Шантаж, двойное дно и педофилия. Как казахстанцев подсаживают на наркотики
В Астане каждый день ловят наркопреступников. Одни занимаются закладками запрещенных веществ, другие расклеивают в городе объявления со ссылками на наркомагазины. Истории, которыми с корреспондентами Tengrinews.kz поделились в полиции, шокируют. Ведь те, кого подсаживают на употребление, вовлекаются в педофилию, заражают партнеров венерическими заболеваниями, а также сами становятся наркоторговцами.
Обо всем этом рассказал заместитель начальника второго управления комитета по противодействию наркопреступности МВД РК Сергей Ильиных. В правоохранительных органах он работает 29 лет. 19 из них занимается поимкой наркопреступников. По его воспоминаниям, в 2000-е в Казахстан массово начали поступать наркотики опиоидной группы.
«Наша республика находится на «северном маршруте», по которому шел героин из Афганистана. И большой вал именно психоактивных веществ героиновой группы оседал у нас на территории Казахстана. Были приняты меры по снижению фактов вовлечения подрастающего поколения в употребление героина. Если брать статистику, в 2006 году на территории Астаны было изъято лишь 100 граммов героина столичным подразделением. Это было начало. На тот момент этот наркотик был новым видом для нас. Узкие этнические группы занимались сбытом психоактивных веществ, не подпускали к себе информаторов для освещения их деятельности.
До этого у нас на рынке были другие всевозможные наркотики, например так называемая «ханка». Но героин — это уже более такой современный был наркотик, который поступал на территорию Казахстана. Было зарегистрировано большое количество передозировок. По статистике, только в 2006 году на территории столицы было зафиксировано порядка 76 смертей вследствии передозировок от героина. Со временем нам удалось переломить все-таки ход развития в нужное русло, потому что была большая работа по профилактике подростковой наркомании, укрепление государственной границы и так далее. Большая работа в то время проводилась по борьбе с героиновой группой», — вспоминает Сергей Ильиных.
Он отмечает, что в последние годы ситуация кардинально изменилась из-за появления синтетических наркотиков, в употребление которых вовлекаются теперь как подростки, так и взрослые, состоявшиеся люди.
«Во время пандемии работа была удаленной, в онлайн-формате. И наркопреступность тем фактором воспользовалась. То есть открывались крупные сети «магазинов», которые работают по сбыту синтетических наркотиков через интернет. На сегодняшний день происходит бесконтактный сбыт наркотиков: потенциальный наркопотребитель не видит своего наркодилера, у которого он покупает наркотики. За девять месяцев этого года на территории столицы было задокументировано 936 правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Статистика, конечно, удручающая, за 275 дней практически каждый день к уголовной ответственности привлекались до четырех человек. За каждым уголовным делом это жизнь человека, это чья-то судьба. Наркопреступность сейчас очень активно и массово вовлекает подрастающее поколение. Есть факты вовлечения уже более взрослых людей, это старше 45. Люди попадают именно в зависимость и в сбыт наркотиков».
В поимке наркокурьеров или, как их еще называют, закладчиков, полиции помогают видоекамеры. Один из таких примеров — задержание подозрительного мужчины на автомобиле в феврале 2024 года. Тогда общий вес изъятых наркотиков составил более 2,5 килограмма. Причем заметить преступника смогли по камере с очень высоким разрешением и возможностью многократного зума.
«Проводя большую профилактическую работу с подростками, мы сталкиваемся с такими факторами, что подрастающее поколение на сегодняшний день владеет информацией о всех пагубных последствиях, которые наступают во время употребления психоактивных веществ. То есть проблемы со здоровьем, проблемы с законом, финансовые проблемы, проблемы социума. На эти вопросы наши дети отвечают. Но мало кто из них отвечает, что за наркопреступление в Казахстане уголовная ответственность начинается с 14 лет. Мало кто знает, что за наркопреступление в Казахстане предусмотрен максимальный срок наказания — пожизненное лишение свободы», — объясняет Сергей Ильиных.
По его словам, как правило, подростки становятся закладчиками, чтобы заработать как можно больше денег за короткий промежуток времени. Чтобы закрыть какие-то долги, купить новую одежду или гаджеты. И почти все они думают, что именно их никто поймать не сможет, ведь они будут более осторожными, чем их «предшественники».
«Там большой вход, а выход с наркомагазина очень узкий, то есть оттуда практически невозможно выйти. Доходит до того, что наркомагазин с целью шантажа начинает предоставлять своему «работнику» видеосъемку его деятельности, как он занимается закладками либо, если он «варщик» наркотиков, как он их изготавливает. И объясняют тем, что, «если ты сейчас в правоохранительные органы обратишься, мы предоставим материалы с целью компромата тебя и привлечения тебя к уголовной ответственности». И люди, не зная своих прав, не знают, как оттуда выйти и как с этим вообще бороться. Работа наркокурьеров – это, говоря на нашем языке, как «пушечное мясо», разменная монета для наркомагазина. Зачастую встречаются факты, когда вовлекают наших подростков именно путем шантажа. То есть сбор компроматериалов всевозможных — это фото-, видеофиксация неадекватного поведения, может быть, обнаженные какие-то фотографии. И псевдодрузья начинают шантажировать тем, что данная информация будет достоянием общественности. Таким образом, молодые люди могут быть причастны как к незаконному обороту наркотиков, так и к изготовлению наркотиков, их передаче третьим лицам, к закладкам.
