Транскаспийский маршрут, АЭС, домашнее насилие — правительство об итогах 2024 года
В правительстве продолжают подводить итоги 2024 года, передает Tengrinews.kz.
Домашнее насилие, права детей и ЧС
Одним из главных направлений работы МВД является профилактика бытового насилия. В 2024 году в полицию поступило около 100 тысяч сообщений о случаях насилия в семье. В ответ на это были приняты меры, в том числе выданы 72 тысячи защитных предписаний, а также судебные решения по 16 тысячам случаев.
Внимание уделено кризисным центрам для пострадавших от насилия. На сегодняшний день в стране функционируют 69 таких центров, в которые с начала года направлены 5,5 тысячи женщин, в том числе 3,7 тысячи с детьми. За последние 5 лет вдвое сократилось количество преступлений, посягающих на права женщин, в том числе насильственных преступлений — на 37,9 процента, убийств — на 49,3 процента и причинение тяжких телесных повреждений — на 8,7 процента.
В целях защиты детей за каждой школой страны закреплены сотрудники ювенальной полиции, которые регулярно проводят занятия по правам ребенка и выявляют детей, склонных к правонарушениям.
Не менее важным стал новый закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей», вступивший в силу 16 июня 2024 года. Внесенные изменения направлены на ужесточение наказания за насилие в отношении женщин и несовершеннолетних. В частности, за изнасилование малолетнего теперь предусмотрено только пожизненное лишение свободы, а за склонение к самоубийству и травлю – уголовная ответственность.
Дорожная безопасность
МВД продолжает работу по снижению аварийности на дорогах. Одним из эффективных методов является использование автоматических камер фиксации нарушений ПДД. На сегодняшний день в Казахстане функционирует более 25 тысяч таких камер, которые зафиксировали 69 процентов всех нарушений на дорогах. Для повышения качества подготовки водителей исключена самоподготовка, а обучение теперь проводится только через сертифицированные автошколы.
С помощью мобильных комплексов на дорогах зафиксировано более 1 миллиона нарушений скоростного режима за 11 месяцев 2024 года. В целях снижения числа ДТП в некоторых регионах активно используются «скрытые» патрули, что позволяет создать эффект постоянного присутствия полиции на дорогах. Эти меры уже привели к снижению числа погибших в авариях в нескольких областях.
С 4 апреля 2025 года вступят в силу поправки, касающиеся мопедов. Для них предусмотрена обязательная регистрация и получение водительского удостоверения категории А1. Также введены штрафы за отсутствие регистрационных знаков на электромобилях и требования по созданию зарядных станций для таких автомобилей.
Реформы МЧС
В системе ЧС Казахстана в 2024 году также произошли важные реформы. МЧС внедрило новую тактику управления и обновленную организационную структуру. Количество региональных подразделений было сокращено с 87 до 28, что позволило усилить основные службы. Введена должность вице-министра по цифровизации, а также модернизирован Республиканский оперативный штаб.
Особое внимание уделяется борьбе с пожарами. В 2024 году было зафиксировано 324 природных пожара, что в 2,6 раза меньше, чем в 2023 году (868 пожаров).
В этом году на пульт Единой дежурной диспетчерской службы «112» поступило более 4,7 миллиона звонков от населения. Силами МЧС было спасено более 14 тысяч человек, эвакуировано 66,5 тысячи человек, оказана медико-психологическая помощь 8 тысячам пострадавших. Также было совершено свыше 83,3 тысячи выездов по тревоге, в том числе 10 тысяч на пожары и около 19 тысяч — на аварийно-спасательные работы.
Энергетика
Энергетический сектор Казахстана является одной из ключевых отраслей экономики. В условиях растущего внимания к устойчивому развитию и глобального перехода на низкоуглеродную модель Казахстан активно реализует инициативы, направленные на обеспечение надежного энергоснабжения.
На сегодняшний день Единая электроэнергетическая система Казахстана функционирует в штатном режиме. По состоянию на 1 января 2024 года объем общей располагаемой мощности составил 20,4 ГВт, при рабочей мощности 15,4 ГВт. Максимальный уровень потребления в текущем отопительном сезоне достиг 16,6 ГВт, а максимальная генерация составила 15,1 ГВт.
