Клеймо общества: почему молчат жертвы насилия
Почему жертвы насилия не всегда говорят о случившемся и продолжает ли общество вешать на них клеймо «виновата сама», рассказала корреспонденту Tengrinews.kz психолог частной практики, суицидолог Карлыгаш Мелис.
Казахстанскую общественность с каждым днем все сильнее будоражат новости о совершенных насильственных действиях в отношении женщин. После недавнего убийства Салтанат Нукеновой сотни, если не тысячи казахстанцев, решили вновь подать голос и высказаться о защите прав женщин. Под огласку попадают не только те жертвы семейно-бытового насилия, но и те, которые пострадали от любых форм буллинга и харрасмента. Согласно сайту «Правовой статистики», на ноябрь число преступлений по статье 120 УК РК («Изнасилование») составило 406.
Зачастую жертвам насилия тяжело говорить вслух о совершенном над ними злодеянии. Многие пострадавшие так и не решаются прервать молчание на протяжении долгого времени. Ранее феминистки били тревогу по этому поводу и обвиняли в молчании жертв консервативный уклад и менталитет казахстанского общества. Так ли это на самом деле?
«Решиться рассказать о насилии, совершенном над собой, удается не каждому пострадавшему. Причиной тому является стигматизация общественного мнения, в основе которой вина возлагается на пострадавшего от насилия. К счастью, эти стереотипы на сегодняшний день ломаются и общество уже не делает «виноватым» жертву», — считает Карлыгаш Мелис.
Нередки случаи, когда родные жертвы не содействуют в поимке преступника, а напротив, всячески стараются скрыть произошедшее над их близким человеком. Карлыгаш Мелис объяснила, почему так происходит.
«Родные и близкие люди пострадавшего от насилия также испытывают страх перед общественным мнением. Отсутствие справедливого исхода может быть причиной отказа от подачи заявления и огласки о случившемся. Но важно понимать, что случившаяся беда не растворится, не исчезнет, а будет иметь серьезные последствия в дальнейшей жизни пострадавшего на его здоровье и психике. Также это скажется на здоровье и психике родных и близких людей жертвы насилия. Это должно послужить отправной точкой в решении о подаче заявления, о совершенном насилии», — рассказала эксперт.
Психолог утверждает, что жертве не нужно бояться просить и искать помощи, ведь ее оказывают только тогда, когда просят.
«Любое насилие является проявлением доминирующей силы, направленным на человека, который по каким-либо критериям является слабее агрессора. Кто бы это ни был: ребенок, подросток, женщина, мужчина или пожилой человек. Человек, испытывающий любой вид насилия, уже подавлен силой, превышающей его силы во множество раз, и ему необходима помощь. Не нужно бояться искать помощи. Помощь может быть оказана только в том случае, если о ней просят. Без запроса о необходимости помощи в современном мире сложно догадываться о том, что, где-то может происходить то или иное происшествие. Даже за самым красивым фасадом могут происходить любые события», — считает психолог.
По словам Карлыгаш Мелис, самый успешный кейс среди случаев реабилитации жертв — всегда тот, где человек преодолел страх общественного порицания, переборол стигмы и встал на путь борьбы.
«Неудачный кейс, скорее всего, — тот, где не было попытки изменить существующий статус, к сожалению. Каждый, кто не смирился с насилием, — уже победитель», — говорит спикер.
К слову, следует развеять стереотипы, что насилию подвергаются девушки, надевающие одежду, которая оголяет ту или иную часть тела.
«Наша реальность показала, что насилию подвергаются не только девушки, одетые в вызывающую одежду. Жертвами насилия становятся и молодые, и пожилые люди, дети и взрослые, мальчики и девочки, мужчины и женщины. Лица пострадавших очень и очень разные, потому что авторы насилия — это насильники, и выбор объектов зависит исключительно от их извращенных предпочтений», — подытожила Карлыгаш Мелис.
Ранее сообщалось о том, что трое парней изнасиловали девушку в Алматы
Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере
Источник: tengrinews.kz