Хотелось бы здесь пояснить, что в диспозиции статьи 296 УК говорится, что в случае добровольного отказа от преступной деятельности человека освобождают от уголовной ответственности. Нужно обращаться в любом случае в правоохранительные органы. Конечно, будет проводиться расследование, будет устанавливаться вина уже совершенных деяний тем или иным лицом. И будут установляться лица, которые заставляют заниматься противоправными действиями, кто заставлял путем шантажа делать те или иные вещи».
От историй, связанных с задержанием наркопреступников, которые вспоминают полицейские, становится не по себе.
«Был случай, когда задерживали этническую группу с использованием спецназа. Это был 2012 год, если не ошибаюсь. Тогда грудных детей кидали под ноги сотрудников правоохранительных органов и спецназа с целью выиграть время для уничтожения вещественных доказательств, которые у них находились дома. Тогда мы изъяли три килограмма героина. В целом для передачи наркотиков какие только способы мы ни раскрывали. Был доставщик еды, у которого в термосумке было двойное дно, где хранились наркотики для передачи покупателям. Был доставщик, который под видом доставки кофе передавал наркотики. То есть в стаканах было двойное дно. Но такие способы передачи — это уже когда между курьером и покупателем есть доверительные отношения».
Напомнил Сергей Ильиных и об истории из 2019 года, когда на рекламных билбордах в нескольких городах Казахстана был размещен QR-код, ведущий на магазин по продаже наркотических средств. После этого случая вся подобная реклама перед размещением проходит проверку в полиции.
Также он рассказал о многодетной матери, которая занималась расклейкой запрещенных объявлений в Астане. Указанные на листовках QR-коды соединяли человека с магазином, где ему предлагали работать закладчиком.
«С 2019 года введена санкция по статье 299 «Пропаганда или незаконная реклама наркотических средств». И она предусматривает уголовную ответственность от 3 до 6 лет лишения свободы».
Фото: depositphotos.com
«Большинство людей, когда представляют наркомана, представляют его со шприцем в руках. Сейчас все виды наркотиков, которые есть на рынке, они употребляются перорально, путем курения, путем вдыхания, употребление каких-то капель, но без использования шприцов. Что, наверное, вызывает такую волну интереса к этим наркотикам, что это не страшно, это не больно, это всего лишь попробовать. Мало кто задумывается, что практически мгновенно возникает зависимость от их употребления. При работе со СПИД-центром мы столкнулись с такой статистикой, что в 2023 году на территории Астаны было задокументировано 236, если не ошибаюсь, новых ВИЧ и СПИД-заболеваний. За первые два квартала на территории столицы было задокументировано уже порядка 400 новых заболеваний у пациентов.
Сейчас интим-услуги предоставляются за совместное употребление психоактивных веществ. Наша молодежь при употреблении наркотиков занимается групповым сексом. Естественно, никаких вопросов о предохранении там не стоит. И вот после таких вот «тусовок» они даже не знают, кто кого заражает венерическими заболеваниями. Там и педофилия, и зоофилия… Человек раскрепощается, становится любвеобильным, пробует новые ощущения. И получаем то, что получаем. К сожалению, на сегодняшний день нет единого ответа, почему молодежь знает о всех последствиях употребления, но все равно увлекается…»
По словам Сергея Ильина, сейчас в любой аптеке родители могут приобрести экспресс-тесты, которые покажут, употребляет ли ребенок наркотики. Стоимость подобных тестов в среднем около 4,5 тысяч тенге. Некоторые из них могут разом «найти» до 12 видов наркотиков в организме.
«Именно тесты могут стать отличным поводом отказаться от употребления. Подросток будет бояться, что родители могут в любой момент проверить его. Сейчас мы проводим среди родителей большую разъяснительную работу и рассказываем им об этих тестах», — добавил он.
Сергей Ильиных признался: он мечтает о том, что у него и его коллег все же получится поменять сознание подрастающего поколения в лучшую сторону. Чтобы школьники и студенты задумались, ради чего они живут и какая у них цель.
«Есть такое выражение, что лучше проводить профилактическую работу, чем потом человека лечить. Надо снижать факторы, первичные факторы вовлечения в употребление психоактивных веществ подрастающего поколения. Да даже уже не только подрастающего поколения. Надо говорить об этом как можно чаще, наверное, чтобы информировать наше население о ситуации, которая происходит сегодня в мире. Разговаривая с депутатами, мы приводим статистику, они уточняют: «Это цифры по Казахстану?» Мы отвечаем, что это цифры у нас в Астане. То есть по Казахстану они в разы больше. Необходимо сейчас всем миром работать в этом направлении. Это изменение законодательства, усиление профилактики среди подростков. Это усиление подразделений по противодействию наркопреступности, оснащение их всевозможными оборудованиями, IT-специалистами, возможностями получения программ, которые будут отслеживать IP-адреса, устанавливать местонахождение наркосбытчиков, нарколабораторий. Это усиление контроля за логистическими компаниями. Вопросов усиления очень много. Главное, чтобы все общество было к этому готово. И каждый не оставался в стороне в борьбе с данной проблемой и вносил свою лепту в противодействие наркопреступности. Только в этом случае мы можем сказать, что наши дети будут жить в нормальном правовом государстве, где будет снижена наркопреступность и потребление психоактивных веществ», — резюмировал он.
Текст подготовил: Иван Сухоруков.
Над видео работал: Роман Павлов.
Источник: tengrinews.kz