В Казахстане функционируют 222 электрические станции. Из них 148 объектов ВИЭ общей мощностью 2,9 ГВт.
В ноябре 2023 года был успешно реализован проект «Усиление электрической сети Западной зоны ЕЭС Казахстана», в рамках которого построена линия электропередачи (ЛЭП) 220 кВ протяженностью 780 километров по маршруту Западно-Казахстанский энергоузел – Атырау – Мангистау.
Ведется изучение целесообразности строительства линии постоянного тока, соединяющей западную и южную зону страны, которая позволит закольцевать всю Единую электроэнергетическую систему Казахстана.
Тепло
В этом году включен в сеть первый энергоблок мощностью 500 МВт новой генерации на Экибастузской ГРЭС-1, ожидается до конца года ввести еще 65 МВт на Атырауской ТЭЦ, а также 130 МВт на ГРЭС «Топар» в 2025 году.
Ведутся строительные работы по четырем крупным проектам парогазовых установок общей мощностью около 1,8 ГВт, реализуемым в Туркестанской, Кызылординской областях, области Ұлытау и в Алматы, с планируемыми сроками завершения в 2026 году.
В рамках подписанного межправительственного соглашения с Катаром планируется строительство парогазовой установки (ПГУ) мощностью 1100 МВт в Кызылординской области, со сроком завершения в 2029 году.
Еще одно межправительственное соглашение – с Россией – нацелено на строительство новых теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) на базе угольной генерации в городах Кокшетау, Семей и Усть-Каменогорск, планируемые сроки ввода в эксплуатацию — 2028-2030 годы. Эти проекты будут реализованы с использованием технологий «чистого» угля и направлены на замещение существующего угольного парка в северных регионах Казахстана, которые отличаются длительным отопительным периодом и отсутствием газотранспортной инфраструктуры.
Нефть
План добычи нефти на 2024 год составляет 90,3 миллиона тонн (100,4 процента к уровню 2023 года). По итогам 11 месяцев добыча нефти составила 80,5 миллиона тонн, что на 1,8 миллиона тонн меньше плана.
За январь — ноябрь 2024 года объем переработки нефти в Казахстане составил 16,7 миллиона тонн, что составляет 102 процента от плана. Ожидается, что по итогам 2024 года объем переработки нефти увеличится до 17,9 миллиона тонн, что на 1,1 процента больше по сравнению с 2023 годом.
На данный момент по углеводородам заключено 315 контрактов, из которых:
- 9 соглашений о разделе продукции (СРП);
- 122 — на добычу;
- 173 — на разведку и добычу;
- 11 — на разведку.
По итогам 3-го квартала 2024 года общая штатная численность сотрудников компаний-недропользователей энергетического сектора составила 81 191 человек, из которых 80 033 являются гражданами Казахстана.
Газ
Газовый сектор Казахстана продолжает активно развиваться, обеспечивая внутренний рынок природным газом и стремясь увеличить объемы добычи. На данный момент уровень добычи природного газа в стране составляет более 55 миллиардов кубометров в год. Прогнозируется, что к 2030 году уровень добычи газа достигнет 86,5 миллиарда кубометров.
Основные месторождения газа в Казахстане — Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Также активно развиваются новые месторождения, такие как Анабай и Восточный Урихтау, Рожковское, с целью увеличения ресурсной базы газа. В ближайшей перспективе ожидается запуск месторождений Западная Прорва, Центральный Урихтау, Барханная (в период 2025 – 2026 годов), суммарные извлекаемые запасы которых превышают 50 миллиардов кубометров.
В Атырауской области строится газоперерабатывающий завод мощностью 1 миллиард кубометров в год, который будет работать на сырье Кашаганского месторождения. Кроме того, к 2030 году в рамках освоения месторождения Кашаган планируется реализация проекта строительства газоперерабатывающего завода мощностью 2,5 миллиарда кубометров в год. Для реализации этих проектов привлекли катарского инвестора — UCC Holding.
В Жанаозене на базе старого Казахского газоперерабатывающего завода строится новый завод мощностью 900 миллионов кубометров в год. Ведутся переговоры по строительству газоперерабатывающего завода на месторождении Карачаганак мощностью 4 миллиарда кубометров в год, который должен быть введен в эксплуатацию не позднее 2030 года.
Планируется ввод в эксплуатацию новых месторождений, таких как Хаиркелды Южный в Кызылординской области.
Развитие ВИЭ и АЭС
На сегодняшний день введены и действуют 148 объектов ВИЭ (свыше 100 кВт), установленной мощностью 2 903,7 МВт:
- 59 объектов ветровых электростанций мощностью 1 409,55 МВт;
- 46 объектов солнечных электростанций мощностью 1 222,61 МВт;
- 40 объектов гидроэлектростанций мощностью 269,785 МВт;
- 3 объекта биогазовых электростанций мощностью 1,77 МВт.
По итогам проведенных аукционных торгов и заключенных договоров с ТОО «РФЦ по ВИЭ» планируется ввод в эксплуатацию 66 проектов ВИЭ суммарной мощностью 1 682,4 МВт. Сумма привлеченных инвестиций составит порядка 720 млрд тенге.
6 октября был проведен республиканский референдум, на котором большинство граждан поддержали идею строительства АЭС. В настоящее время рассматривается строительство АЭС от 2 до 2,8 ГВт в Жамбылском районе Алматинской области вблизи села Улькен, а также ведутся переговоры c потенциальными поставщиками ядерной технологии, создана межведомственная комиссия, которая рассматривает предложения всех вендоров на конкурентной основе.
Экономика
По предварительной оценке, рост ВВП по итогам 11 месяцев составил 4,4 процента, который преимущественно обеспечен развитием ненефтяного сектора. Более 70 процентов роста экономики сложилось за счет обрабатывающей промышленности, торговли, сельского хозяйства и строительства. В разрезе отраслей наблюдается следующая динамика: в сельском хозяйстве отмечен рост валового выпуска продукции на 13,4 процента, что является наивысшим показателем с 2011 года; в строительстве – 10,3 процента; в торговле – 8,2 процента; услугах транспорта – 8,1 процента; связи – 5,3 процента; обрабатывающей промышленности – 5,3 процента.
Объем экспорта в КНР увеличился на 5,3 процента и составил 12,3 миллиарда долларов. Наращивание экспортных потоков в страны ЕС, такие как Ирландия, Швейцария и Франция, указывает на их диверсификацию. Вместе с тем прирост несырьевого экспорта в соседние страны, такие как Кыргызстан и Таджикистан, свидетельствует о важности Центрально-Азиатского региона для торговли Казахстана.
Инфляция в 2024 году снизилась, составив в ноябре 8,4 процента в годовом выражении. В соответствующем периоде 2023 года инфляция была на уровне 10,3 процента.
Суверенный кредитный рейтинг Казахстана сохранен на уровне инвестиционной надежности.
9 сентября 2024 года международное рейтинговое агентство Moody’s повысило кредитный рейтинг РК с «Bаа2» до «Bаа1», с прогнозом «Стабильный». 15 ноября 2024 года агентство Fitch подтвердило кредитный рейтинг страны на уровне «BBB», также сохранив прогноз на уровне «Стабильный». 1 марта 2024 года S&P подтвердило суверенный кредитный рейтинг на уровне «BBB-/А-3», сохранив прогноз на уровне «Стабильный».
МСБ
Принятые меры поддержки отечественных товаропроизводителей позволили увеличить долю малого и среднего бизнеса в экономике РК на 1,8 процента, и на сегодня она составляет 38,2 процента. На 1 декабря количество действующих субъектов МСБ увеличилось на 1,5 процента, превысив 2 миллиона предприятий. Всего в данном секторе обеспечена занятость свыше 4,2 миллиона казахстанцев.
Государственная поддержка экспортеров в Казахстане достигла нового уровня: бизнес получил компенсацию затрат на сумму 6,3 миллиарда тенге. Особое внимание уделяется диверсификации отраслей, что способствует расширению экспортного потенциала страны. Лидерами по количеству одобренных заявок стали Костанайская область, Алматы, Алматинская и Карагандинская области.
Цифровизация для развития предпринимательства
В целях формирования удобной цифровой экосистемы разрабатывается проект «Цифровая карта бизнеса» для получения предпринимателями госуслуг, мер поддержки и иного взаимодействия с государством на одном портале. По аналогии с личным кабинетом граждан будет внедрен личный кабинет бизнеса, что упростит административные процедуры и повысит прозрачность и эффективность процессов. Всего в текущем году в электронном формате в Казахстане оказано 99,3 процента госуслуг. Проводится дальнейшая оптимизация бумажного документооборота.
