Великие домбристы: легенды казахской музыки

В мире казахской музыки домбра занимает особое место, являясь не только символом национальной культуры, но и инструментом, через который передавалась история, легенды и народная мудрость. Великие домбристы прошлого и настоящего внесли огромный вклад в развитие этого искусства, став живыми легендами своего времени. О самых ярких именах в истории музыки подробнее в материале Tengri Life.

Таттимбет Казангапулы (1815-1860)

Таттимбет Казангапулы, знаменитый кюйши, родился в Карагандинской области в горах Мыржык. Его отец, Казангап, был человеком, близким к искусству и музыке, что оказало значительное влияние на развитие Таттимбета. Уже с ранних лет он проявлял выдающийся музыкальный талант. Имя Таттимбета было широко известно в Казахстане, а его творчество занимает особое место в истории казахской музыки.

Таттимбет стал основателем стиля «шертпе кюй», который отличается медленным, спокойным исполнением и требует особого мастерства. Шертпе кюй – это своеобразная «щелкающая» манера исполнения, которая придает кюям особую выразительность. Его кюи, такие как «Сылқылдақ», «Көкейкестi», «Алшағыр» и «Бесторе», являются духовным наследием многих поколений. Таттимбет был не только выдающимся композитором XIX века, но и казахским волостным правителем, общественным деятелем и дипломатом.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Индустриальная Караганда (@inkaraganda.kz)

Суюнбай Аронулы (1815-1898)

Суюнбай Аронулы был выдающимся акыном и домбристом, известным своим искусством айтыса. Родился в современной Алматинской области и с юных лет проявлял большой интерес к поэзии и музыке. Суюнбай был одним из самых влиятельных акынов своего времени, его айтысы известны своей остротой и глубиной. Жамбыл Жабаев, Кенен Азербаев, Майкот, Умбетали, Бармак и другие считали себя учениками Суюнбая и продолжали традиции его школы.

Он считался заступником обездоленных и критиковал баев-волостных, султанов, религиозных деятелей. Суюнбай воспевал подвиги казахских батыров и красоту родной земли, оставив богатое наследие для будущих поколений, поэтому особое место в его творчестве занимают эпические произведения «Батыр Утеген», «Батыр Сураншы», «Батыр Саурык».

Курмангазы Сагырбайулы (1818–1889)

Одним из самых выдающихся домбристов является Курмангазы Сагырбайулы, чье имя стало символом казахской музыкальной традиции. Родившись в западной части Казахстана, Курмангазы рано проявил свой талант к музыке. Его называют «отцом» кюя. Для него характерны развернутые масштабные формы кюя, в которых охватывается полный диапазон звучания домбры, а также стремительный темп, динамика и активность развития.

Несмотря на то, что он не имел специального музыкального образования, сумел создать свой своеобразный, оригинальный исполнительский стиль, виртуозно передающий на музыкальном языке несломленный дух и неиссякаемую творческую силу народа. Его кюи, такие как «Адай», «Сарыарка», «Серпер», «Кiшкентай» и «Балбырауын», стали бессмертными шедеврами, олицетворяющими силу и дух казахского народа.

Даулеткерей Шигайулы (1820-1887)

Еще одним выдающимся домбристом является Даулеткерей Шигайулы. Его творчество отличается особой мелодичностью и лиричностью. Одно из первых его произведений «Ақжелең» посвящено красивой и искусной девушке Акбале.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Даулеткерей Шыгайулы (@dayletkery_shygayuly)

Кюи Даулеткерея «Қоңыр», «Желдiрме», «Керiлме», «Ыскырма», «Қосiшек» изображают разные картины жизни. Его произведения передают глубокие эмоциональные переживания и философские размышления о жизни и судьбе.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Рухани жаңғыру жобалық кеңсесі (@ruh_bqo)

Биржан сал Кожагулулы (1834-1897)

Биржан сал Кожагулулы был талантливым певцом и композитором, чья личность сочетала в себе артистичность и поэтическое искусство. С детства он играл на домбре и пел песни. Биржан внимательно слушал приезжающих в аул певцов и музыкантов, стараясь понять их приемы исполнения. Если артисты выступали в соседних аулах, он всегда стремился туда поехать и поучаствовать в праздниках.

