К чему приведет рост НДС? Экономист оценил инициативы правительства
На расширенном заседании правительства обсуждались ключевые изменения в налоговой системе, необходимость повышения НДС и пути борьбы с инфляцией. Экономист Алмас Чукин объяснил, почему правительство прибегло к таким мерам, к чему это приведет и как Казахстан может справиться с экономическими вызовами, передает Tengrinews.kz.
Напомним, правительство заявило о необходимости повысить ставку налога на добавленную стоимость (НДС). На сколько именно предлагается повысить налог, еще предстоит обсудить в Парламенте. Обсуждается ставка от 16 до 20 процентов при текущих 12. Кроме того, планируется снизить порог для постановки на учет по НДС с 78 по 15 миллионов тенге.
При этом предлагается снизить нагрузку на фонд оплаты труда (ФОТ) предпринимателей. По словам вице-премьера Жумангарина, нагрузка на ФОТ, которую платит бизнес, составляет порядка 40 процентов, что влияет на себестоимость товаров.
«Вынужденная мера»
Алмас Чукин считает, что повышение налогов — мера неприятная, но необходимая для стабилизации финансовой ситуации в стране.
«Повышение налогов никому не нравится. Когда государство забирает у вас деньги, ничего приятного в этом нет. В принципе, у нас были благополучные годы, не было никаких кризисов. Тем не менее каждый год мы забирали по 5 триллионов из Нацфонда, чтобы заделать дыру в бюджете. Стало понятно, что дальше так не пойдет. Посчитали, что к 2035 году у нас не останется Нацфонда — что надо что-то делать. Поэтому повышение налогов — это вынужденная мера. Самое главное — не надо забывать, что мы не только выправляем бюджет, а раскачиваем государственные финансы. Если государство не будет платить по своим обязательствам, зарплату учителям и сотрудникам полиции, хорошего в этом ничего не будет. Эти деньги не на Луне существуют. То, что соберут в виде дополнительного налога, назад вернется, бюджет тратится на нас самих», — заявил он.
Снижение порога для постановки на учет по НДС до 15 миллионов тенге, по мнению эксперта, в первую очередь затронет малый и средний бизнес.
«Если мы введем для всех 20 процентов, а для тех, кто хочет под другим налоговым режимом, оставим низкую ставку, еще вдобавок оставим высокий порог, то все уйдут — люди выберут, где им выгоднее. Поэтому эта мера останется только для малого бизнеса. Около 80 процентов субъектов МСБ подпадают под новый порог, а оставшиеся 20 процентов, чей доход превышает этот лимит, потеряют такую возможность и вынуждены будут перейти на общий режим налогообложения», — пояснил эксперт.
О проблеме социального налога
Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что правительству необходимо учитывать интересы всех регионов и не допустить замедления их развития. Особое внимание он уделил вопросу социального налога, отметив, что резкие изменения могут лишить акимов финансовых стимулов. Глава государства поручил еще раз тщательно проанализировать ситуацию и предложить сбалансированное решение.
Социальный налог, по словам Чукина, является значительной нагрузкой на бизнес.
«Там важная техническая проблема. Правительство предложило поднять НДС, но в последние годы из-за того, что денег не хватало на социальные программы, постоянно увеличивали социальный налог. Социальный налог берется с бизнесменов, из ФОТ. Тем самым он очень неприятный. В результате бизнесменам дорого обходятся зарплаты. По расчетам правительства, совокупная нагрузка на ФОТ составляет 44 процента — то есть, чтобы выплатить сотруднику 100 тенге, работодателю приходится дополнительно отдавать 44 тенге. Поэтому сложно поднимать зарплаты людям, нагрузка большая», — подчеркнул он.
По словам эксперта, одна из ключевых проблем заключается в том, что социальный налог формирует значительную часть доходов местных бюджетов.
«Если его отменить, то мы фактически выбиваем финансовую основу у Алматы, Костаная, у районных центров. У них из бюджета выпадает значительный доход, который они собирали. При этом НДС, в отличие от социального налога, поступает в республиканский бюджет, то есть в Астану», — добавил экономист.
Экономическая эйфория прошлых лет
С 1995 по 2009 год в Казахстане была снижена ставка НДС с 20 до 12 процентов. Как объяснил Чукин, тогда страна могла себе позволить это за счет экономического роста, который сопровождался повышением доходов государства.
«Эйфория экономическая была, было политическое заигрывание при Назарбаеве. С 2004 года резко стали расти доходы государства за счет крупных нефтяных проектов и роста цен на нефть. До этого цена на нефть была очень низкой. У государства появилось много денег, и оно стало добрым. Чтобы развивалась экономика, подоходный налог снизили до 10 процентов, единую ставку НДС снизили до 12, но особо ничего хорошего не произошло.
Сейчас есть те, кто начинает кричать: что 20 процентов убьет бизнес, все закроется. Ничего не закроется, никто не умрет. Когда сделали 12 процентов, не сильно у нас что-то появилось. Сделают 20 процентов, это больше удар по кошельку населения, мы почувствуем это в магазине. Если iPad стоил 1000 долларов, то теперь будет плюс 200 долларов, разницу на 80 долларов вы почувствуете. Кто ел черную икру, будет на красную переходить. Кто ел гречку, будет переходить на перловку», — добавил Чукин.
Основная проблема в реализации жестких бюджетных правил заключается в том, что правительство не может остановить расходы, считает экономист.
«Придумали бюджетные правила, чтобы из Нацфонда не брать больше определенной величины. В прошлом году денег не хватало, поэтому в конце года выпросили еще денег из Нацфонда, а также продали акции сами себе — из одного кармана в другой переложили. Нацфонд купил акции у «Самрук-Казына», и деньги пошли в бюджет. Это называется финансированием в скрытом виде. Сами те, кто придумывает правила, не соблюдают их», — заявил он.
Эксперт выделил три ключевых фактора в борьбе с инфляцией: развитие производства, усиление конкуренции и стимулирование импорта. Он подчеркнул, что для эффективного регулирования цен важно не просто ограничивать денежное обращение, а создавать условия для роста экономики.
«Надо не деньгами помогать, а убирать лишние ограничения и дать возможность бизнесу заниматься производством. Инфляция идет оттого, что у людей становится больше денег. Людей больше, а предложение ограничено. Если квартир не хватает на всех, то цены начинают расти. Поэтому главный метод борьбы — это не людей делать беднее. Когда Нацбанк повышает процентную ставку, он тем самым ограничивает объем денег, побуждая людей хранить их на депозитах, вместо того чтобы тратить. Таким образом мы снизим количество денег и выровняем спрос предложениями, и инфляция успокоится. (…) Я думаю, Президент имел в виду, что Нацбанк может продолжать закручивать гайки, но Нацбанк не исправит инфляцию. Инфляцией должно больше заниматься правительство, не Нацбанк», — подчеркнул он.
У бизнеса появится возможность повысить зарплаты
Алмас Чукин предположил, что идея правительства о снижении налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет отмены социального налога и обязательных пенсионных взносов работодателя может помочь казахстанцам.
«Это в первую очередь поможет простым людям, потому что у бизнеса появится возможность компенсировать и повысить зарплаты людям, поскольку нагрузка налога на зарплату уменьшится. А для обеспеченных людей это не очень важно, потому что у них основная часть дохода не от заработной платы, а от дивидендов и депозитов. Таким образом, это больше такая народная мера», — заключил эксперт.
Ранее Серик Жумангарин назвал сроки, когда правительство определится с размерами ставки НДС.
Напомним: на расширенном заседании правительства премьер-министр Олжас Бектенов заявил, что в Казахстане необходимо повысить ставку НДС. Глава государства поддержал решение о реформах.
Читайте также: В правительстве назвали “самую большую проблему“ экономики Казахстана
Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp