Электросамокаты «захватывают» Казахстан: опасно или удобно?

С наступлением тепла на улицы казахстанских городов вернулись электросамокаты. И вновь появились мнения о необходимости полного запрета микромобильного транспорта. Корреспондент Tengrinews.kz разбиралась, что происходит с самокатами сейчас.

По данным Министерства внутренних дел, в 2023 году было зарегистрировано 285 дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов. С начала 2024-го количество ДТП составило 45. В прошлом году к административной ответственности был привлечен 7931 водитель электросамоката, а с начала 2024-го — уже 9195.

В Алматы, по информации полиции города, в прошлом году было зарегистрировано более 600 ДТП с участием электросамокатов. Пострадали 48 человек, три — погибли. За первые пять месяцев 2024 года произошло 38 ДТП, в которых травмы получили 42 человека. К счастью, обошлось без погибших.

Сколько заплатили самокатчики за нарушения в Алматы

Несмотря на то, что недавно заработал новый закон, а в Мажилисе и МВД давали разъяснения касательно водительского удостоверения при езде на микромобильном транспорте и правил для автомобилистов при движении по одним дорогам с самокатами и мопедами, вопросов и споров остается очень много. У казахстанцев электросамокаты вызывают как положительные, так и отрицательные реакции. 

Согласно информации управления городской мобильности, в настоящее время в Алматы обустроено почти 90 километров велоинфраструктуры. Протяженность велополос составляет более 25 километров, велодорожек — почти 65. Однако, как показала практика, этого недостаточно.

В «Алматыгенплан» заявили нашему изданию об увеличении сети велодорожек (где могут ездить самокаты).

«Велоинфраструктура будет размещаться на наиболее востребованных для велосипедного движения коридорах и реализовываться в рамках программ среднего ремонта, реконструкции или благоустройства», — проинформировал глава научно-исследовательского института Асхат Садуов, уточнив, что размещение велоинфраструктуры на каждой улице в мировой практике не принято, поскольку нецелесообразно.

В ближайшей перспективе при пробивке проспектов Абая, Райымбека, улиц Саина и Хмельницкого предусмотрено формирование велодорожных полос общей протяженностью около 13 километров. Начало реализации данных проектов запланировано на 2024-2025 годы.

«А вот установка дополнительных парковок для электросамокатов и велосипедов начнется уже в этом году. Сейчас прорабатывается схема размещения таких зон с учетом данных о количестве и маршрутах поездок», — подчеркнул Садуов.

Число кикшеринговых самокатов в Алматы на конец 2023 года составило порядка 17 тысяч единиц. В 2023 году на них совершили свыше 14 миллионов поездок. Это вдвое больше, чем в 2022 году. При этом количество ДТП с их участием снизилось на 35 процентов.

Эксперт в области транспортной политики Елена Ерзакович считает электросамокаты «незаменимым» транспортом. Но необходимо грамотно решить ряд нюансов, которые сейчас осложняют жизнь другим людям.

«Самокаты подходят для путешествий от нескольких метров до 80 километров. Они особенно удобны там, где дефицит общественного транспорта, или когда нужно доехать, например, до автобусной остановки, недаром их называют транспортом первой и последней мили», — отмечает специалист.

Она утверждает, что электросамокаты, являясь низкоуглеродным транспортом, экологически чисты. Негативную репутацию же электросамокаты, по ее мнению, приобрели из-за несовершенной инфраструктуры.

«Алматы сильно запоздал с созданием инфраструктуры для велосипедного передвижения, несмотря на долгие призывы экспертов выделять больше велосипедных полос и отделять их от пешеходных зон. Теперь большинство пользователей электросамокатов вынуждено передвигаться по тротуарам, что по понятным причинам вызывает раздражение, создает небезопасные условия и приводит к конфликтам. Городская администрация должна была урегулировать этот вопрос. Полиция еще давным-давно отмечала, что у них нет ни технических средств, ни человеческих ресурсов контролировать всех самокатчиков».

Дополнительного регулирования, по словам Елены Ерзакович, требует и вопрос парковки. С одной стороны, это проблема общей культуры взаимодействия в городе, когда люди, арендующие самокаты, не понимают, как правильно их оставлять. С другой — власти не позаботились о четких рамках взаимодействия с компаниями, предоставляющими услуги аренды, чтобы договариваться и строго контролировать парковки для самокатов.

«Я считаю, что самокаты должны остаться в городе, но необходим более четкий диалог и взаимные обязательства по развитию инфраструктуры. Это позволит, с одной стороны, не перенасытить город самокатами, а с другой — предоставить людям альтернативный способ передвижения», — резюмировала эксперт.

Директор Kaz Eco Patrol Адиль Нурпеисов не считает самокаты полностью экологичным транспортом.

«Производство и утилизация литий-ионных батарей, которые используются в электротранспорте, из-за своего токсичного материала оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду. В процессе езды электросамокаты не выделяют вредных газов, однако, если бы данные батареи питались из возобновляемых источников энергии, таких, например, как солнце, ветер, вода, коих в нашей стране очень мало, то вопросов бы не было. Но ведь они заряжаются от электроэнергии, которую вырабатывают электростанции, сжигающие топливо — газ и уголь, вред для экологии ощутимый. Так что пока рано говорить о том, что данный вид транспорта полностью экологичный. Будем надеяться, что бум электротранспорта станет поводом для открытия новых более экологичных и эффективных способов хранения энергии», — говорит эколог.

Руководитель экообщества отмечает, что в Алматы нередки случаи дорожно-транспортных происшествий с участием автолюбителей и самокатчиков, из-за чего парализуется движение, образуются пробки, а следовательно, увеличивается концентрация выхлопных газов и загрязнения воздуха на том отрезке участка, где произошла авария. Поэтому крайне необходимо реализовать удобную инфраструктуру, которая бы гармонировала с другими видами транспорта и пешеходами, уверен Нурпеисов.

Житель Алматы Денис давно пользуется сервисами кикшеринга. На самокате можно быстро добраться от точки «А» до точки «Б», особенно на улицах с велосипедными полосами, говорит он. С пешеходами проблем никогда не возникало, а вот с автолюбителями часто случаются конфликты.

«Почему-то они не считают самокатчиков полноценными участниками дорожного движения и часто винят их в происшествиях. Причем все инциденты происходили на велосипедной полосе. Однажды автомобилист, пытаясь объехать пробку, заехал на велосипедную полосу, преградил путь и агрессивно требовал, чтобы я убрался с дороги. Он был уверен в своей правоте. В другой раз из-за поворота выскочил автомобиль, я влетел ему в бок. Водитель — дедушка, извинился, признал свою ошибку, но его супруга кричала на меня, проклиная всех самокатчиков. Таких примеров у меня хватает. Многие водители даже не знают, что при проезде параллельно велодорожке они должны дать приоритет велосипедам или самокатам. Нарушая правила, они сворачивают с дороги, переграждают велодорожки и не обращают внимания на тех, кто по ним едет. Странно, но в таких случаях часто винят пользователей микромобильного транспорта».

Денис уверен, что в первую очередь необходимо решать проблему безопасности инфраструктуры велодорожек и велополос.

Генеральный директор одной из шеринговых компаний Серик Канапиянов отметил, что популярность самокатов как городского транспорта в Казахстане растет. Так, например, в Алматы количество поездок на самокатах их компании за 2023 год увеличилось на 89 процентов, в Астане – на 38. Число пользователей в Алматы за 2023 год выросло на 134 процента, в Астане – на 160. На сегодняшний день в Алматы количество самокатов только их компании увеличилось до семи тысяч устройств.

По мнению директора шеринговой компании, чтобы сделать езду на электросамокатах наиболее комфортной, необходимо заниматься формированием культуры его управления, а также повышать безопасность всех участников движения рациональным разведением потоков и развивать безбарьерную инфраструктуру.

Стоит отметить, что для электросамокатов существуют зоны сниженной скорости или зоны, где движение самокатов запрещено. К медленным зонам для самокатов в Алматы, к примеру, относится улица Панфилова, к запрещенным – Арбат, парки (имени 28 гвардейцев-панфиловцев, Горького, Первого Президента). Самыми популярными улицами в Алматы для самокатов являются проспект Абая, улицы Тимирязева и Шевченко, так как они образуют магистрали в центре города и связывают спальные и центральные районы. А число стоянок только одной шеринговой компании кратно превышает число остановок общественного транспорта в Алматы более чем в три раза.

Читайте также: Глава МВД о самокатчиках: «Усиление ответственности должно быть»

Текст и фото: Олеся Савченко.

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru