Национальный день домбры: история и легенды символа казахской культуры

7 июля Казахстан отмечает Национальный день домбры – праздник, посвященный одному из самых значимых символов казахской культуры и национальной идентичности. Tengri Life рассказывает об истории и легендах, которые окружают этот уникальный музыкальный инструмент.

История домбры

Домбра – это струнный музыкальный инструмент, который имеет древние корни и играет важную роль в казахской культуре. Первые упоминания о домбре встречаются в исторических документах, датируемых XIV веком. На протяжении веков домбра служила не просто музыкальным инструментом, но и способом передачи устного народного творчества, включая сказания, эпосы и легенды.

Существуют данные, указывающие на то, что домбра имеет историю длиной в 4000 лет. В конце 1980-х годов на сопке Майтобе в Алматинской области ученые обнаружили каменные изображения танцующих людей и музыкального инструмента, сильно напоминающего домбру. Это уникальное наследие эпохи неолита хранится в Музее народных музыкальных инструментов имени Ықыласа в Алматы.

Фото: yqlasmusmuseum.kz

Археологические находки также свидетельствуют о том, что двухструнные прототипы казахской домбры появились более 2000 лет назад. В частности, при раскопках античного городища Кой-Крылган-кале, построенного около 2000 лет назад, были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, держащих в руках двухструнные инструменты.

По форме и звучанию домбра напоминает другие струнные инструменты, распространенные в Центральной Азии, такие как таджикский рубаб и узбекский дутар. Однако казахская домбра имеет свои уникальные особенности – она может быть как двухструнной, так и трехструнной, с длинным грифом и без ладов.

Легенды о домбре

С домброй связано множество легенд и сказаний, которые передавались из поколения в поколение. Одна из самых известных легенд рассказывает о происхождении домбры.

Легенда о происхождении домбры

В давние времена на Алтае жили два брата-великана. Младший брат обожал свою домбру и часто играл на ней, забывая обо всем вокруг. Старший брат, самолюбивый и тщеславный, решил построить мост через бурную реку, чтобы прославиться. Он начал собирать камни и строить мост, но младший брат не спешил ему на помощь, продолжая играть на своем любимом инструменте.

Прошли дни, а младший брат все играл. Старший брат, разозлившись, выхватил у него домбру и с силой ударил ею о скалу. Инструмент разбился, мелодия умолкла, но на камне остался отпечаток. Спустя годы люди нашли этот отпечаток и начали делать по нему новые домбры, возвращая музыку в надолго замолчавшие селения.

Фото: yqlasmusmuseum.kz

В своих трудах этнограф Өзбекәлі Жәнібеков упоминал еще одну легенду.

В давние времена хан узнал, что его дочь полюбила бедного юношу, и приказал немедленно казнить его. Девушка была беременна и вскоре родила близнецов. Злая старуха, следившая за девушкой, унесла детей в далекие края и оставила их на большом зеленом дереве: мальчика на западной стороне, девочку на восточной.

Слезы младенцев, падавшие на дерево, заставили его увянуть. Узнав об этом, мать отправилась на поиски своих детей. Усталая, она присела под деревом и услышала тихую мелодию. Взобравшись на дерево, она обнаружила, что оно полое, и увидела внутри струны, натянутые от ветки к ветке. Эти струны издавали мелодию, колеблясь на ветру.

«Эти струны – остатки моих близнецов», – подумала мать.

Она сделала из дерева музыкальный инструмент. Струна, направленная на запад, была слабее натянута и имела низкий звук, а восточная струна – сильнее натянута и имела высокий звук. Она назвала нижнюю струну тонким голосом своей дочери Зарлық, а верхнюю – мягким голосом своего сына Маңлық. Так она создала домбру и сочинила музыку.

С домброй связана еще одна пронзительная легенда, рассказывающая о Джучи-хане, который был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя. Во время охоты в кыпчакских степях Джучи-хан был сбит с лошади и растоптан вожаком стада куланов. Никто не осмеливался сообщить грозному Чингисхану о трагической смерти его любимого сына, так как вестника, приносящего страшную весть, ожидала жестокая казнь – заливание глотки расплавленным свинцом. Нукеры хана привели в ставку Чингисхана домбриста по имени Кет-Буга, поручив ему озвучить страшную весть. Кет-Буга сыграл кюй «Аксак кулан». Музыка великого жырау донесла до хана суровую правду. Разгневанный Чингисхан приказал казнить домбру, залив в нее горячий свинец, и с тех пор на ее верхней деке осталось отверстие – след расплавленного свинца.

