“Времена изменились“ — политолог Дубнов о решении Казахстана по черным ящикам

По мнению эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова, решение казахстанских властей направить черные ящики самолета азербайджанской авиакомпании AZAL в Центр расследования и предотвращения авиационных происшествий Бразилии (CENIPA) свидетельствует о серьезности, ответственности и объективности подхода Астаны к расследованию трагического крушения Embraer 190, случившегося 25 декабря в Актау, передает Tengrinews.kz.

Как отметил Аркадий Дубнов, решение Казахстана соответствует мировой практике в области расследования авиакатастроф.

«Черные ящики воздушных судов, потерпевших аварию, как правило, исследуются в странах-производителях этих самолетов. Самолеты Embraer производятся в Бразилии и пользуются высокой репутацией за свою надежность и удобство в управлении. Недаром среди авиационных специалистов эти среднемагистральные самолеты называются «самолетами для пенсионеров». Дело в том, что они полностью управляются автоматикой и вмешательство пилотов требуется лишь в случае форс-мажорных ситуаций, что и было предпринято в случае азербайджанского самолета», – рассказал политолог.

Но в результате внешнего физического воздействия была выведена из строя гидравлика, ручное управление оказалось невозможным, подчеркнул Дубнов.

«Разумеется, определение причин столь беспрецедентного отказа гидравлики и систем автоматики должно быть профессиональным, без угождения какой-либо версии, навязанной по политическим соображениям.

Но именно подобная опасность возникла бы, если бы руководство Азербайджана пошло навстречу российской стороне, предлагавшей передать черные ящики Межгосударственному авиационному комитету (МАК), структуре, созданной в рамках СНГ», — добавил он.

Как отмечает Аркадий Дубнов, поскольку МАК располагается в Москве, в Баку обоснованно опасались, что давление Кремля при расследовании окажется решающим для сокрытия ответственности российских гражданских и военных чиновников за работу ПВО над Грозным.

«О недоверии Баку к россиянам ясно говорит более чем откровенное интервью президента Азербайджана Ильхама Алиева, где он заявляет прямо: «Самолет был сбит Россией». Более того, он утверждает, что в России стремятся «замять» эту историю. С его упреками и подозрениями трудно спорить, ведь Москва три дня молчала, не желая признавать очевидные свидетельства физического воздействия на Embraer и продолжая настаивать на «птичьей» версии и версии взрыва кислородного баллона в салоне. При этом представитель Кремля Дмитрий Песков предлагал не спешить с выводами и дождаться результатов расследования, очевидно полагая, что им будет заниматься МАК. Именно поэтому трудно переоценить выверенное решение руководства Казахстана, не поддавшегося на предложение Кремля передать черные ящики в Россию», — считает эксперт.

По мнению Аркадия Дубнова, предложение о передаче ящиков в МАК казалось тем, от которого раньше было невозможно отказаться.

«Но мы видим, что времена изменились, определенно наблюдая слом эпох в отношениях самого ближнего окружения России с Кремлем. Доверие к метрополии на постсоветском пространстве катастрофически падает, история вассальных отношений «старшего брата» с «младшими» на наших глазах уходит в прошлое».

Еще один пример этому — заявления депутатов парламента Узбекистана с жесткими требованиями извинений от главы Чечни Кадырова, подчеркнул Аркадий Дубнов.

«В день катастрофы Embraer он неожиданно обрушился в адрес узбекских политиков с неприкрытыми угрозами. Эскапады Кадырова выглядели очевидным стремлением резко сменить тему в публичной сфере, которая была полностью занята обсуждением версий безответственности действий ПВО над Грозным. Напомню, кстати, что Ильхам Алиев в своем интервью, говоря о запрете полетов азербайджанских самолетов в ряд российских городов, отметил, что если со временем эти полеты возобновятся, то в Грозный летать они больше не будут», — подытожил политолог.

Напомним, 29 декабря Министерство транспорта сообщило, что Казахстан направит черные ящики разбившегося самолета Azerbaijan Airlines в Центр расследования и предотвращения авиационных происшествий Бразилии (CENIPA). Решение принято «с учетом рекомендации ИКАО и проведенных консультаций с авиационными властями Азербайджана и России».

Крушение самолета в Актау: что произошло?

25 декабря 2024 года в трех километрах от аэропорта Актау произошла трагическая авиакатастрофа с участием самолета Embraer азербайджанской авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL). Самолет, выполнявший рейс Баку – Грозный, потерпел крушение при попытке экстренной посадки. На борту находились 62 пассажира и 5 членов экипажа.

Расследование и версии

Расследование катастрофы возглавляет Казахстан в соответствии с Конвенцией ИКАО. В работе участвуют специалисты из Азербайджана, России, международные эксперты и представители Embraer. Черные ящики изъяты и расшифровываются с участием международных экспертов.

Азербайджанские СМИ, а также Euronews и Reuters, опубликовали материалы, в которых обсуждается версия о работе российских средств ПВО как одной из причин катастрофы.

28 декабря Владимир Путин принес свои извинения в связи с тем, что трагический инцидент произошел в воздушном пространстве России, и еще раз выразил глубокие и искренние соболезнования семьям погибших, пожелал скорейшего выздоровления пострадавшим.

29 декабря Ильхам Алиев сообщил, что азербайджанский гражданский самолет получил повреждения извне на территории России, близ города Грозный, и практически потерял управление. По его словам, судно привели в неуправляемое состояние средствами радиоэлектронной борьбы.

Кроме того, президент Азербайджана заявил о требованиях к России.

«Во-первых, российская сторона должна извиниться перед Азербайджаном. Во-вторых, она должна признать свою вину. В-третьих, виновные должны быть наказаны и привлечены к уголовной ответственности, а Азербайджанскому государству, пострадавшим пассажирам и членам экипажа должна быть выплачена компенсация. Это наши условия. Первое из них было выполнено уже вчера. Я надеюсь, что остальные наши условия также будут приняты», — сказал Алиев.

Сколько пассажиров было на борту

По информации МЧС Казахстана, на борту находились 62 пассажира и 5 членов экипажа:

  • 42 гражданина Азербайджана;
  • 16 граждан России;
  • 6 граждан Казахстана;
  • 3 гражданина Кыргызстана.

Среди выживших граждане Азербайджана, России и Кыргызстана. По нашей информации, к этому часу в катастрофе выжили 29 человек, но состояние некоторых тяжелое. Среди казахстанцев выживших нет.

Список погибших казахстанцев:

Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru