В ботаническом саду Петропавловска готовятся жечь костры для спасения растений
В ботаническом саду Петропавловска снова спасают от гибели уникальные тропические растения. На днях ураганным ветром сорвало часть кровли, в зимнем саду и оранжерее резко понизилась температура, и, чтобы согреть растения, в саду круглосуточно работают калориферы, а также ждут своего часа печи-буржуйки и газовые горелки, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Минувшей осенью мы рассказывали, что в ботаническом саду Петропавловска несколько суток подряд жгли костры, чтобы спасти редчайшую коллекцию тропических растений. Тогда в регион пришла настоящая зима со снегом и ночными морозами, а ботанический сад не подключили к теплу из-за затянувшегося ремонта городской сети теплоснабжения.
В оранжерее и зимнике сада температура упала до 8 градусов, что было губительно для тропических растений.
Из-за критической ситуации работники сада обратились к опыту 1990-х годов, когда в огромном комплексе не было света и тепла, и хранителю сада Равилю Рязапову приходилось жечь костры в оранжерее, чтобы согреть замерзающие растения.
29 апреля случилась новая напасть. Бушевавший в Петропавловске ураган серьезно повредил купол зимнего сада, сорвав с кровли листы толстого поликарбоната вместе с металлическими рамами.
«Вырвало сначала один лист, затем через минут 15 — второй. Вот видите: сотовый поликарбонат крепится на эти металлические планки, листы сильным ветром вырвало вместе с ними, с резинками – все это улетело на соседнюю территорию. Хорошо, что никто не пострадал. Эти листы уже болтались. Мы били тревогу с января, когда обнаружили, что они на ветру начали подниматься. Но, к сожалению, все не так просто», — отметил директор ботанического сада Артур Рязапов.
Опять крыша поехала…
Нынешнюю кровлю возвели над зимним садом в 2010 году в ходе глобальной реконструкции. Тогда вместо старой стеклянной 12-метровой крыши, которую многократно пробивали высокие пальмы, вырос этот купол высотой 22,5 метра из современных полисотовых материалов.
Но уже в январе 2011 года с кровли сорвало несколько листов, после этого работники сада боялись каждого сильного ветра. За шесть лет кровлю срывало восемь раз.
«Конструкция кровли не рассчитана для северных условий. Для нас нужна двухскатная крыша. Кроме того, на нашу кровлю купольного типа не хватило длины листа, поэтому строители стыковали листы алюминиевыми планками. Плюс еще, как потом уже выяснилось, подрядчик сэкономил на специальных термошайбах, которые крепят листы. Поэтому конструкция получилась крайне ненадежная. Стыки постоянно расходятся, через них ветер начинает проходить… Мы сразу это слышим, такой звук волчка появляется. И потом через какое-то время эти листы срывает», — поделился Артур Рязапов.
Директор сада вспоминает, что в 2016 году на кровле наконец-то провели усиление конструкций. Тогда после изучения технологии и консультации с производителем руководители сада заключили договор напрямую с местными подрядчиками. Они работу сделали хорошо, и семь лет крышу не срывало.
«В 2023 году, когда уже от времени и погоды термошайбы разрушились, как говорится, крыша снова поехала. Тогда было решено делать текущий ремонт купола по его герметизации. Я настаивал, чтобы ремонт делали компании, хорошо себя зарекомендовавшие. Но в итоге разыграли открытый конкурс, который выиграла шымкентская фирма, предложив наименьшую цену. Сюда этот подрядчик, который изначально признался, что такую кровлю никогда не делал, не привез ни технику, ни инженеров, ни рабочих. Всех он нанимал здесь, на месте», — рассказал Артур Рязапов.
По его словам, ремонт тогда изначально не задался. Рабочие менялись чуть ли не каждый день. Последние швы вообще доделывал представитель подрядчика, работавший у него переводчиком.
«В итоге они заменили один аварийный лист поликарбоната и провели герметизацию швов. Подрядчик обещал, что кровля будет крепкая, но уже вскоре начали появляться щели. А когда в январе этого года листы начало поднимать, мы письменно попросили подрядчика восстановить аварийный участок, так как гарантийные сроки еще не закончились. Но тот ответил, что якобы на том участке вообще не работал и делать ничего не будет», — сетует директор ботанического сада.
Руководству ботанического сада пришлось подать иск на подрядчика, но в суде потребовалось заключение технического эксперта, а его услуги стоят более 3 миллионов тенге.
