Миллиарды на слежку: как Казахстан 10 лет пытался ввести браслеты слежения и что из этого вышло
Tengrinews.kz продолжает серию публикаций о расходовании бюджетных средств, в том числе и в уголовно-исполнительной системе. Ранее редакция рассказывала, что казахстанские тюрьмы переполняются, количество заключенных растет – альтернативой могли бы стать электронные браслеты. Госорганы – от Минюста до прокуратуры и МВД – больше десяти лет обсуждали внедрение этих девайсов для слежения за осужденными: предлагали идеи, делали расчеты, критиковали друг друга, но проект не бросали. В итоге он был внедрен, но наладить производство отечественных браслетов – как задумывалось изначально – не смогли. Покупать их тоже не стали. Решили арендовать у частных компаний и даже мобильных операторов. В этом материале редакция досконально исследовала, как в Казахстане боролись за использование браслетов и к чему это привело; почему аренда одного браслета варьируется от ста тысяч до миллиона тенге; поговорила с адвокатами о том, кто их носит и как это – быть в браслете; а также выяснила, предотвращает ли браслет побег и почему все это важно для общества.
Кино и реальность
Вы наверняка видели браслеты для слежки за осужденными в кино. Их носили такие персонажи, как Уилл Хантинг из фильма «Умница Уилл Хантинг», Билли Костиган из картины «Отступники» и даже Скотт Лэнг из супергеройской ленты «Человек-муравей». В реальной жизни они широко используют в западных странах как альтернатива колониям.
В Казахстане тоже есть такие браслеты, как минимум 2 562, их ежегодно арендует Комитет уголовно-исполнительной системы. А еще в стране есть переполненные тюрьмы, в которых на сегодняшний день в общем содержится 40 021 человек, и это на 10 348 человек (или почти на 35 процентов) больше, чем в 2024-м. Логичным кажется вопрос: если есть браслеты, которые можно использовать в качестве альтернативы тюрьме, почему количество заключенных в Казахстане растет из года в год?
Так, известный адвокат Айман Умарова рассказала, что ни одному из ее подзащитных ни разу не назначили ношение браслетов.
«Исходя из моей многолетней практики, эти браслеты у нас практически не используют. Я вела огромное количество дел, и ни по одному из них не назначались браслеты слежения. То же самое и у моих коллег, кого я спрашивала об этом», – поделилась Умарова.
Другой известный адвокат Галым Нурпеисов отметил, что за его практику лишь к одному его подзащитному применили такую меру: казахстанца судили по статье об экстремизме, затем он воспользовался правом на УДО, и ему назначили пробационный надзор, надев браслет. Но с оборудованием, по словам адвоката, было много проблем:
«Во-первых, мой подзащитный говорил, что браслет очень сильно нагревается и обжигает ему ногу. Во-вторых, он постоянно вибрировал – даже ночью – из-за чего он не мог нормально спать. В-третьих, когда человеку нужно, допустим, делать МРТ, то браслет надо снять, а чтобы его снять, нужно собрать кучу справок из больницы и обосновать инспектору, что тебе это правда необходимо. Я понимаю, что браслет должен ограничивать человека как мера наказания, но есть много нюансов. Сейчас эта система не продумана и мешает осужденным жить и ресоциализироваться».
Получается, что в Казахстане есть браслеты слежения и есть возможность использовать их по назначению, что может стать хорошим способом разгрузить тюрьмы. Однако система не продумана до конца или эти средства вовсе не используются.
Десятилетняя война за браслеты – от Минюста до Казкосмоса
Казахстанские силовики грезили идеей ввести в практику электронные браслеты слежения за осужденными еще с 2010 года, однако проект очень долго не удавалось реализовать. Первым с этой инициативой выступило Министерство юстиции – тогда исправительные учреждения находились под его контролем.
В 2010 году официальный представитель Минюста Ерболат Еримбетов сообщил, что министерство намерено внедрить электронную систему слежения до 2015 года. Тогда их планировали использовать для слежения за осужденными на условный срок, освобожденными условно-досрочно, а также за находящимися под подпиской о невыезде. Чиновники подсчитали, что один браслет будет стоить 67 тысяч тенге (453 доллара по курсу на тот период), но назвать общую сумму затрат не смогли.
