Дорогой авиакеросин в Казахстане: в чем причина
Вопрос высокой стоимости авиационного керосина в аэропортах Казахстана остается актуальным и вызывает обеспокоенность. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства подчеркнул необходимость обеспечения ценовой доступности авиатоплива, отметив, что «авиакеросин в наших аэропортах, в частности в столичном аэропорту, слишком дорогой». Tengri Travel решили выяснить, почему в Казахстане дорогой авиакеросин и что с этим планируют делать министерства.
Кто определяет цену на авиакеросин
В Министерстве энергетики Казахстана нам объяснили, что стоимость авиатоплива формируется на рыночных условиях, так как оно не подпадает под государственное регулирование. Министерство не контролирует цены на керосин, а участники рынка – авиакомпании и аэропорты – самостоятельно занимаются закупками.
«На текущий момент авиакеросин не входит в перечень нефтепродуктов, на которые устанавливается государственное регулирование. Таким образом, цены формируются на рыночных условиях, авиакомпании и аэропорты самостоятельно занимаются авиатопливообеспечением», – рассказали в ведомстве.
В Министерстве транспорта нам рассказали, что сейчас в воздушной гавани Астаны работают три независимых топливных оператора – «КазМунайГаз-Аэро», Tarlan Aero и BUSINESS-JET EUEL, а также сам аэропорт, который заправляет небольшое количество чартерных и грузовых рейсов.
«Местные пассажирские авиаперевозчики, в том числе авиакомпании Air Astana, Scat, Fly Arystan и Qazaq Аir, осуществляют заправку собственным авиатопливом. Имеющиеся в столичном аэропорту 3 (три) топливных оператора при этом заправляют 89 процентов от общего объема рейсов иностранных авиакомпаний, которые осуществляют регулярные пассажирские рейсы, в том числе Lufthansa, Turkish Airlines, LOT Polish Airlines, Air China, China Southern Airlines, Аэрофлот, Flydubai и другие», – отметили в ведомстве.
В ведомстве также подчеркнули, что наряду с заправкой чартерных рейсов также осуществляется заправка грузовых рейсов.
«Для грузовых рейсов действуют самые конкурентные цены в Казахстане, поэтому в данный момент в столичный аэропорт выполняют рейсы с технической остановкой для дозаправки иностранные грузовые авиакомпании. Аэропорт Астаны тем самым активно развивает транзитный потенциал и пользуется преимуществом географического положения. В связи с тем, что АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» не продает авиационный керосин на пассажирские рейсы, влияние цен на авиационный керосин, который реализовывает общество, на стоимость авиабилетов отсутствует», – рассказали в Министерстве транспорта.
Почему авиакеросин дорогой
Цены на авиатопливо в Казахстане, как рассказали в Министерстве энергетики, формируются на рыночных условиях.
«При формировании ценовой доступности учитываются различные аспекты, такие как предпочтения и ожидания потребителей, затраты на производство и реализацию, конкуренция на рынке», – перечислили в ответе на запрос.
Мы поинтересовались, планируется ли увеличение объемов производства авиатоплива на территории Казахстана.
«На сегодняшний день НПЗ реализуются проекты увеличения производства авиатоплива до 1,4 миллиона тонн в период 2026-2030 годов, в том числе проекты: повышение эксплуатационной эффективности на Атырауского НПЗ и увеличение производства авиатоплива со 135 до 165 тысяч тонн в год к 2028 году, строительства установки производства водорода на Павлодарского НХЗ и увеличение производства авиатоплива со 170 до 205 тысяч тонн в год к 2026 году, расширение Шымкентского НПЗ и увеличение производства авиатоплива c 300 тысяч тонн до 1 миллиона тонн в год к 2030 году», – поделились в Минэнерго.
Мы поинтересовались, во сколько авиакомпаниям обходится покупка данного вида топлива, однако ни в Министерстве энергетики, ни в Министерстве транспорта на это вопрос нам не ответили.
Однако в Министерстве энергетики нам рассказали, что на текущий момент субсидии для производителей авиакеросина не предусмотрены и не планируются.
В Минтранспорта поделились, что рассматривается вопрос расширения перечня используемых стандартов авиатоплива.
«Вносятся соответствующие поправки в правила обеспечения авиационного ГСМ гражданских воздушных судов. Данные изменения позволят импортировать авиатопливо из стран, не входящих в ЕАЭС, и использовать иные стандарты при его производстве. Импорт авиатоплива осуществляется для удовлетворения потребностей субъектов гражданской авиации и развития транзитного потенциала страны. Кроме того, для выпуска авиатоплива марки Jet A-1 на территории Казахстана зарегистрирован стандарт ASTM D1655, который также будет включен в вышеуказанные правила», – сообщили в ведомстве.
Напомним, Токаев на расширенном заседании правительства поручил антимонопольному ведомству совместно с правительством выполнить эту задачу уже в первой половине года.
«Предстоит создать целостную экосистему, включающую в себя грузовые и пассажирские терминалы, логистические центры и современные сервисы. Необходимо упростить все процедуры по сопровождению грузов и обеспечить ценовую доступность авиатоплива. Последний момент крайне важен, потому что авиакеросин в наших аэропортах, в частности в столичном аэропорту, слишком дорогой», – сказал Токаев.
Читать также: “Экстренно развернули“: самолет не долетел до Караганды
Источник: tengrinews.kz