«Для сравнения: один 12-метровый лист сотового поликарбоната, который заменили в рамках того ремонта, обошелся в 300 тысяч тенге. Представляете, сколько можно новых листов на эти три миллиона приобрести?» — отмечает Рязапов.
Дым во спасение
Во время нашего визита в ботаническом саду сильно прохладно, по помещению вовсю гулял ветер.
«Сейчас температура в зимнем саду благодаря солнцу нормальная – кровля нагревается. Но ночью будут заморозки. Отопление у нас уже отключили, хотя мы просим отключать нас как можно позже. Целый день у нас работают электрокалориферы. Но мы не можем включить сразу все, так как для них необходима большая мощность. Кабель не рассчитан на такую нагрузку и может просто расплавиться. Поэтому включаем обогреватели по очереди в разных концах помещения. Теперь каждую ночь будем дежурить, как только температура опустится до критичных отметок – ниже десяти градусов, будем дымить», — разводит руками Артур Рязапов.
Он объяснил, что дымовая завеса помогает спасти растения. Водяной пар, который образуется после полива, и дым от сжигания дров – составные части углекислого газа. Когда он поднимается вверх, образуется облако – своеобразное одеяло, которое не дает остывать нагретым поверхностям, не выпускает тепло и в то же время противостоит проникновению мороза.
«После того, как мы осенью спасли растения и жгли печи, нами заинтересовались пожарные службы. Пришлось объяснять, почему мы применяли такие способы обогрева. Вот и приходится выбирать – рисковать получить штраф, но сохранить растения, или наоборот. Но для нас, конечно, выбор очевиден. И так слишком много мы потеряли из-за этих ЧП с крышей. Погибло много экзотики: сакура, магнолия, фейхоа, олеандр, редкие гортензии. Была пальмовая аллея, из нее погибли семь деревьев… Некоторые наши тропические растения температуру ниже 28 градусов не могут переносить, а у нас такие страшные перепады бывают, чуть ли не до минуса. Такие скачки смертельны для растений и не проходят бесследно», — с горечью говорит Рязапов.
«Растениям про бюрократию не расскажешь»
«И в этот раз наверняка последствия будут… В первую очередь погибают растения ослабленные. Над ними же постоянно издеваются — то отопление отключают из-за ветхости нашей теплотрассы, которую ремонтируют кусками, то солнце отбирают построенным рядом спортзалом. Недавно подняли дорогу рядом, и сад оказался в чаше — вода стала собираться, стены мокнут, сыро в помещениях… Беда в том, что мы не можем ни на что повлиять, не можем принять самостоятельное решение, у нас ведь нет статуса отдельного юридического лица», — сетует директор сада.
Отметим, что уже несколько лет, как ботанический сад отнесли к образовательному ведомству и прикрепили к музыкальной школе.
«Мы неоднократно просили вернуть саду юрлицо и передать в подходящее нам профильное ведомство, но воз и ныне там… Сейчас мы разрабатываем проект, чтобы сад отнесли к дендрологическому парку и передали в областное управление природных ресурсов и регулирования природопользования. Но экспертизу мы пока не прошли, чем все закончится – пока не знаю», — отмечает Артур Рязапов.
Что касается нынешней ситуации с сорванной кровлей, то в областном акимате предложили провести открытый конкурс на ремонт аварийного участка. На процедуру уйдет минимум неделя, а синоптики обещают в ближайшие несколько дней холодную погоду с заморозками и дождем со снегом.
«Одно радует, что это не случилось зимой в морозы. Тогда был бы риск вообще потерять сад. Растениям ведь не объяснишь, что нужно потерпеть, пока пройдут экспертизы, госзакупки, выходные или праздники. Про бюрократию им не расскажешь», — заключил Артур Рязапов.
Петропавловский ботанический сад – объект уникальный. Это старейший сад в Казахстане. Его история началась в дореволюционном 1912 году, когда в парниках построенного мясоконсервного завода стали выращивать овощи для его нужд, а также деревья лавра благородного, то есть известную всем лаврушку.
Отметим, 29 апреля в Петропавловске и районах СКО бушевал ураганный ветер, который срывал крыши и валил деревья.
К сожалению, не обошлось без трагедий. В городе Булаево района Магжана Жумабаева дерево придавило 69-летнюю женщину, которая в Родительский день была на кладбище. От полученных травм она скончалась.
Фото Tengrinews.kz
Накануне на севере Казахстана выпал крупный град размером с перепелиное яйцо.
Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp
Источник: tengrinews.kz