Тест на агрессию в школе Алматы вызвал беспокойство родителей

Родители одной из частных школ Алматы высказали недовольство из-за опросника уровня агрессивности, который раздали ученикам. Они выразили сомнение в авторитетности, в способности теста правильно оценить казахстанских школьников. Корреспондент Tengrinews.kz разобралась в вопросе.

Родители одной из алматинских частных школ обратились в редакцию Tengrinews.kz с вопросами о правомерности использования теста агрессивности Басса-Дарки (BDHI) среди учащихся. По их словам, детям отправили ссылки на опросники, размещенные на российском сайте. Они выразили обеспокоенность содержанием опросника, указав на то, что он разработан для взрослых от 18 до 65 лет и предназначен в том числе для отбора в силовые и военные структуры. По мнению родителей, подобный опрос неуместен в школьной среде.

Фото с сайта psychiatry-test.ru

Кроме того, детей попросили пройти детский вариант опросника Шмишека для акцентуации личностных черт.


Фото с сайта psychiatry-test.ru

Чтобы разобраться в ситуации, мы обратились за разъяснениями в Министерство просвещения. После изучения содержания опросника свою оценку тесту дала кандидат педагогических наук и руководитель управления психолого-педагогической диагностики Мариам Таипова.

Эксперт пояснила, что тест был создан в 1961 году американскими психологами Хьюго Басом и Эдвардом Дарки для оценки уровня агрессивности. Впоследствии он стал широко применяться в психологической практике, однако его использование в школах требует осторожного подхода.

«Тест Басса-Дарки действительно может выявить агрессивные тенденции, но в образовательной среде его применение требует осторожности«, — подчеркнула Мариам Таипова.

Она отметила, что для проведения такого тестирования необходимо учитывать несколько важных моментов.

  • Цель тестирования. Определите, зачем вам нужен этот тест. Если целью является оценка агрессивности для профилактических мер или психологической поддержки, это может быть уместно.
  • Возрастная группа. Некоторые вопросы могут быть сложными для понимания.
  • Конфиденциальность. Обязательна анонимность ответов, чтобы школьники чувствовали себя комфортно.
  • Профессиональная интерпретация. Результаты должны анализироваться квалифицированными специалистами в области психологии, чтобы избежать неправильных выводов.
  • Включение в комплексные программы. Тестирование должно быть частью более широкой работы по поддержке психоэмоционального здоровья.

Таипова также подчеркнула важность корректного перевода теста на казахский язык для школ с казахским языком обучения.

«В таких случаях необходимо убедиться, что вопросы адаптированы и понятны респондентам», — добавила она.

Кроме того, эксперт указала, что проводить тестирование без участия профессиональных психологов и согласия родителей недопустимо.

«Опросы, такие как Басса-Дарки и Шмишека, должны проводиться только психологами по запросу администрации школы. Самостоятельное прохождение тестов детьми, особенно по ссылкам из интернета, может привести к неправильной интерпретации», — предостерегла Мариам Таипова.

Top.Mail.Ru