Мавзолей Джучи-хана сохранился на берегу древней реки Кара-Кенгир. «Аксак-кулан» – одна из прекрасных казахских легенд, воспевающих силу и бессмертие искусства.

Есть еще одна вариация этой легенды. У местного хана на охоте погиб сын, убитый клыками кабана. Слуги, боясь гнева хана, который пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто принесет ему дурную весть, отправились за советом к старому мастеру Али. Мастер смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, и явился к хану, заиграв на нем. Струны домбры застонали и заплакали, как жалобный шум леса, резкий свист ветра и вой дикого зверя. Домбра рассказала хану о смерти его сына, и в ярости хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие инструмента.

Легенды об обретении домброй современного вида

Одна из легенд рассказывает о том, как на домбре появился верхний порожек. Когда-то один батыр, уставший после битвы и долгого пути, решил отдохнуть. Найдя уютное место в тени в долине, он срезал ветку дерева и натянул на нее конский волос, чтобы попробовать извлечь звук. Однако инструмент оказался безмолвным. Батыр отложил его в сторону и заснул.

Проснувшись, батыр услышал мелодию, доносящуюся от его самодельного инструмента. Взяв его в руки, он заметил маленький деревянный порожек, установленный кем-то под струнами у головки грифа.

«Это проделки шайтана», – подумал батыр.

С тех пор верхний порожек на домбре стали называть «шайтан тиек». Использование конского волоса для струн и отсутствие верхнего порожка являются характерными чертами старинных инструментов.

Легенда о происхождении отверстия

Другая легенда гласит, что раньше домбра имела пять струн и не имела отверстия. Таким инструментом владел известный на всю округу джигит по имени Кежендык. Однажды он влюбился в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка в свою юрту и потребовал доказать свою любовь к его дочери. Джигит начал играть, исполняя красивую и продолжительную мелодию, в которой упомянул и самого хана, его жадность и алчность.

Разозлившись, хан приказал испортить инструмент, вылив на его середину горячий свинец. Так появилось отверстие в центре домбры, а от пяти струн остались только две.

Легенда о происхождении струн

В своей работе «Күй шежіре» Ақселеу Сейдімбек уделяет особое внимание легендам о домбре. Одна из них – рассказ Аргынбека Килыбаева из Курчумского района Восточно-Казахстанской области о кюе «Қос ішек». Когда-то на крутых склонах высоких гор жил охотник, добывавший себе пропитание охотой на оленей и маралов. Однажды ему удалось подстрелить пятнистого марала, и чтобы спустить его с горы, он вынужден был выпотрошить его на месте.

Спустя месяцы охотник снова пришел на то место и услышал странный звук. Подойдя поближе, он увидел, что внутренности марала натянуты между ветками сосны и издают звук, колеблясь на ветру. Это было похоже на тихую, мелодичную песню, которая трогала душу. Охотник понял, что этот звук исходит от внутренностей животного, высохших и натянутых между ветвями дерева. Он решил взять эти струны домой и сделать из них инструмент. Так появилась домбра с двумя струнами, и звук ее очаровывал всех, кто ее слышал. Домбра стала любимым инструментом народа.

Домбра в современном Казахстане

Сегодня домбра остается важной частью казахской культуры. На Национальный день домбры по всей стране проводятся концерты, фестивали и конкурсы, где исполняются традиционные кюи и современные произведения. В школах и культурных центрах дети и молодежь обучаются игре на домбре, продолжая традиции своих предков.

Токаев призвал чтить домбру как священный музыкальный инструмент

Кроме того, домбра стала символом единства и национальной гордости. Ее изображение можно увидеть на коллекционных монетах и марках. Стоит отметить, что Национальный день домбры в Казахстане отмечают шестой год подряд. Напомним, что 13 июня 2018 года соответствующий указ подписал Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. С тех пор музыкальный праздник отмечается в первое воскресенье июля.

Ранее мы рассказывали, что шоу-концерт в честь Дня домбры проведут в Астане. Подробнее – в материале. Какие мероприятия пройдут в Алматы в Национальный день домбры – читайте по ссылке.

Также в эти выходные в Алматы ожидается множество интересных мероприятий, приуроченных к празднованию Дня столицы. Подборку событий, куда можно сходить в городе, можно найти здесь. Мероприятия в Астане – в материале.

Читать также: Будет ли перенос выходных дней в июле в Казахстане

Қазнеттің басты жаңалықтары, жұлдыздардың өмірі және лайфхактар – барлығын Massaget.kz сайтынан таба аласыз. Қазақ тіліндегі жаңалықтарды оқып, талқылаңыз!

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru