Авиакатастрофа, политика, Россия и Азербайджан: что сейчас происходит за кулисами?

Крушение самолета азербайджанской авиакомпании AZAL под Актау продолжает вызывать множество вопросов и версий. На фоне официального молчания, СМИ публикуют материалы, обвиняющие российскую ПВО. Политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов поделился своим мнением о возможных причинах трагедии, перспективах расследования и влиянии инцидента на отношения между странами. Подробности – в материале Tengrinews.kz.

— Насколько публикации в азербайджанских СМИ и международных изданиях, таких как Euronews и Reuters, могли быть целенаправленными или заранее согласованными?

— Сначала хочу выразить глубочайшие свои соболезнования семьям погибших и пожелания долго жить всем оставшимся в живых в результате крушения гражданского самолета Embraer азербайджанской авиакомпании AZAL.

Сегодня, 27 декабря, после этой ужасной катастрофы не остается никаких сомнений в том, что причиной ее стала работа российских средств ПВО, работающих в зоне аэропорта Грозного. Остается только неясным, была ли ошибка идентификации при наводке и ракета Панцирь-С1 приняла гражданский самолет за украинский НПЛО, атаковав непосредственно его, либо в самолет влетели осколки разорвавшейся ракеты, уничтожившей беспилотник. Знали ли об этом авиационные власти России и региональные в Чечне, можно будет сказать только после досконального изучения записей уже найденных «черных ящиков».

В первые часы после трагедии «Росавиация», ссылаясь на разговоры диспетчеров с пилотами, сообщала о столкновении самолета со стаей птиц. Скорее всего, пилотам во время полета действительно так показалось… Однако множественные сквозные отверстия на фюзеляже, крыльях, обнаруженные на останках самолета, категорически опровергают «птичью» версию и свидетельствуют о внешнем воздействии.

Что касается публикаций в азербайджанском интернет-портале Caliber.az и агентстве Euronews, а затем и в Reuters со ссылкой на источники в правительстве Азербайджана, указавшие на работу российской ПВО в качестве причины крушения самолета AZAL, это самым серьезным образом доказывает, что официальный Баку, не опровергнув эти публикации, показал, что не готов спустить эту трагическую историю на тормозах. И, более того, ждет от Москвы, что там возьмут на себя ответственность за случившееся и выплатят соответствующие компенсации. Эта позиция подтверждена депутатом азербайджанского парламента Расимом Мусабековым, заявившего вчера в интервью агентству Turan: «Самолет был сбит на территории России, в небе Грозного. Отрицать это невозможно…». Учитывая, что Turan близок к администрации президента Азербайджана, слова депутата могут выглядеть выражением официальной позиции Баку. «Ракетную» версию катастрофы спешат подтвердить также авиационные власти Франции и Великобритании, располагающие данными объективного контроля за траекторией ракеты, выпущенной по самолету. Судя по всему, Ильхам Алиев не намерен игнорировать содействие западных структур.


Фото Иса Таженбаев, Ерлан Джумаев, Экспедиция +362 / Tengrinews.kz

— Как вы оцениваете позицию Азербайджана, учитывая заявление Алиева о том, что причины крушения пока не ясны?

— Такая тактика официального Баку выглядит взвешенной и дипломатичной, но весьма принципиальной, — достоинство страны и жизнь ее граждан не может быть предметом закулисных договоренностей.

— Если версия о причастности ПВО подтвердится, как это может повлиять на отношения между Россией и Азербайджаном?

— Отношения России и Азербайджана не претерпят значительных изменений, слишком важные геополитические интересы их связывают. Можно еще предположить, что долгое молчание Кремля и лично Путина по поводу случившейся трагедии будут способствовать росту антироссийских настроений на Южном Кавказе, как впрочем, и на всем постсоветском пространстве. О падении доверительности по отношению к Кремлю и говорить нечего…

— Были ли в истории похожие случаи, когда отношения между этими странами обострялись из-за трагических инцидентов?

— В истории отношений России и Азербайджана не раз случались инциденты, в которых стороны обвиняли друг друга. 9 ноября 2020 года азербайджанские военные по ошибке сбили российский военный вертолет Ми-24 на территории Армении в паре километров от ее границы с Нахичеванской автономией Азербайджана. Два российских погибли. МИД Азербайджана извинился, обещал провести расследование и наказать виновных. Было ли это сделано, неизвестно. 20 сентября 2023 года в Карабахе азербайджанские военные расстреляли машину с российскими миротворцами, погибли 6 офицеров. На следующий день Ильхам Алиев звонил Владимиру Путину с извинениями, предлагая выплатить компенсации.

— Если версия о ракете подтвердится, как вы считаете, что будет дальше?

— В российских медиа будут стараться обходить стороной эту историю, выискивая возможные оправдания, переводя стрелки на инсинуации Запада, пытающегося внести раскол в отношения России со своими партнерами по СНГ. Отдельного внимания стоит реакция чеченского лидера Кадырова, он уже вчера стремительно постарался перевести тему с катастрофы в небе над Грозным на обсуждение угроз президенту Узбекистану Шавкату Мирзиееву и свою готовность помочь отвести эти угрозы…

Фото МЧС Казахстана

Крушение самолета Баку-Грозный под Актау: что произошло?

25 декабря близ Актау потерпел крушение пассажирский самолет авиакомпании Azerbaijan Airlines, следовавший рейсом AHY8243 по маршруту Баку (Азербайджан) — Грозный (Россия).

Самолет вылетел в 08:49 по времени Астаны из аэропорта Баку на 11 минут раньше запланированного времени. Из-за густого тумана в Грозном самолет сначала перенаправили в Махачкалу, а затем в Актау. Пролетая над Каспийским морем, экипаж подал сигнал «чрезвычайная ситуация» (squawk 7700). Пилоты запросили экстренную посадку, аэропорт готовился принять судно, но в 11:30 самолет рухнул в 3 километрах от аэропорта.

Официальная причина происшествия пока неизвестна. В СМИ распространяют разные предположения, в том числе попадание птицы в двигатель самолета, а также взрыв кислородного баллона в салоне. Черный ящик нашли вечером того же дня, теперь экспертам предстоит расшифровка его данных.

Расследование

По факту катастрофы создана межведомственная следственно-оперативная группа под руководством Генеральной прокуратуры Казахстана. В ее состав вошли специалисты транспортной прокуратуры, МВД и МЧС. Расследование находится на особом контроле генерального прокурора и главы МВД. Специалисты Embraer вылетели в Казахстан.

Сколько пассажиров было на борту

По информации МЧС Казахстана, на борту находились 62 пассажира и 5 членов экипажа:

  • 42 гражданина Азербайджана;
  • 16 граждан России;
  • 6 граждан Казахстана;
  • 3 гражданина Кыргызстана.

Среди выживших граждане Азербайджана, России и Кыргызстана. По нашей информации, к этому часу в катастрофе выжили 29 человек, но состояние некоторых тяжелое. Среди казахстанцев выживших нет.

Список погибших казахстанцев:

Девять пострадавших россиян проводили в Москву утром 26 декабря. Выживших в происшествии азербайджанцев тоже доставят на родину. Среди выживших два члена экипажа — бортпроводники Айдан Рагимли и Зульфугар Асадов. Оба находятся в сознании. Стюардессу ранее показали на видео.

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru