На дорогах Казахстана стало втрое опаснее: что происходит
С начала 2025 года в Казахстане резко выросло число ДТП. По данным Комитета по правовой статистике Генпрокуратуры, за первые четыре месяца зарегистрировано 9,2 тысячи аварий — это почти в три раза больше, чем за тот же период в 2023 году. Погибли 558 человек, около 12,5 тысячи получили травмы. Где ситуация хуже всего, почему аварий стало больше и что может помочь остановить рост трагедий — в материале Tengri Auto.
Где аварий больше всего
Сильнее всего обострилась ситуация в Алматы и Астане.
В Алматы в 2023 году за первые четыре месяца произошло меньше 1 000 ДТП. В 2024-м — почти вдвое больше, а в 2025-м — уже свыше 2 200 аварий. Несмотря на привычку горожан к плотному трафику, ситуация становится все более напряженной.
В Астане число аварий выросло с 150 в 2023 году до более чем 500 весной 2025-го. За два года цифра утроилась.
Похожая динамика и в регионах. В Актюбинской и Атырауской областях число ДТП увеличилось в четыре раза — с чуть более 100 до более 500. В Кызылординской области рост почти трехкратный.
Даже в тех регионах, где раньше было спокойно, теперь резкий прирост. В Жетысу — со 126 до 323 аварий, в Павлодарской — со 129 до 317. В Северо-Казахстанской области количество ДТП удвоилось.
Где аварии заканчиваются гибелью
Статистика смертей на дорогах сильно отличается по регионам.
Самый высокий риск — в Туркестанской области: почти каждое пятое ДТП (19,8 процента) заканчивается гибелью. Далее — Карагандинская (15 процентов).
В Алматинской и Акмолинской областях — смертельный исход в каждой десятой аварии. Это особенно тревожно на фоне общего роста аварийности.
В то же время в Алматы доля смертельных случаев — менее 1 процента, в Астане — 1,7 процента. Это может говорить о более быстрой реакции служб, развитии медицины и инфраструктуры в крупных городах.
Кто виноват
Подавляющее большинство ДТП происходит по вине водителей. Из более чем 9 тысяч аварий с начала года почти 8 тысяч связаны с их нарушениями. Пешеходы стали виновниками в 265 случаях.
Плохие дороги, подрядчики и коммунальные службы становятся причиной аварий редко. Всего три ДТП произошли из-за дорожных служб, одно — из-за подрядчиков. Еще 44 — по вине коммунальщиков и других факторов.
Больше всего аварий по вине водителей — в Алматы, Алматинской, Актюбинской и Атырауской областях.
Почему аварий стало больше
По словам эксперта Асель Байдаулетовой, причин сразу несколько: усталость, невнимательность, использование телефона за рулем. Машин в стране становится больше, а дороги и организация движения не всегда поспевают за этими изменениями.
Эксперт также отметила, что дело не только в самих водителях:
«Некоторые аварии происходят из-за устаревшей разметки, плохо настроенных светофоров и нелогичного движения. Это не столько вопрос закона, сколько проблема городского управления. Здесь нужны новые подходы и четкие правила», — считает гендиректор «Автокомек».
Среди предложений по улучшению ситуации:
- лучше готовить водителей — с упором на практику и знание законов;
- вводить переобучение и переэкзаменовку для тех, кто регулярно нарушает;
- развивать видеонаблюдение в аварийных зонах — у школ, переходов, во дворах;
- поощрять установку видеорегистраторов — через налоговые или страховые льготы;
- развивать пешеходную инфраструктуру, особенно в новых микрорайонах, где часто нет даже тротуаров и светофоров.
«Главная цель — не просто снизить число аварий, а сформировать уважение между всеми участниками движения», — заключила эксперт.
Подготовила: Айнур Ажибаева
Источник: tengrinews.kz