Биржан сал увлекался традицией «сал-серилик», которая включала нарядную одежду, скакунов, гончих собак и ловчих птиц. Когда он получил приставку «сал», его популярность стремительно возросла. Его песни перепевались, а острые слова быстро становились широко известными. Биржан объезжал аулы, делясь своим творчеством с народом, который с удовольствием посещал его выступления и наслаждался особенным стилем исполнения, голосом и песнями. Благодаря удивительному голосу и привлекательной внешности, Биржан стал известен по всей Сарыарке и за ее пределами.

Фото: iie.kz

Жаяу Муса Байжанулы (1835-1929)

Жаяу Муса Байжанулы, выдающийся казахский композитор, певец и домбрист, родился в Павлодарской области. Его жизнь была полна драматических событий, которые нашли отражение в его творчестве. Жаяу Муса был известен своими песнями и кюями, воспевающими любовь, свободу и справедливость.

Его произведения, такие как «Ақ сиса», «Шолпан» и «Баянаул», стали классикой казахской музыки. Жаяу Муса внес значительный вклад в развитие казахской музыкальной культуры, оставив богатое наследие для будущих поколений.

Жамбыл Жабаев (1846-1945)

Жамбыл Жабаев, великий казахский акын, родился в Жамбылской области. Он начал писать стихи и петь в раннем возрасте, черпая вдохновение у таких мастеров, как Суюнбай Аронулы. Жамбыл был известен своими айтысами и эпическими поэмами, воспевающими подвиги казахских героев и события родной истории.

Его произведения, такие как «Ленинградцы, дети мои» и «Отан туралы», стали символом патриотизма и любви к родине. Жамбыл Жабаев прожил долгую жизнь и оставил богатое литературное наследие, которое продолжает вдохновлять новые поколения казахских поэтов и музыкантов.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Women of Kazakhstan (@womenofkz)

Казангап Тлепбергенулы (1854-1927)

Казангап Тлепбергенулы – композитор, отличающийся уникальной манерой и почерком исполнения кюев. Он является одним из создателей и преобразователей фундаментального цикла кюев под названием «Акжелен». Казангап создал шестьдесят два кюя «Акжелен», отличающихся высоким художественным совершенством, нежностью и глубокой эмоциональностью. Эти произведения наполнены радостью и грустью, любовной лирикой и выделяются своим звучанием и ритмико-интонационным строением.

Казангап совершенствовал ритм и мелодии кюев этого цикла, сохраняя свои стилевые особенности при их исполнении. Помимо композиторской деятельности, он прославился как талантливый исполнитель-домбрист. Казангап виртуозно играл на домбре обеими руками, развивая свою уникальную манеру в рамках традиционного исполнительского искусства.

Дина Нурпеисова (1861-1955)

Дина Нурпеисова, ученица Курмангазы, стала первой женщиной-домбристкой, завоевавшей признание наравне с мужчинами. Ее кюи отличаются виртуозностью и выразительностью. Произведения Дины считаются классикой домбровой музыки. Она внесла значительный вклад в сохранение и популяризацию казахской музыкальной традиции, передавая свое мастерство следующим поколениям. В военный и послевоенный периоды композитор написала свои знаменитые кюи – «16 жыл», «Әсем қоныр», «Ана бұйрығы».

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Saddam صدام (@tukatimurid)

Сейтек Оразалыулы (1861-1939)

Сейтек Оразалыулы, известный домбрист и композитор, родился в западной части Казахстана. Обучался игре на домбре у своего дяди Султангали, искусству исполнения кюев у учеников Даулеткерея Шигайулы. Был продолжателем традиций казахской инструментальной музыки. Его кюи отличались глубокой эмоциональностью и мастерством исполнения. Сейтек внес значительный вклад в развитие казахской музыки и оставил богатое музыкальное наследие. Его произведения «Арпалыс», «Айман», «Шәрипа», «Қарашаш», «Бес қыз», «Көк ала ат» вошли в репертуар Казахского государственного оркестра национальных инструментов.

