Как подготовить ребенка к землетрясению. Советы для алматинцев
В Алматы прошла сейсмотренировка. А как подготовить к землетрясению ребенка? Как помочь и научить малышей правильным действиям во время ЧС? Корреспондент Tengrinews.kz обсудил эти вопросы с детским психологом и руководителем одного из дошкольных учреждений.
По словам психолога Айнур Дуйсен, поддержка детей со стороны родителей в условиях после ЧП играет огромную роль. Она отметила, что очень важно справляться с эмоциональными последствиями землетрясения, открыто выражать свои чувства и обсуждать пережитое с детьми, для того чтобы минимизировать риск психотравм.
«Детки от четырех лет и старше уже очень хорошо понимают, что происходит. И для них ЧС — это психологический шок. Даже для некоторых взрослых землетрясение может стать психотравмой, что уж говорить о детях. Если ребенок хочет выплакаться, не надо ему мешать, это намного лучше, нежели он замкнется в себе. Есть и такое, что родители начинают при ребенке паниковать. Например, при толчках, которые произошли совсем недавно, прибежала в садик мама в слезах. Семья живет очень близко от учреждения, начала здесь плакать. У ребенка, соответственно, шок, хотя изначально он вообще не понял, что произошло, и был абсолютно спокоен. Важно отметить, у ребенка психика работает так, что родители для него — целый мир и это, однозначно, те люди, которые найдут ответы на все вопросы. Однако, если родители паникуют, картина мира ребенка нарушается», — объясняет специалист.
Айнур Даурен уверена, что работники детсадов должны взаимодействовать с родителями, а именно информировать тех о мерах безопасности, принимаемых в учреждениях, раздавать памятки с инструкциями по безопасности в случае землетрясений, а также проводить разъяснительные беседы по подготовке к землетрясениям дома.
«Мамам и папам обязательно необходимо проговаривать с детьми план действий, распределить обязанности на тот случай, если вдруг началось землетрясение: что будет делать каждый член семьи, включая ребенка. Малышу тоже необходимо поручить какую-нибудь миссию, пусть даже самую пустяковую. Хорошо проигрывать ситуацию в игровой форме по несколько раз, чтобы ребенок знал на все сто процентов, что он должен делать. Регулярная практика позволяет детям запомнить необходимые действия и автоматически выполнять их в случае реальной угрозы. Еще раз повторюсь: если ребенок видит, что у родителей все под контролем, тогда и у него все будет нормально. Видела видео, где мамочка рассказывала, что ребенок очень сильно испугался во время землетрясения и на протяжении нескольких дней плохо спит, капризничает, вздрагивает. Если вдруг вы заметили, что у вашего ребенка есть такие проявления, нужно обязательно поговорить с ним на эту тему. Часто бывает, что ребенок может молчать, а проблема будет расти. И конечно, нужно быть более наблюдательным и восприимчивым к информации, которая поступает от вашего ребенка», — уверена специалист.
Эксперт также поделилась ключевыми моментами подготовки дошкольных учреждений к такой чрезвычайной ситуации, как землетрясение. Так, по ее словам, важно, чтобы в каждом детском саду существовал четкий регламент пошаговых действий на случай подземных толчков.
«Не только при землетрясении, но и при любых ЧС в детском саду обязательно должна быть пошаговая инструкция каждого действия, каждого шага, должны висеть списки, кто за что отвечает, должны быть пункты сбора. С каждым сотрудником должен быть проведен инструктаж, как именно он должен действовать при ЧС и за что отвечать… Родители, в свою очередь, должны быть активными и интересоваться, какие меры предпринимает учреждение для безопасности их детей».
Особое внимание в саду должно уделяться обучению персонала: сотрудники должны проходить специальные занятия по действиям в случае ЧС, чтобы точно знать, как поступить в критической ситуации. Помимо этого, принять меры по обеспечению физической безопасности: закрепить мебель, посуду и игрушки расположить в безопасных местах, чтобы минимизировать риск травм у детей.
«Посуда у нас собрана в одном месте и закрыта. Игрушки максимально не должны падать на детей, они находятся у нас невысоко. Самая главная задача, которая стоит перед руководителем и сотрудниками, — максимально уберечь детей от травм и спасти их жизни», — подчеркивает Айнур Дуйсен.
Она поделилась опытом подготовки к эвакуации:
«В сад периодически приходят представители департамента ЧС, объясняют и деткам, и сотрудникам, как вести себя при землетрясении. Нами совместно с ДЧС выстроен маршрут, благодаря которому мы точно знаем, куда направляться, если такое произойдет. Мы должны дождаться окончания толчков и далее — вывести детей на открытое пространство, оно у нас определенное. Конечно, создать какие-то условия: тепло, питье, еду по возможности, оповестить родителей».
Важную роль в подготовке, по мнению эксперта, играют регулярные учения с детьми, которые проводятся каждый месяц. Они направлены на обучение ребятишек безопасному поведению во время землетрясений:
«В связи с участившимися в нашем регионе толчками землетрясений мы каждый месяц проводим учения для деток средней и старшей группы. Показываем им, как надо прятаться, куда прятаться, какие места в помещении считаются наиболее безопасными, например, у несущих стен», — резюмировала специалист.
В Алматинской области, по заявлениям управления образования, функционирует 1161 дошкольное учебное заведение, среди которых 982 являются частными. В 2023 году и первом квартале 2024-го капитальный ремонт с усилением на сейсмостойкость был проведен лишь в одном государственном детском саду. На этот ремонт было выделено около 600 миллионов тенге. Что касается частных дошкольных учреждений, то, как пояснили в профильном ведомстве, обязанность по обеспечению сейсмостойкости этих зданий лежит на владельцах. Однако в управлении не смогли предоставить информацию о количестве дошкольных учреждений, признанных сейсмостойкими, указав на отсутствие таких данных.
Региональный департамент по чрезвычайным ситуациям сообщил о том, что сейсмотренировки в учебных заведениях, в том числе и дошкольных, проводятся ежеквартально. В прошлом году было организовано 3156 таких тренировок, 312 открытых уроков и 581 интерактивный урок в онлайн-формате.
Текст подготовила Олеся Савченко.
Источник: tengrinews.kz