“Оставили граждан без выбора“: депутат потребовал снизить цены на билеты Fly Arystan
Депутат Мажилиса Мурат Абенов выразил недовольство высокими ценами на авиабилеты, передает корреспондент Tengri Travel.
Мажилисмен обратился к главе авиакомпании Air Astana Питеру Фостеру, дочерней компанией которой является местный лоукостер Fly Arystan.
«Большинство избирателей жалуются на очень высокие цены. В Европе другие зарплаты и в Европе средняя цена лоукостера – 20 евро. У нас цены Fly Arystan 60 тысяч тенге до Туркестана, и 50 тысяч тенге до Кызылорды. Какой это лоукостер? Это одна авиакомпания, один транспорт. И он сейчас оставил граждан без выбора. Каким должен быть лоукостер – Air Astana летит, рядом должен быть рейс Fly Arystan с более дешевой ценой. Почему Air Astana не осуществляет рейсы в ту же Кызылорду из Астаны? Почему у граждан нет выбора? Как формируется цена? Насколько лоукостер сегодня оправдывает свое название?» — спросил Абенов на правительственном часе в Мажилисе.
Он также задался вопросом, когда казахстанцы смогут добиться более дешевой цены.
«Я вчера прилетел рейсом Air Astana, в салоне просидели полтора часа. Никто ничего не объяснял. Почему скрытые цены? Недавно выяснилось, что во Fly Arystan выявлены хищения на 1 миллиард тенге. Имеете ли вы и ваши заместители отношение к этому? Вернут ли гражданам лишние деньги, которые они заплатили за билеты?» — потребовал ответа депутат.
В ответ Питер Фостер заверил, что группа компаний Air Astana не является монополистом, и напомнил, что сейчас в стране действуют 4 лицензированные авиакомпании.
«Две из них входят в Air Astana group — это Air Astana и Fly Аrystan, также есть Scat и Qazaq air. Монополии на внутренние и международные рейсы больше нет. Из 4,1 миллиона пассажиров, перевезенных Fly Arystan до ноября этого года, около 3,8 миллиона приходится на внутренние маршруты, а 270 тысяч — на международные. Вы можете видеть, что Fly Аrystan является гораздо более крупным оператором внутренних перевозок, чем Air Astana. Причина в том, что Air Astana сейчас в основном сосредоточена на развитии международных маршрутов и в меньшей степени на внутренних», — сказал Фостер.
Отдельно он прокомментировал критику касательно высоких цен на авиабилеты.
«Что касается цен на билеты, я думаю, все знакомы с моделью местных авиакомпаний. Идея, конечно, очевидна: чем раньше приобретаются билеты, тем они дешевле. Чем ближе ко дню вылета, тем выше становятся цены. Цены на билеты также сильно зависят от спроса, поэтому в выходные и праздничные дни цены повышаются. Это относится к динамическому ценообразованию в отрасли. Это мировая практика. Когда в мае 2019 года был запущен Fly Аrystan, было четкое понимание того, что будет применяться местная модель динамического ценообразования, что и произошло», — отметил глава авиакомпании.
Он подчеркнул, что расходы всех авиакомпаний в основном выражены в долларах, Air Аstana и Fly Аrystan не являются исключением.
«Примерно 66,6 процента всех расходов авиакомпании, как правило, выражены в долларах, в основном это расходы, связанные с самолетами. Также издержки в отрасли после Сovid, конечно, выросли. У производителей также возникли проблемы с цепочками поставок. Но мы по-прежнему считаем, что средние цены на рейсы Fly Аrystan, как местной авиакомпании, более чем конкурентоспособны по сравнению с ценами на рейсы авиакомпаний в других странах. Это обусловлено тем фактом, что удельная стоимость полетов Fly Аrystan является одной из самых низких в мире — ниже, чем у Easyjets и Wizzair, и это дает Fly Аrystan возможность продавать билеты по сегодняшним ценам», — считает Фостер.
Сегодня депутат Мажилиса Бакытжан Базарбек заявил о том, что авиапарк Air Astana зарегистрирован в Ирландии, выразив обеспокоенность данным фактом. Депутат выразил недоумение, зачем в таком случае компании выплачиваются миллиардные субсидии.
В июле бортпроводники Air Astana опубликовали письмо, где перечисляли проблемы компании, в том числе низкие зарплаты, слишком раздутый штат. В частности, указывали, что на самом деле в Air Astana летает не 54 самолета, как говорится официально, а около 25. На жалобы ответил глава Минтранспорта Марат Карабаев.
Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp
Источник: tengrinews.kz