Трагедию в Павлодарской области сравнили с делом Бишимбаева
В Павлодаре суд уменьшил сумму морального ущерба, которую отсудили родные одного из четырех горноспасателей, провалившихся в январе этого года вместе с автобусом в старую шахту «Майкаинзолото», передает корреспондент Tengrinews.kz.
Представители предприятия ТОО ‘Республиканский центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб» (РЦШ ПВАСС), где погибший спасатель Олег Тышкевич проработал 28 лет, сочли компенсацию непомерно завышенной. Для убедительности на судебном процессе они сравнили трагедию на руднике с резонансным делом Куандыка Бишимбаева.
Ранее Экибастузский городской суд полностью удовлетворил иск двух детей, матери и сестры Тышкевича, обязав работодателя выплатить каждому по 30 миллионов тенге. Ответчик, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу с просьбой отказать истцам в иске.
«Предприятие перечислило дочери погибшего материальную помощь в 1,8 миллиона тенге на основании приказа гендиректора. Кроме того, страховая компания с участием работодателя выплатила истцам пособие на погребение в 362 тысяч тенге. Также материальную помощь оказало семье АО «Майкаинзолото» на 14,5 миллиона тенге. И та сумма, которую суд первой инстанции взыскал с РЦШ ПВАСС, в девять раз превышает сумму материальной помощи, которую оказал причинитель вреда. Это не соответствует принципам справедливости и разумности, определенным законодательством», — сказала представитель РЦШ ПВАСС Ирина Катаван.
В продолжении она провела аналогию с делом Бишимбаева, осужденного за убийство гражданской супруги.
«Суд Астаны обязал Бишимбаева выплатить компенсацию в 10 миллионов тенге. Этот случай вызвал резонанс как в Казахстане, так и за его пределами. Тем не менее моральный ущерб от техногенной аварии, ответственность за которую несет стороннее предприятие, был оценен для ТОО РЦШ ПВАСС в 120 миллионов тенге. Возникает явный дисбаланс в оценке нравственных страданий между тяжелым уголовным преступлением с насильственной гибелью человека и техногенной катастрофой, вина за которую не лежит на нашем предприятии. Непомерные требования о выплате компенсации морального вреда могут создать прецедент и вызвать массовые обращения в суд с требованием о завышенных суммах моральной компенсации. У нас в суде еще три иска находятся, там еще больше суммы заявили, от 50 до 100 миллионов тенге на каждого человека, а их больше десяти», — заявила Ирина Катаван.
Адвокат родных погибшего спасателя указал на ряд нарушений, выявленных спецрасследованием, также рассказал, что спасатели ехали на вызов на старом автобусе, не предназначенном для аварийно-спасательных операций.
«Этот автобус 70-х годов, еще в советское время был снят с производства. По сути, отправлять людей на ликвидацию аварии на таком транспорте равноценно тому, что отправлять на верную смерть. Хотя работодатель и говорит, что не отправляли, но был приказ, они были отправлены на аварийно-спасательную операцию в этом железном ящике. В акте о несчастном случае указано, что спасатели не проходили медосмотр перед сменой. Также в плане ликвидации работодатель даже не предусмотрел, как действовать на случай обвала, то есть предприятие, нанимаясь на горную шахту, получая миллиарды на жизни спасателей, не было снабжено документально, я уже не говорю о спасательных костюмах, очках ночного видения и прочем техническом оснащении работников», — сказал адвокат семьи погибшего.
Родные Олега Тышкевича просили отклонить жалобу предприятия. Но суд частично ее удовлетворил, сократив сумму морального вреда в четыре раза.
Поясняя принятое постановление, судья областного суда Айгуль Тогумбетова отметила, что актами о несчастном случае и спрецрасследования установлена стопроцентная вина работодателя.
«Погибший являлся сыном, отцом, родным братом, и его смерть нарушила целостность семьи, личное неимущественное право матери, детей, сестры. Характер нравственных и физических страданий учитывается судом с учетом фактически установленных обстоятельств по делу, при которых был причинен моральный вред, а также руководствуясь критериями разумности, справедливости, коллегия приходит к выводу, что с ответчика подлежит взысканию сумма в 7,5 миллиона тенге каждому», — заключила судья Тогумбетова.
Автобус с людьми ушел под землю: 120 миллионов отсудила семья погибшего
Напомним, 4 января этого года в Павлодарской области на территории АО «Майкаинзолото» в очистное пространство недействующей шахты провалился автобус, в котором находились четыре горноспасателя. В тот же день двух погибших — 24-летнего Бердикана Саркыта и 53-летнего Олега Тышкевича — нашли и подняли на поверхность.
Тела 55-летнего водителя Айыпа Тлеубергенова и 36-летнего заместителя командира взвода Айдоса Шаймердена больше шести месяцев оставались под землей. 19 июля нашли погибшего Айдоса Шаймердена. Вечером 24 июля в ходе земляных работ был обнаружен автобус спасателей, а на следующий день во время поисковых работ обнаружили и подняли засыпанное грунтом тело Айыпа Тлеубергенова.
Напомним: ранее мы рассказывали о том, что компенсацию в размере 120 миллионов тенге отсудила семья экибастузца Олега Тышкевича, одного из четырех горноспасателей, упавших вместе с автобусом в старую шахту рудника. Двое детей, мать и сестра погибшего горноспасателя потребовали по 30 миллионов тенге, считая, что лишились родного человека по вине предприятия, на котором он проработал более 20 лет.
Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp
Источник: tengrinews.kz