Чем помогут казахстанцам поправки в закон «О защите прав потребителей»
В настоящее время в Казахстане обсуждается консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона РК «О защите прав потребителей», в рамках которого будут созданы Национальная ассоциация по защите прав потребителей и должность омбудсмена в этой сфере.
В рамках документа предлагается ввести нормы, которые позволят внедрить неустойки, взимаемые с недобросовестных предпринимателей в пользу государства и общественного объединения.
Президент Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская рассказала, что такая норма уже существовала в прошлом.
«Законом КазССР от 1991 года «О защите прав потребителей» были предусмотрены штрафы. Например, по искам от неопределенного круга потребителей, то есть если выявляли некачественный товар, то на всю партию налагался штраф в размере 100 процентов от суммы.
По решению маслихата 30-100 процентов уходило на развитие общей защиты прав потребителей, на достижение уставных целей, и это эффективно работало. Потому что предпринимателей это стимулировало более серьезно относиться к тому, что они реализуют; предприниматели осознавали, что если не нарушать законодательство и продавать качественные и непросроченные товары, то на них не наложат штраф.
Но если реализуемая продукция просрочена или это подделка, если товар не соответствует стандартам безопасности и качества, то в этом случае штраф будет прекрасным стимулом, чтобы предприниматели не нарушали права потребителей», — объяснила Романовская.
По ее мнению, введение штрафа будет положительным импульсом, который дисциплинирует предпринимателей. При этом добросовестным предпринимателям такая норма ничем не грозит.
«Чтобы штраф налагался, нужно подать исковое заявление и доказать, что товар некачественный, поддельный или просроченный. И только если в суде это будет доказано, может быть наложен штраф. Мы хотим цивилизованных отношений на рынке товаров и услуг», — объяснила президент лиги.
Таким образом, такая мера позволит снизить нагрузку на суды, повысить качество предоставляемых товаров, услуг и работ, повысить уровень защищенности и правовую грамотность потребителей.
Источник: tengrinews.kz