Затем идею отложили на три года. А в 2013 году тогдашний заместитель генерального прокурора Казахстана Жакип Асанов опубликовал концепцию «10 мер по снижению тюремного населения», в которой описывал преимущества использования браслетов слежения. Там он упоминал, что они успешно применяются уже более чем в 60 странах, а расходы на них в четыре раза меньше, чем содержание осужденных в тюрьме.
Также Асанов упоминал, что правовая база для внедрения браслетов была создана в стране еще в 2011 году, однако применять их так и не начали. Это было связано с колоссальными тратами для бюджета в случае их закупки, поэтому Асанов предложил организовать сборку браслетов в одной из казахстанских колоний.
Далее проект передали Министерству внутренних дел, и ведомство пообещало, что электронные браслеты будут внедрены уже в следующем году (то есть в 2014-м), но этого не произошло. Позднее, в октябре 2014 года, замминистра внутренних дел Берик Бисенкулов сообщил, что МВД изучило мировой опыт и заложило на будущий год 2,5 миллиарда тенге на покупку электронных браслетов. СМИ сообщали, что тогда планировалось закупить 3 834 средства слежения. Получается, за четыре года стоимость одного браслета выросла с 67 тысяч до 652 тысяч тенге.
Другие госорганы восприняли такие траты со скепсисом. Так, депутаты Сената спросили МВД, насколько надежны эти браслеты и есть ли гарантии, что их нельзя будет снять. Силовики пояснили, что стопроцентной гарантии нет, из-за чего депутаты назвали проект «не совсем надежным».
Фото: Polisia.kz
Позднее МВД по этому поводу «разнес» и Асанов. Он обвинил ведомство в том, что все их усилия направлены на то, чтобы «выбить» из бюджета деньги на закупку иностранных браслетов, а эти 2,5 миллиарда тенге «ничего не решат». Он пояснил, что, по подсчетам Генпрокуратуры, Казахстану необходимо 77 тысяч браслетов слежения, поэтому надо наладить их производство внутри страны и создать отечественную систему мониторинга, а не заниматься «вредительством», закупая иностранное оборудование. В итоге разработку браслетов доверили Казкосмосу.
Несмотря на критику со всех сторон, МВД проект не забросило и даже увеличило расходы. В 2015 году бывший глава ведомства Калмуханбет Касымов сообщил, что на внедрение всей системы понадобится 7-10 миллиардов тенге. Также тогда стало известно, что первая сумма, которая уже выросла до 2,6 миллиардов тенге, необходима только на разработку программного обеспечения. Такая дороговизна объяснялась тем, что систему нужно будет установить в 278 районных отделах внутренних дел по всей стране.
«Как только программа будет утверждена, мы создадим всю эту систему к 2017 году. И к 2018 году мы начнем приобретать браслеты, которые будем одевать нашим осужденным», – сказал экс-глава МВД республики.
В том же году Генпрокуратура, которая ранее передала Казкосмосу разработку системы браслетов, предложила арендовать средства слежения, а не закупать и не производить. Асанов аргументировал это так: «Чтобы не получилось как в России, когда на многие миллиарды рублей выкупили браслеты, которые оказались никому не нужны». Казкосмос, в свою очередь, провел пресс-конференцию совместно с представителями МВД, на которой специалисты сообщили, что учли ошибки иностранных производителей и готовы начать внедрять браслеты уже с 2016 года.
В 2016 году Комитет уголовно-исполнительной системы запустил пилотную программу «Электронные средства мониторинга за осужденными», браслеты надели на четырех осужденных. Результаты программы неизвестны, но в следующем году экс-глава МВД Калмухамбет Касымов в очередной раз пообещал, что производство браслетов начнут в 2018 году. В рамках пробационного контроля планировалось охватить «электронными браслетами» порядка шести тысяч человек ежегодно. Также он вспомнил про выделенные ведомству ранее 2,6 миллиарда тенге на закупку средств слежения и сказал, что «эти деньги не использовались».
Однако в 2018 году никаких средств слежения в Казахстане не произвели, как и в 2019-м. В итоге в 2020 году новый глава МВД Ерлан Тургумбаев сказал, что это «слишком дорогостоящее изделие» и ведомство «не может их закупить из-за отсутствия финансов». Также он утверждал, что в Казахстане «нет производственной базы, которая бы изготавливала браслеты» и вообще в них «нет необходимости, потому что почти у каждого есть смартфон», по которому можно следить за передвижением человека.
В итоге браслеты так и не купили и не произвели, несмотря на 10 лет обсуждений, обещаний и миллиарды из госбюджета. Власти пришли к выводу, что покупка и производство браслетов обойдется слишком дорого, и решили арендовать их у частных компаний.
Первые браслеты и первый миллиард
А в 2022 году Комитет уголовно-исполнительной системы наконец показал первые браслеты слежения. Ведомство пояснило, что их применяют в отношении тех, кто находится на пробационном контроле – это осужденные, которые отбывают наказание вне колонии: ограничение свободы, домашний арест, условно-досрочное освобождение.
Справка: для отслеживания осужденных используется система средств электронного мониторинга. Браслеты подают радиосигнал по GSM/GPRS-каналу и позволяют наблюдать за передвижениями человека в режиме реального времени с точностью до двух метров. Если подучетный выйдет за разрешенную зону или срежет браслет, в службу пробации поступит сигнал тревоги и инспектор либо связывается с осужденным, либо выезжает к нему. В случае фиксации нескольких нарушений электронный надзор может быть заменен лишением свободы.
Фото: пресс-служба КУИС
Аренда браслетов проходила через сайт госзакупок. В феврале 2022 года КУИС заключил договор с ТОО «КаР-Тел», предоставляющей услуги под брендом Beeline, на 294 263 121 тенге по аренде 2 562 комплектов средств слежения. Позднее сумма контракта уменьшилась до 147 590 984 тенге – получается, цена за один комплект составляла 57 607 тенге. Примечательно, что КУИС в том же году говорил, что один браслет бюджету обходится в среднем в 10 тысяч тенге.
Согласно техспецификации, в комплект входит сам браслет, ключ для его снятия, powerbank и зарядное устройство. Девайсы рассылались по всем областям и в крупные города страны:
- Астана – 82,
- Алматы – 46,
- Шымкент и Туркестанскую область – 91,
- Алматинскую область и Жетысу – 124,
- Акмолинскую область – 154,
- Актюбинскую область – 208,
- Атыраускую область – 91,
- область Абай – 152,
- Восточно-Казахстанскую область – 283,
- Жамбылскую область – 128,
- Западно-Казахстанскую область – 82,
- Карагандинскую область и Улытау – 385,
- Костанайскую область – 322,
- Кызылординскую область – 60,
- Мангыстаускую область – 91,
- Павлодарскую область – 119,
- Северо-Казахстанскую область – 144.
Также стоит отметить, что договор с ТОО «КаР-Тел» был заключен методом из одного источника по несостоявшимся госзакупкам. Кроме того, из этого же контракта выяснилось, что с 2021 года эта компания стала эксклюзивным торговым представителем компании Gosafe с головным офисом в китайском городе Гуанчжоу. Компания занимается продажей браслетов слежения под названием G737 Ankle Bracelet GPS Tracker & Accessories. Именно эти трекеры арендует Комитет уголовно-исполнительной системы.
Скриншот с сайта госзакупок
Комитет уголовно-исполнительной системы намеревался арендовать браслеты слежения ежегодно, однако в 2023 году это не удалось. В первый раз ведомство пыталось взять в аренду такое же количество браслетов за 147 132 142 тенге, а второй раз за 49 044 047 тенге. Однако ни одна госзакупка не состоялась. Заместитель председателя КУИС Жанибек Баймаганбетов объяснял это тем, что «предприниматели не спешили принимать участие» из-за трудоемкого процесса оказания услуг.
Но спустя год КУИС все-таки смог заключить новый договор, причем весьма необычный. В мае 2024 года ведомство вновь подписало контракт с ТОО «КаР-Тел», но уже на 1,4 миллиарда тенге по аренде тех же 2 562 браслетов. Уточнялось, что договор будет действовать до 2026 года, а позднее сумма снизилась до 1,2 миллиардов тенге.
Если за три года аренды государство заплатит 1,2 миллиарда тенге, то получается один год аренды будет стоить 421,2 миллиона тенге. Разделив эту сумму на количество браслетов, мы узнаем стоимость аренды одного комплекта на год. Так выходит, что с 2024 года аренда одного комплекта обходится бюджету в 164 420 тенге.
Если в 2022 году аренда одного комплекта стоила 57 607 тенге, получается, что за два года цена выросла больше чем на 106 тысяч тенге. Эти подсчеты выглядят довольно противоречиво на фоне заявления Баймаганбетов, который в 2024 году говорил, что аренда одного браслета обходится бюджету в 14 800 тенге.
От 100 тысяч до миллиона за браслет
Но КУИС не единственные, кто арендует браслеты слежения. Аналогичные закупки производят и в департаментах полиции. Однако правоохранители используют их для контроля за подозреваемыми на время следствия, а также за нарушителями административного законодательства.
Фото: Polisia.kz
Нам удалось выяснить, что в 2025 году всего 12 департаментов полиции заключали договоры на аренду браслетов слежения. В контрактах выделялись пять основных поставщиков: ТОО «КаР-Тел», ТОО «Глобал сеть», компания под названием FREEDOM, Gold West KZ и ТОО «ИIН». Вот как выглядит разбивка по количеству контрактов и сумм, потраченных государством на аренду устройств для департаментов полиции:
- ТОО «КаР-Тел» – четыре договора на 406 783 443 тенге,
- ТОО «Глобал сеть» – три договора на 53 521 428 тенге,
- Компания FREEDOM – два договора на 23 190 000 тенге,
- Gold West KZ – два договора на 109 559 821 тенге,
- ТОО «ИIН» – один договор на 13 553 571 тенге.
Всего: 606 608 263 тенге.
Для объективности отметим, что департаменты полиции арендуют разное количество браслетов, это одна из причин такой разницы в суммах. Кроме того, в отличие от КУИСа, количество комплектов исчисляется сотнями, а не тысячами. Однако тут стоит обратить внимание на разницу в цене за один комплект в зависимости от контракта.
Например, самый крупный контракт был заключен между департаментом полиции Алматинской области и ТОО «КаР-Тел» на сумму в 195 565 600 тенге. Речь шла об аренде 200 браслетов слежения до 2027 года. Получается, год аренды может обойтись государству в 65 188 533 тенге, а стоимость одного комплекта – 325 942 тенге.
При этом самый дешевый контракт был заключен между департаментом полиции Северо-Казахстанской области и компанией FREEDOM. Его сумма составила 10 300 000 тенге, речь шла об аренде 32 комплектов браслетов на один год. Выходит, аренда одного обходится госбюджету в 321 875 тенге. Для примера сравним еще три контракта:
- Договор ДП Костанайской области на аренду 82 комплектов браслетов за 75 миллионов тенге. Один комплект – 914 634 тенге.
- Договор ДП Западно-Казахстанской области на аренду 60 комплектов за 34 559 821 тенге. Один – 575 997 тенге.
- Договор ДП Туркестанской области на аренду 62 комплектов браслетов за 66 736 800 тенге. Один – 1 076 400 тенге.
Что выгоднее: купить или арендовать
Примечательно, что в 2024 году заместитель председателя КУИС Жанибек Баймаганбетов на брифинге заявил, что закупать браслеты невыгодно, так как их минимальная стоимость составляет 150 тысяч без дополнительных затрат в виде обслуживания системы. Тогда это приводилось как аргумент в пользу аренды, которая, по его словам, стоила всего 14 800 тенге за трекер.
Если исходить даже из этих цен, то в перспективе для государства выгоднее купить браслеты, чем арендовать. Так, Баймаганбетов утверждал, что стоимость одного браслета составляет 150 тысяч тенге, а аренда – 14 800 тенге в год. Общее количество браслетов – 2 562. Получается, за пять лет аренды государство потратит 2,2 миллиарда тенге, тогда как покупка обойдется всего в 384,3 миллиона тенге.
Однако наши подсчеты говорят о том, что браслеты никогда и не стоили 14 800 тенге за штуку, как утверждают в КУИС. По приведенным выше данным, стоимость аренды варьируется в невероятных масштабах: от 57 тысяч тенге (КУИС) до миллиона тенге (ДП) за один комплект. Причем, судя по техспецификации тендеров, речь о браслетах слежения с одним и тем же функционалом. В связи с чем возникает такая разница в суммах, неизвестно.
Мы также попытались выяснить стоимость электронного браслета в 2025 году, особенно модели G737 Ankle Bracelet GPS Tracker, используемой в Казахстане.
Фото: пресс-служба КУИС
К сожалению, компания Gosafe не публикует цены на своем сайте. Мы отправили запрос, чтобы получить эту информацию, но сотрудники компании не предоставили нам никаких данных. При этом на сторонних ресурсах цена этих браслетов может составлять 205 долларов (104 тысячи тенге), 215 долларов (110 тысяч тенге) и выше. При этом на тех же китайских маркетплейсах они могут стоить от 150 до 250 тысяч тенге.
Однако в 2025 году начальник управления по руководству службами пробации полковник юстиции Еркин Нурахметов вновь заявил, что государство не будет закупать браслеты. Он напомнил, что ранее власти отказались от этой идеи, так как на то время один аппарат обходился государству в 700 тысяч тенге плюс годовое обслуживание в 300 тысяч тенге, а сама система мониторинга стоила шесть миллиардов тенге.
При этом в ответ на официальный запрос редакции, отправленный при подготовке этого материала, МВД сообщило:
«Модель аренды электронных средств слежения экономически эффективна».
Ведомство аргументирует это тем, что все расходы на обслуживание браслетов и сопровождение системы электронного мониторинга ложатся на поставщика услуг. По данным МВД, этот метод успешно внедрен в ряде зарубежных стран, но в каких именно – не уточняется.
Сколько браслетов действительно используют
Также возникает вопрос о том, сколько браслетов из арендованных МВД используется на самом деле. С 2022 года КУИС арендует одинаковое число браслетов – 2 562 и утверждает, что все они активно используются. При это ежегодно количество осужденных и людей, находящихся на пробации, растет, а число браслетов не меняется. Также стоит учитывать, что в 2022 году проект только вводился и нет гарантий, что все браслеты тут же начали использоваться.
К сожалению, органы МВД не публикуют открытую статистику о том, сколько браслетов применялись в Казахстане в разные годы, поэтому мы обратились с запросом в министерство и КУИС. Мы попросили расписать, какое количество осужденных носили браслеты слежения с 2022-го по 2025 год. Однако в госорганах нам ответили следующее:
«На сегодняшний день свыше 2,5 тысяч устройств задействовано в отношении лиц, осужденных к ограничению свободы и условно».
Подробную информацию не раскрыли. Мы попытались воссоздать эту статистику самостоятельно, исходя из данных, которые озвучивали сотрудники КУИС.
Выглядит это вот так:
Инфографика: Tengrinews.kz
Поясним суть. В ноябре 2021 года на официальном сайте МВД сообщалось, что браслеты носили семь осужденных. Учитывая, что это был конец года, можно предположить, что число вряд ли сильно изменилось.
В апреле 2022 года начальник управления по руководству службой пробации КУИС Александр Тереня утверждал, что браслеты носили 290 осужденных, но планировалось надеть устройства на 2 562 человек. Удалось ли это под конец года – неизвестно.
В 2023 году КУИС не смог арендовать браслеты слежения, поэтому логично предположить, что носить их никто не мог. Однако неизвестно, как поступили с браслетами, которые уже были надеты на осужденных. Можно предположить, что их либо временно сняли, либо ничего с ними не сделали и ТОО «КаР-Тел» бесплатно предоставил средства слежения на год. А с 2024 года КУИС и другие органы МВД заявляли, что все средства слежения активно используются.
«Будем строить и строить новые тюрьмы»
В комментарии для редакции адвокат Айман Умарова, которая сталкивается с системой уголовного наказания, отметила: браслеты слежения – это правильная мера, которая активно применяется в западных странах и может способствовать экономии государственного бюджета. Однако в Казахстане с этой системой, по ее мнению, есть большие проблемы и, в первую очередь – из-за судов, которые чаще склоняются к содержанию заключенных под стражей, чем к применению браслетов.
«В Казахстане серьезные проблемы с правоприменением. Самая большая проблема – это судебная дискреция, когда суд принимает решение о назначении наказания по своему усмотрению, а не согласно закону. Например, к одному человеку могут применить условно-досрочное и надеть ему браслет, а другого отправят в колонию, несмотря на то, что они находятся в одинаковом положении и проходят по одному и тому же делу. Чаще всего выбирается содержание под стражей», – добавила адвокат.
По мнению же МВД, браслеты доказали свою эффективность. В ответе на упомянутый запрос ведомство сообщило, что «с начала применения электронных средств слежения пресечено более 1,8 тысячи нарушений условий наказания». Среди них:
- порядка 1 400 случаев несоблюдения графика пребывания;
- свыше 200 попыток самовольных выездов;
- десятки фактов посещения запрещенных мест;
- порядка 250 случаев умышленной порчи устройств.
По итогам рассмотрения более 900 материалов, направленных в суд по указанным выше случаям, свыше 470 осужденных возвращены в места лишения свободы, сообщили в МВД.
Однако Умарова объясняет, что казахстанские суды могут действовать по своему усмотрению из-за «лазейки» в виде нормативного постановления Верховного суда, которое позволяет не освобождать заключенного даже при положительных характеристиках. В результате получается, что тюрьмы в стране переполняются, а браслеты не используются, так как решение об их применении выносит именно суд.
«Суды ведут репрессивную политику в отношении осужденных. Из-за судебной дискреции тюрьмы переполняются, а на содержание заключенных тратятся колоссальные суммы, а это все государственные деньги, наши налоги. Если все будет продолжаться таким же образом, то никакие браслеты и не будут применять. Все, что останется государству, — это строить и строить новые тюрьмы, что повлечет еще большие расходы», – уверена Умарова.
При этом она видит простой выход из ситуации: нужно, чтобы «законы не только писали, но и применяли». По ее мнению, если в законах будут четко прописаны полномочия суда, без альтернативы возможных вариантов, то тюрьмы не будут переполнятся, а законодательство будет работать как положено, в том числе и в вопросе альтернативной меры наказания.
«Браслет – это очень даже хорошо. Зачем содержать следственный изолятор, тратить деньги, создавать столько проблем, когда есть столько альтернатив? Их можно отлично применять, например, по делам, связанным с мошенничеством, чтобы не держать всех в колониях. Единственное, где точно нельзя применять браслеты, – дела, где идет насилие над ребенком, там не должно быть альтернатив, только содержание под стражей», – заключила Умарова.
Позитивная мера – непродуманная система
Кроме того, возникает вопрос касательно рентабельности этих устройств на данный момент. Это редакция также обсудила с экспертами. Когда подзащитному адвоката Галыма Нурпеисова надевали браслет, сотрудник службы пробации рассказал, что обслуживание браслета в день обходится бюджету в 20 тысяч тенге – это 7,2 миллиона тенге в год на один браслет. При этом содержание под стражей по общим расходам – 9 389 тенге в день или 3,3 миллиона в год.
«Сотрудник пробации объяснил мне, что такие затраты связаны обслуживанием мобильной связи, получается этот браслет все время подключен к интернету. А что будет, если интернет отключат, как к примеру во время январских событий? Или, допустим, если осужденный живет не в городе, а в поселке, где перебои с интернетом происходят регулярно? Как ему доказывать, что он не выключил браслет? Кто приедет проверять на месте он или нет? При этом тот же сотрудник пробации мне говорил, что силовики применяют браслеты выборочно, так как их не хватает. А почему и как происходит этот отбор? По какому принципу и критериям он работает?» – задался вопросами Нурпеисов.
По мнению адвоката, браслеты – позитивная мера, которая неправильно применяется в Казахстане. Он считает, что это лишь часть комплексной проблемы:
«Браслеты – это ограничитель. Его цель – воспитать в человеке дисциплину, уважение к определенным нормам. Он должен осознать, что совершил проступок и теперь вынужден нести наказание таким способом. Но если у человека отсутствует базовая форма нравственности, идеология, которую должно транслировать государство, воспитание, позитивные ценности, а вся жизнь заточена на выживание, то браслеты тут не помогут. Точно так же, как перевоспитать его не сможет и тюрьма, которая направлена на то, чтобы искалечить человека и выпустить еще более озлобленного и опасного индивида».
Ранее редакция разбиралась, сколько в Казахстане тратят на тюрьмы и что с системой не так.
Источник: tengrinews.kz