Кенен Азербаев (1884-1976)

Кенен Азербаев, народный акын и заслуженный деятель искусств Казахстана, родился в Кордайском районе Жамбылской области. Его родители, Азербай и Улдар, были известными певцами-домбристами, поэтому с детства Кенен впитал в себя звуки музыки. Уже в одиннадцать лет он начал сочинять стихи и музыку. Его первые произведения, такие как «Бозторғай», «Көк шолақ» и «Қордай», сразу привлекли внимание.

Кенен увлекался айтысом, воспевая героев в поэмах и балладах. Он черпал вдохновение у таких знаменитых певцов и композиторов, как Жамбыл, Балуан Шолак и Шашубай. Азербаев сохранил в памяти жанры устного народного творчества казахского народа. Фольклорное наследие, записанное с его уст, хранится в Институте литературы и искусства Национальной академии наук Казахстана.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от dinaratlendiyeva (@dinaratlendiyeva)

Газиз Файзолла (1930)

Газиз Файзолла, выдающийся казахский композитор и домбрист, родился в Акмолинской области. С детства он проявлял большой интерес к музыке и быстро освоил игру на домбре. Участвовал в состязаниях акынов-импровизаторов на Кояндинской ярмарке, помимо домбры играл и на сырнае. Его кюи, такие как «Мұқыш қыз», «Қарақат», «Төрт Райхан», стали классикой казахской музыки и получили большую популярность в народе. Газиз Файзолла также внес вклад в развитие музыкального образования в Казахстане, обучая молодое поколение музыкантов и передавая им свое мастерство.

Нургиса Тлендиев (1925-1998)

Нургиса Тлендиев был не только домбристом, но и композитором и дирижером. Он создал множество произведений для оркестра народных инструментов, включая знаменитый кюй «Махамбет». Тлендиев также возглавлял казахский оркестр народных инструментов «Отырар сазы», продолжая традиции великих домбристов прошлого. Наиболее известные кюи – «Әлқисса», «Көш керуені», «Аққу».

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Құрманғазы Оркестрі (@kurmangazy_orkestri)

Абдимомын Желдибаев (1934-2024)

Абдымомын Желдибаев, известный казахский домбрист и композитор, родился в Жамбылской области. Абдымомын – кавалер орденов «Парасат», «Құрмет» и «Достық». Его творчество отличалось глубокой эмоциональностью и виртуозной техникой. Желдибаев создал множество кюев, среди которых «Ерке сылқым» и «Сағыныш», которые стали популярными среди казахских музыкантов.

Он внес значительный вклад в развитие казахской музыкальной культуры, обучая молодых домбристов и передавая им свое мастерство. Абдымомын Желдибаев оставил богатое музыкальное наследие, которое продолжает вдохновлять новые поколения исполнителей.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Гульнара Дюсебаева (@gulnara.dyussebayeva)

Каршыга Ахмедьяров (1946-2010)

Каршыга Ахмедьяров был выдающимся казахским композитором и домбристом. Родился в Атырауской области и с ранних лет проявлял интерес к музыке. Ахмедьяров окончил консерваторию и стал известен своими произведениями, сочетающими традиционные казахские мотивы с современными музыкальными элементами.

Его кюи, такие как «Нарын», «Желдірме» и другие, отличаются виртуозной техникой и глубокой эмоциональностью. Каршыга Ахмедьяров также активно занимался педагогической деятельностью, обучая молодых музыкантов и внося значительный вклад в развитие казахской музыкальной культуры.

Ранее мы рассказывали, что шоу-концерт в честь Дня домбры проведут в Астане. Подробнее – в материале. Какие мероприятия пройдут в Алматы в Национальный день домбры – по ссылке.

Также в эти выходные в Алматы ожидается множество интересных мероприятий, приуроченных к празднованию Дня столицы. Подборку событий, куда можно сходить в городе, можно найти здесь. Мероприятия в Астане – в материале.

Читать также: Токаев призвал чтить домбру как священный музыкальный инструмент

Қазнеттің басты жаңалықтары, жұлдыздардың өмірі және лайфхактар – барлығын Massaget.kz сайтынан таба аласыз. Қазақ тіліндегі жаңалықтарды оқып, талқылаңыз!

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru