Необычный проект: парк и транспортный узел предложили построить на пути к Медеу
В Алматы предприниматели презентовали проект парковой зоны на подъезде к Медеу и транспортного узла, который должен решить проблему с пробками на каток и курорт. Так они хотят сделать родной город лучше. Подробнее — в материале Tengrinews.kz.
Что за проект предложили построить на подъезде к катку «Медеу»
Компания Medeu Eco Park презентовала идею создания рекреационной парковой зоны у бывшего экопоста по дороге к высокогорному катку. Она будет состоять из спортивных площадок и благоустройства территорий, используемых нецелевым образом. Сейчас на этой земле свален мусор и растут сорняки.
Фото предоставлено разработчиками проекта
Проект также предполагает строительство транспортного коридора с организацией трех перехватывающих парковок — транспортно-пересадочного узла (ТПУ). Подобные узлы применяются в таких городах, как Токио, Москва, Париж, и показывает свою эффективность для разгрузки туристических маршрутов от транспорта.
Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев
«Сегодня мы выходим с инициативой по строительству ландшафтного парка в урочище Медеу. Сейчас многое делается, чтобы развить Медеу, к примеру, предлагается продлить городской терренкур до катка, благоустроить прилегающую территорию, сделать это место популярным. В то же время сохраняются транспортные проблемы, дорога до Медеу занимает много времени из-за километровых пробок, что очень плохо влияет на экологию. Инфраструктура «Медеу» и «Шымбулака» построена для спорта, катания на коньках и лыжах. Там нет малой инфраструктуры для детей, представителей пожилого возраста. Есть только лестница здоровья, а в целом старики и дети вынуждены ходить вдоль дорог, и им это не особенно интересно. Мы хотим создать общественное пространство для семейного отдыха и одновременно решить транспортную проблему«, — рассказал автор проекта, бизнесмен Темиржан Мейрамбеков.
Инициаторы проекта подчеркивают, что парк останется городу и будет собственностью всех алматинцев.
Каким будет парк и для кого он предназначен
Разработчики проекта парковой зоны Дарья Коваленко и Айдана Мураджанова из компании Atlas Global KZ рассказали, что между городом и Медеу необходимо доступное для отдыха горожан природное пространство. Это может быть природный парк с компактной инфраструктурой, доступной для людей всех возрастов, больше семейной направленности, с учетом современных стандартов для пространств отдыха от детей до старшего поколения.
Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев
Общая площадь Medeu Park должна составить 20,2 гектара. В центре должен разместиться ТПУ, а по обеим сторонам от него — природный парк с прогулочной зоной и зона для более активного семейного времяпрепровождения на воздухе. В транспортный узел предлагается интегрировать фуд-корт. Недалеко от входа должен разместиться визит-центр. В парке также предлагается разместить площадь для камерных мероприятий и тропы для экологического туризма.
Зонирование парка предполагается вдоль реки. Тропа для прогулок должна быть интегрирована в терренкур, который сейчас строят до Медеу.
Эскиз парка от разработчиков проекта
Променад вдоль реки, по словам архитекторов, должен быть приподнят над землей. Он будет построен из деревянного настила. Вдоль него разместятся скамейки, урны, навигация с информацией о флоре и фауне урочища Медеу. Освещение зоны планируется встроить в поручни ограждения, без фонарей и внешних светильников.
Эскиз парка от разработчиков проекта
На протяжении всего парка, помимо променада, хотят обустроить прогулочную зону из двух частей — пешеходной зоны, без плитки, с единым монолитным покрытием из влагонепроницаемых материалов и через небольшой буфер беговой дорожки с велодорожкой. Беговая дорожка может также использоваться для хайкинга и других видов активного отдыха.
Эскиз парка от разработчиков проекта
У холма планируется оборудовать видовую зону с сохранением местных растений — трав и многолетников. Там планируют создать сенсорный сад с растениями в кадках, которые можно будет потрогать и понюхать. В целом территория парка будет озеленена на 92 процента. Авторы хотят сохранить многие растущие здесь деревья и луговые травы.
Эскиз парка от разработчиков проекта
Знакомство с парком посетителей будет начинаться от визит-центра, который разместится недалеко от ТПУ. Центральная аллея от визит-центра станет осью парка, вдоль которой разместится событийная площадь для мероприятий до 1500 человек, павильон для камерных культурных событий, амфитеатр, творческий комьюнити-центр.
Эскиз парка от разработчиков проекта
С другой стороны от ТПУ должны разместиться плейхаб и активная площадка. Детская площадка будет создана с использованием природных материалов. На ней разместится поляна для малышей, зона активных игр, арт-объект «Синяя птица», зона игр на склоне, полоса препятствий.
Активная зона будет предназначена для отдыха пожилых людей и маломобильных групп населения. На ней разместят тренажеры для тренировки мышц и мелкой моторики. Она будет доступна людям на коляске. В качестве покрытия планируется использовать мягкий материал — деревянную мульчу.
Какие проблемы с транспортом на Медеу и как их предлагают решить
Согласно данным, приведенным разработчиками проекта, в средний по нагрузке выходной день зимой транспортный поток в сторону Медеу составляет 2800 человек в час. Уже в следующем году он вырастет до 3700 человек. К 2027 году прогнозируется рост до 4200 человек в час. То есть поток транспорта возрастет почти в два раза в течение следующих лет.
Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев
При этом поездка в час пик на личном транспорте сейчас занимает в среднем 28 минут. В следующем году она удлинится до 37 минут, а к 2027 году — до 42 минут, из которых большую часть составит ожидание в пробке.
Поездка на общественном транспорте сейчас занимает 52 минуты. В 2026 году поездка в автобусе уже займет больше часа, а к 2027 году — 69 минут. К 2029 году время поездки увеличится уже до 75 минут. При этом загрузка автобуса в час пик уже сейчас составляет 76 процентов, а к 2027 году должна вырасти до 115 процентов.
«Время поездки на автомобиле и общественном транспорте вырастет почти в два раза, и они будут загружены и даже перегружены. Автобусы будут набитые, а водители будут до получаса искать место на парковке. Мы понимаем, что радикально расширить проезжую часть невозможно, и поэтому в проекте делаем упор на общественный транспорт. Чтобы снизить нагрузку на однополосный участок, предлагается перераспределить парковочные места с Медеу через сеть перехватывающих парковок, которые разместятся ниже. На всем протяжении коридора от площади Абая до Медеу нужно создать парковки у самой площади, «Ритц-паласа», «Агросельхоза» и Medeu Park (у бывшего экопоста)», — рассказал транспортный эксперт проекта, руководитель компании Future of Mobility Ян Пагудца.
Эти парковки предполагают связать маршрутами общественного транспорта — экспресс-маршрутов к Медеу, с остановками на каждом «перехвате», где водители могли бы оставить личный транспорт, и экошаттлом от Medeu Park до Шымбулака.
Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев
Кроме того, предлагается ввести тарифные зоны на парковку по коридору по принципу «чем выше, тем дороже».
«На нашей территории разместится паркинг на 700 машиномест. По сути, наш транспортно-пересадочный узел должен стать хабом, где можно было бы совершить комфортную пересадку с автомобиля на автобусы. Кроме того, мы хотим разместить у себя зарядную станцию для электробусов, интегрированную в паркинг. При этом, чтобы обеспечить приоритет общественного транспорта над личным и чтобы машины и автобусы друг другу не мешали, мы хотим создать два новых компактных моста — один для индивидуального транспорта, который будет вести к нижнему уровню парковки, а другой выше для общественного транспорта», — добавил Ян Пагудца.
Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев
По словам эксперта, подобный подход применяется в курортных зонах во всем мире. К примеру, в Швейцарии организуются перехватывающие парковки на железнодорожный транспорт до самих курортов. Подобный терминал есть в Маттерхорне (вершина в Пеннинских Альпах на границе Швейцарии и Италии — прим. ред.). В Австрии не было возможности разместить железную дорогу, и посетителей курорта доставляют с перехватывающей парковки шаттлы, как и планируется сделать в Алматы.
Ян Погудца добавил, что это место должно стать не только новой точкой притяжения, но и помочь решить общегородскую проблему с транспортной доступностью горного кластера.
Сколько будет стоить проект и кто за него будет платить
Автор проекта Темиржан Мейрамбеков отметил, что точная стоимость организации парка и парковки пока неизвестна, но в среднем в подобных парках стоимость одного гектара составляет 1,5 миллиона долларов.
Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев
Бизнесмен также ответил на вопрос о финансировании проекта.
«Я разговаривал с друзьями-предпринимателями, и они очень высоко оценили проект и готовы принять в нем участие. Так как это инфраструктурный проект, то нужно говорить о государственно-частном партнерстве, то есть ГЧП не в юридической форме, а фактически, где бизнес на себя берет не менее 50 процентов. Я не могу сказать, сколько вложу лично своих средств, но в целом бизнес должен обеспечить половину от стоимости проекта«, — отметил Темиржан Мейрамбеков.
По поводу участка бизнесмен ответил, что это городская земля и она останется городской. Они не претендуют на нее, и вопрос о покупке участка не стоит. Предполагается, что государство само выделит участок.
Автор проекта также подчеркнул, что это не бизнес-проект, так как содержание парка не окупает в полной мере затрат. Бизнес-составляющая будет представлена в виде фуд-корта, каких-то заведений, проведения мероприятий, но она не будет ключевой.
Напомним, ранее Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время расширенного заседания в правительстве назвал развитие туризма ключевой задачей для экономики, отметив его отставание. Глава государства призвал срочно улучшить инфраструктуру, особенно в уникальных заповедниках, и активнее привлекать частных инвесторов.
«Нельзя идти на поводу у людей, которые в штыки встречают любые меры по усилению инвестиционного потенциала туристической сферы, как это произошло со знаменитым урочищем Бозжыра в Мангистауской области. Правительство и региональные власти должны принимать более решительные меры по улучшению делового климата. Проблема привлечения инвестиций в экономику поставлена мной на первое место неслучайно. Это вопрос стратегической важности, его решение во многом предопределит будущее нашей экономики и место Казахстана на карте мира», — сказал Президент.
Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp