“Это дело рук лоббистов“ — депутат о подорожавшей на 200 процентов автостраховке в Казахстане
Новые правила обязательного автострахования в Казахстане привели к резкому росту цен на полисы. Депутат Елнур Бейсенбаев обратился к премьер-министру, требуя пересмотра спорного постановления, которое, по его мнению, нарушает Конституцию и создает неоправданную финансовую нагрузку на граждан, передает Tengri Auto.
С 7 апреля 2025 года страховые взносы в Казахстане резко выросли. По словам Бейсенбаева, если в 2023 году новый автовладелец в регионах платил около 36 тысяч тенге, то теперь минимальная сумма составляет 78 тысяч. В Астане ситуация еще жестче: вместо прежних 36 тысяч водители вынуждены платить 112 тысяч тенге — рост в три раза.
«Столичный житель, впервые зарегистрировавший свой автомобиль, теперь заплатит не 36 тысяч, а 112 тысяч тенге, алматинцы — минимум 78 тысяч тенге, а жители других регионов приобретут страховой полис примерно за 40 тысяч тенге», — заявляет депутат.
Еще один из самых спорных моментов нового регулирования, по словам Бейсенбаева: разный подход к казахстанским и иностранным водителям.
Гражданин Казахстана, впервые оформляющий страховку, получает коэффициент 1,8 (класс А) и платит 80 000 тенге. Иностранец сразу получает 13-й класс с коэффициентом 0,5.
«В результате молодой водитель нашей страны заплатит 80 000 тенге, а иностранному гражданину сразу предоставляется 50-процентная скидка. Разница как между небом и землей! Это грубо нарушает закрепленный в нашей Конституции принцип «равенства перед законом», — сообщает депутат.
Еще одна проблема — штрафные санкции за аварии за пределами «родного» региона. Если водитель попал в ДТП в другой области, его «бонус-малус» (скидка за безаварийность) понижается на целый класс. Это, по мнению Бейсенбаева, ограничивает право граждан на свободное передвижение (статья 21 Конституции).
Отдельно досталось владельцам мотоциклов и скутеров. Например, в 2023 году водитель скутера платил 7 тысяч тенге, а с 7 апреля 2025 года эта сумма выросла примерно до 50 тысяч тенге.
«Само собой разумеется, что подобная ситуация значительно ударит по карману молодежи и низкодоходных граждан, работающих курьерами. Теперь существует риск, что молодые люди вообще не смогут позволить себе уплатить страховой тариф, размер которого сопоставим со стоимостью самого скутера», — продолжает Бесенбаев.
Как считает депутат, постановление было принято без обсуждения с водителями, перевозчиками и даже профильным Министерством транспорта.
Он предполагает, что за резким повышением тарифов стоят лоббисты страховых компаний.
«Было бы логично и справедливо, если бы тарифы были подняты на 20-30 процентов. Но здесь мы видим повышение тарифов до 200 процентов. Это может привести к социальному недовольству со стороны водителей Казахстана», — заявляет депутат.
Что предлагают изменить?
- Отменить постановление Агентства по регулированию финансового рынка № 87.
- Рассмотреть альтернативный законопроект, разработанный фракцией Amanat, который предлагает фиксировать страховые тарифы на уровне закона, а не ведомственных актов.
- Провести открытые обсуждения с участием водителей и перевозчиков.
Еще больше интересных автоновостей смотрите в нашем Instagram и TikTok
Источник: tengrinews.kz