Инвестиции в экономику и инфраструктурное развитие
Правительством усилено взаимодействие с международными финансовыми организациями. Отдельное внимание уделено проектам Национального инфраструктурного плана до 2029 года. Сотрудничество ведется с такими организациями, как: Всемирный банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития, Евразийский банк развития и другие.
Подписаны соглашения по таким ключевым проектам, как: реконструкция автомобильных дорог республиканского значения; реконструкция Алматинской ТЭЦ-3; строительство ВЭС в Карагандинской области; расширение магистрального водовода Астрахань — Мангышлак и другие.
Транспортная инфраструктура: развитие ключевых объектов
2024 год стал важным этапом в реализации масштабных проектов по ремонту, реконструкции и строительству транспортной инфраструктуры Казахстана. В рамках государственной программы в этом году начата работа по ремонту и строительству 12 тысяч километров автомобильных дорог, из которых 7 тысяч километров будут завершены до конца года.
Среди ключевых достижений года выделяется завершение реконструкции четырех важных автодорожных коридоров, которые обеспечивают связь между основными регионами страны и международными транспортными маршрутами.
В 2024 году значительный прогресс был достигнут и в других областях дорожного строительства. Ремонтные и реконструкционные работы охватили более 7,5 тысячи километров дорог, включая капитальные и средние ремонты, а также работы на дорогах местного значения.
В сфере железнодорожного транспорта продолжаются работы по ремонту магистральной железнодорожной сети, в 2024 году проведен ремонт на 1401 километре.
Продолжаются работы по строительству четырех крупных железнодорожных проектов общей протяженностью 1,3 тысячи километров.
Среди них:
- «Достык – Мойынты» (работы завершены на 75%)
- «Обводная линия Алматы»
- «Дарбаза – Мактаарал»
- «Бахты – Аягоз»
В 2024 году Казахстан значительно укрепил морскую инфраструктуру. В порту Актау строится контейнерный хаб с пропускной способностью 300 тысяч ДФЭ в год. Начаты работы по строительству нового зернового терминала в порту Курык и многофункционального терминала «Саржа», что в свою очередь обеспечит расширение транзитного потенциала и повысит пропускную способность портов Казахстана до 30 миллионов тонн в год.
Открытие нового зернового терминала мощностью 1 миллион тонн в год стало важным событием для развития транзита и логистики в Казахстане. Этот терминал обеспечит увеличение объемов экспорта зерновых культур, в том числе по направлению Казахстан – Иран и в страны Кавказского региона.
В 2024 году Казахстан сделал важные шаги в развитии воздушного транспорта. Введены в эксплуатацию новые пассажирские терминалы в аэропортах Алматы и Кызылорды. Пропускная способность терминала в Алматы увеличена в 6 раз, а в Кызылорде – в 7 раз.
Кроме того, до конца года ожидается запуск нового терминала в аэропорту Шымкента, что позволит увеличить пропускную способность в 7,5 раза.
2024 год также стал годом завершения ряда крупных инфраструктурных проектов:
- Строительство тоннеля на перевале Шакпак-Баба, который обеспечил безопасное круглогодичное движение, значительно улучшив транспортное сообщение между южными регионами Казахстана.
- Мост через Бухтарминское водохранилище, ставший стратегически важным для Восточного Казахстана, обеспечив надежную связь между населенными пунктами региона.
- Путепровод на станции Шамалган, который устранил место пересечения железнодорожного и автомобильного транспорта, повысив безопасность движения.
Рост и развитие ТМТМ
Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) продолжает демонстрировать устойчивый рост, что подтверждается увеличением пропускной способности до 6 миллионов тонн в год, включая 100 тысяч ДФЭ контейнерных перевозок. За 11 месяцев 2024 года объем перевозок грузов увеличился на 63 процента, достигнув 4,1 миллиона тонн, а контейнерные перевозки выросли в 2,6 раза, составив 50,5 тысячи ДФЭ. Эти показатели свидетельствуют о значительном росте маршрута.
Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp
Источник: tengrinews.kz