Что известно о создании международного аэрохаба в Казахстане

В конце января Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил в срочном порядке создать в Казахстане международный аэрохаб. Tengri Travel узнали, что известно о новом проекте. Подробнее – в материале.

Где появится международный аэрохаб

Как рассказали в Министерстве транспорта, развитие аэрохабов планируется на базе шести аэропортов:

  • Астана;
  • Алматы;
  • Актау;
  • Актобе;
  • Караганда;
  • Шымкент.

Одним из ключевых направлений развития, как отметили в ведомстве, станет модернизация инфраструктуры, включая взлетно-посадочные полосы, логистические терминалы и складские комплексы.

«Эта работа будет осуществляться совместно с инвесторами. В Астане, Алматы и Актау – иностранные инвесторы; в Караганде и Шымкенте – отечественные инвесторы; в Актобе поиск инвестора ведется», — подчеркнули в Министерстве.

Каким будет международный аэрохаб

Мы поинтересовались у ведомства, как должен выглядеть международный аэрохаб, какой обладать мощностью, а также какие функции он будет выполнять, помимо функций, которые сейчас выполняют аэропорты Казахстана. В ответ нам рассказали, что каждый международный аэропорт обязан иметь генеральный план, который описывает этапы развития инфраструктуры аэропорта и содержит перечень задач с планом их реализации.

«Генеральный план разрабатывается эксплуатантом аэропорта на основе информации об экономической целесообразности, прогнозов перевозок, текущих и будущих требований, предъявляемых эксплуатантами воздушных судов, а также периодически пересматривается с учетом объема воздушного движения на аэродроме.

При составлении генерального плана необходимо проводить консультации с участвующими в деятельности аэродрома сторонами, в частности с эксплуатантами воздушных судов. Эксплуатанты воздушных судов в целях содействия составлению генерального плана развития аэропорта должны предоставлять эксплуатанту аэропорта информацию о типах, характеристиках и количестве воздушных судов, которые предполагаются ввести в эксплуатацию, ожидаемом увеличении числа операций воздушных судов и предполагаемом объеме пассажирских и грузовых перевозок», – ответили в ведомстве.

Мы также узнали, будет ли аэрохаб включать в себя грузовые и пассажирские терминалы, логистические центры и современные сервисы, как было озвучено Президентом, а также спросили, на какие средства планируется создание хаба. Четкий ответ мы не получили, но нам рассказали про то, что шесть аэропортов будут иметь специальные экономические зоны.

«Развитие аэрохабов будет реализовываться и по направлению внедрения специальных экономических зон в аэропортах Астаны, Алматы, Актау, Актобе, Караганды и Шымкента. Оно проводится с целью создания благоприятных условий для инвесторов, увеличения пассажиро- и грузопотока, создания производств. В аэропорту Актобе СЭЗ уже создан, остальные аэропорты находятся на стадии подготовки и согласования. Также планируется упрощение таможенных процедур и рассмотрение вопроса налоговых преференций», – поделились в Министерстве.

Отметим, что премьер-министр Олжас Бектенов сообщил, что на модернизацию шести аэрохабов планируется привлечь 2,1 миллиарда долларов.

В своем запросе мы также спросили у Министерства транспорта, в какому году в Казахстане появится свой международный аэрохаб, но ответа не получили.

Нам рассказали, что планируется подключить все аэропорты страны к системе E-Freight для автоматизации процессов.

«На сегодняшний день существует информационная система E-freigh, которая направлена на переход от бумажного к электронному документообороту. Она способствует снижению затрачиваемого времени при обработке грузов, снижению коррупционных рисков и повышению привлекательности грузового сектора Казахстана. На данный момент ведется работа по подключению всех аэропортов страны к системе E-Freight, интеграции с новым программным обеспечением «Кеден» таможенных органов Казахстана и с системой Agriculture Министерства сельского хозяйства Казахстана», – поделились в ведомстве.

Как будут развивать внутреннюю авиацию и транспортную доступность туристических зон

Помимо международного аэрохаба, Президент поручил улучшить и региональную авиасеть и обеспечить строительство аэропортов в курортных зонах Катон-Карагай, Зайсан и Кендерли. Отметим, что в настоящее время действуют четыре аэродрома местных воздушных линий: Урджар, Зайсан, Ушарал и Балхаш.

«На сегодняшний день определены участки на строительство аэропортов в данных курортных зонах. В Зайсане аэропорт расположится на территории бывшего военного аэродрома имени Сатпаева. Расстояние от места строительства до Зайсана составляет 25 километров. В Катон-Карагайском районе новую воздушную гавань построят между селами Катон-Карагай и Улкен Нарын, недалеко от села Солдатово. Расстояние от места строительства до села Катон-Карагай составляет 38 километров. Строительство аэропорта Кендерли планируется в 13 километрах от курортной зоны Кендерли», – рассказали в Министерстве.

В ведомстве рассказали, что первоначально для этих объектов будут предусмотрены взлетно-посадочные полосы длиной 2200 метров, с последующим расширением.

«На начальном этапе будет построено ИВПП длиной 2200 метров с шириной 35 метров для воздушных судов Q400, ATR 42/72, СRJ200, с дальнейшим удлинением до 2600 метров с шириной 45 метров, что позволит принимать широкофюзеляжные самолеты с большой вместительностью типа Airbus A320, Boeing 737.

На сегодняшний день ведутся работы по оформлению земельного участка и составлению заданий на проектирование. В 2024 году за счет республиканского бюджета была проведена работа по реконструкции рулежной дорожки (РД-2) и перрона аэропорта в городе Балхаш.

Также в этом году планируется реконструкция аэровокзала и строительство здания службы специального транспорта аэропорта в Балхаше. Вместе с тем в соответствии с протокольным поручением Главы государства от 13 июня 2024 года по вопросам развития туризма на сегодняшний день разработан проект по реконструкции терминала аэропорта Урджар», — поделились в ответ на наш запрос.

Отметим, что строительство новых аэропортов в курортных зонах Кендерли, Зайсан и Катон-Карагай планируется завершить в текущем году.

Мы поинтересовались, какие типы воздушных судов малой авиации планируется приобретать за счет «Фонда развития промышленности».

«В настоящее время заинтересованность в приобретении воздушных судов для развития внутреннего туризма через АО «Фонд развития промышленности» проявлена АО «Авиакомпания «Южное небо», ориентировочная потребность — 3 воздушных судов ATR72.

В соответствии с вышеуказанной потребностью и финансовой моделью использования самолетов ATR72 авиакомпанией «Южное небо» АО «Фонд развития промышленности» прорабатываются условия финансирования из внебюджетных источников (срок кредитования, процентная ставка и другие).

При этом, с учетом необходимости лизинга новых воздушных судов, процесс приобретения может занять в среднем 2-3 года (очередь поставок у производителя воздушных судов)», — заключили в ведомстве.

Напомним, Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил в срочном порядке создать в Казахстане международный аэрохаб.

«Еще одна срочная задача – это создание на территории нашей страны международного аэрохаба. Нужно принять самые решительные меры с целью преобразования наших крупных аэропортов в международные конкурентоспособные хабы.

Предстоит создать целостную экосистему, включающую в себя грузовые и пассажирские терминалы, логистические центры и современные сервисы», — сказал Токаев на расширенном заседании правительства.

По его словам, в зоне пристального внимания должно быть развитие внутренних авиамаршрутов, особенно это касается вопроса инфраструктуры на основных туристических объектах.

«Взлетно-посадочные полосы курортных зон Балхаша и Алаколя уже модернизированы. Предстоит раскрыть потенциал курортных зон Катон-Карагая, Зайсана и Кендирли. В курортных зонах нужно строить аэровокзальные комплексы и аэропорты с подведением качественной дорожной инфраструктуры. За счет Фонда развития промышленности следует приобрести воздушные суда малой авиации», — поручил Президент.

Токаев особо отметил, что при реализации туристических проектов важно не нарушить экологический баланс, избежать ущерба природе.

Читать также: Четыре иностранных лоукостера запустят рейсы из Казахстана

TengriTravel

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru