразийской интеграции Уразгали Сельтеев, комментируя отставку Сулейменовой и Оралова, отметил, что назначение молодых чиновников было неким экспериментом.

«У нас людей назначают больше по принципу лояльности и доверия, чем по компетенции и профессионализму. Опыт, наверное, тоже. Поэтому мы сейчас столкнулись с кадровым кризисом. Это большой кризис системы государственного аппарата. Если будут назначаться слабые кадры, то для нас это один из будущих рисков.

Ну, для этого и создаются резервы, в том числе Президентский молодежный кадровый резерв, теперь еще один будет у нас кадровый резерв до 35 лет для политических служащих. Тенденции на недоверие к молодым как таковой нет. Единственное, есть риск, что разочарование в этих молодых кадрах может лечь негативным ярлыком на все молодое поколение, которое может претендовать на управленческие позиции», — сказал Сельтеев.

По его словам, молодых министров заменили на более опытных, но не на более возрастных. Сельтеев уточнил, что назначения произошли среди поколения семидесятников.

«Скорее наблюдается тенденция, когда назначают людей отраслевиков. Мы видели, когда Юрия Ильина заменил обычный руководитель Академии гражданской защиты Сырым Шарипханов. Министерство экологии возглавил руководитель с опытом, который возглавлял комитет лесного, охотничьего хозяйства, был вице-министром охраны окружающей среды.

Самое главное, что необходимо сделать, если назначать молодых, министры должны проходить «обкатку» в регионах. Обязательно нужно получать опыт управления в экономической и хозяйственной деятельности на местах», — добавил эксперт.

Как известно, в следующем году казахстанцы смогут избирать акимов районов и городов. Политолог считает, что члены кадровых резервов должны пробовать баллотироваться в акимы и получать опыт.

«Именно районный уровень — это опорное звено всей системы государственного управления. Все, что озвучивается в Послании, реализуют именно акимы», — сказал он.

Сельтеев считает, что реформа, которую обозначил Президент в части реорганизации Администрации Президента позволит усилить самостоятельность правительства в части принятия решений и процедурных моментов.

«Поэтому роль министра возрастает. Министры становятся полноценными политиками, а не просто управленцами исполнительского звена. А заместителей премьер-министра освободили от министерских портфелей, потому что министерств становится больше. И очень важно им сосредоточиться на координации своего блока.

Дуйсенова — это социальный блок, там много, достаточно министерств. Заместители премьера должны заниматься налаживанием межведомственного взаимодействия. Это очень важное разделение функций и полномочий», — добавил он.

Эксперт также высказался о причинах увеличения министерств с 19 до 21.

«Горький опыт укрупнения не дал должного эффекта. Ситуативно это правильный ход. Все министерства инфраструктурного направления, поэтому очень важно сконцентрировано подойти к этому. Поскольку, когда они в составе более масштабных министерств, та или иная сфера всегда провисает.

Проблемы приоритетные, особенно по воде. Предполагается строительство 15 новых водохранилищ, в 20 — реконструкции. По транспорту у нас серьезные проблемы, по дорожному строительству, железнодорожная и автомобильная сферы, по развитию машиностроения», — уточнил Сельтеев.

По мнению эксперта, создание новых министерств — это тактический ход на определенное время.

«Сейчас важно сосредоточиться именно на этих проблемах, которые спустя 30 лет стали наиболее остро проявляться. Они находились в запущенном состоянии под влиянием различных олигархических групп, которые свои выгоды имели, какие-то вопросы не решались десятилетиями», — заявил он.

Политолог считает, что премьер-министру Алихану Смаилову был дан второй шанс и правительство запускает работу в новых условиях самостоятельности. По словам Сельтеева, Администрация Президента не будет дублировать функции правительства при реализации реформ.

«Администрация Президента становится центральным стратегическим органом, а правительство — тактическим. Учитывая то, что теперь правительство освобождено от бюрократических согласований, процедур и решений, то получен некий карт-бланш.

Возможно, есть конкретная задача, которую Президент возложил на премьер-министра и он не может его отпустить, пока тот ее не сделает. Может это на уровне политического долга. Есть и немало упущений. Поэтому сейчас и произошла реорганизация, создание новых министерств и на усиление ему отправили других», — добавил Сельтеев.

Эксперт считает, что в будущем необходимо усилить принцип альтернативности при назначениях.

«Чтобы кандидаты заранее знали и предварительно готовили план развития министерства или региона. Далее будут презентовать Президенту, депутатам и, исходя из этого, будет виден уровень компетенции. И правильный выбор будет сделать легче», — заключил Сельтеев.

Напомним, в Послании народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости создания Министерства водных ресурсов и ирригации и возвращения Министерства транспорта.

Позже Президент подписал указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления», согласно которому в Казахстане появились пять новых министерств. Главы реорганизованных министерств были освобождены от своих должностей.

Сколько теперь министерств в Казахстане

Кабинет министров, а вместе с ним акимов в регионах и главу агентства, сотрудников Администрации Президента и Совета Безопасности меняли на протяжении недели. Подробнее о том, как обновилось правительство Казахстана, читайте здесь.

Пользуешься Telegram? Получай все главные новости Казахстана и самые интересные видео в один клик. Просто нажми сюда.

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru