«Противоречат Конституции и балансу сил». Что не так с законом о госзакупках, рассказали эксперты

После заседания общественной палаты при Мажилисе по проекту закона «О государственных закупках» аналитики Desht рассказали о рисках в документе, которые будут препятствовать экономическому развитию, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Проект закона планируется внести в Мажилис в сентябре текущего года. До 5 июля проект закона будет находиться на публичном обсуждении, ознакомиться с ним можно здесь. В своем посте аналитики Desht пояснили, что не будут обсуждать конкретные нормы проекта, так как есть три проблемных вопроса, которые касаются системы в целом.

Нарушение баланса сил между законодательной и исполнительной властью

Как пояснили в Desht, в корпоративном мире основная дискуссия строится вокруг проблемы «принципала-агента» (principal-agent problem), когда наемные менеджеры действуют в личных интересах, а не владельцев бизнеса. Отсюда все эти советы директоров с полномочиями утверждать стратегии развития, вознаграждения, карту рисков, проводить аудит и прочее.

«В государственном управлении все гораздо серьезнее. Вся идея этих буржуазных революций и конституций была в ограничении произвола исполнительной власти. Все понимают соблазнительность оппортунистического поведения (преследование собственного интереса, доходящее до вероломства. — Прим.) даже при высокой морали — история полна схожих примеров становления тиранов и клептократических режимов.

3 года назад, в разгар COVID, была проблема неповоротливости правовой системы. В качестве барьера была указана излишняя регламентация деятельности исполнительной власти. Поэтому было дано поручение пересмотреть вопросы нормотворчества.

Ситуация давно нормализовалась, а практика набирает обороты. Например, закон о госзакупках тоже пытаются сделать «рамочным и гибким», отдав многое на откуп Минфину. Министр будет своим приказом устанавливать дальнейшие правила, которых даже сейчас 400 страниц, и меняются они в среднем раз в 2 месяца«, — указали в Desht.

Аналитики поддержали позицию профессора КазГЮУ Муслима Хасенова, что такие подходы противоречат и Конституции, и политической логике баланса сил между ветвями власти. Также они привели аргумент эксперта, директора «Әділдік жолы» Дидара Смагулова, который заявил, что это попросту увеличивает коррупционные риски.

«Целые нормы, устанавливающие «правила игры», выведены из-под закона. Ящик Пандоры на самом деле открыт давно, и такая практика будет препятствовать модернизации политической арены, а значит, и экономическому развитию», — уточнили аналитики.

Противоречивые принципы

«В попытке угодить всем мы загоняем себя в ситуацию «бега на месте». В принципах данного закона прописано все: и качество, и конкуренция, и устойчивость (а-ля ESG — Экологическое, социальное и корпоративное управление), и поддержка отечественного бизнеса, и инновации с высокотехнологичностью.

А если поддержка местного поставщика нарушает конкуренцию и инновационность? А как вообще оценивать устойчивость? Мы в итоге хотели качество госуслуг или поддержать экономику?» — задались вопросом эксперты.

Нездоровый формат дискуссии

Как уточнили в Desht, наметилась тенденция одностороннего разговора, когда депутаты и эксперты забрасывают вопросами и предложениями госорганы, а у тех один ответ: «отработаем». Никакой защиты своей позиции, споров, аргументов.

«Такая подотчетность была бы прекрасна, если бы не одно но. Никто не говорил, что политики и эксперты едины во мнении, честны и компетентны. Их политические взгляды противоречат — кто-то за свободу, кто-то против свободы. Есть прямое и косвенное лоббирование местечковых тем — либо своей компании, либо своей отрасли. Это особенно касается группы людей, занятых в специфичных секторах — науке, образовании, консалтинге.

Если в развитом мире все эти противоречия проговариваются многократно, группируя всех вокруг политических сил, то в нашем случае это приводит к «письму из Простоквашино», — заключили в Desht.

Как пояснили в Министерстве финансов, в рамках исполнения поручения Главы государства по дебюрократизации предлагается в законе предусмотреть основные базовые положения, принципы, права и обязанности субъектов государственных закупок. А все процедурные положения закупок будут установлены на уровне правил осуществления государственных закупок.

Это, по данным министерства, позволит придать гибкость законодательству о государственных закупках, а также исключить чрезмерную зарегламентированность процедур закупок на уровне закона.

Пользуешься Telegram? Получай все главные новости Казахстана и самые интересные видео в один клик. Просто нажми сюда.

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru