“На Деда Мороза надейся, а сам не плошай“. Музей Нового года создала у себя дома казахстанка

Жительница Петропавловска Анна Ляшенко – настоящая фанатка Нового года. Она не только наряжает у себя дома порядка десяти новогодних елок, но и коллекционирует все, что связано с любимым праздником: старинные елочные игрушки, гирлянды, флажки и дождики и, конечно же, главные символы праздника – Дедов Морозов и Снегурочек.

Корреспондент Tengrinews.kz побывала в гостях у любительницы праздника и зарядилась новогодним настроением.

То, что в этом доме ждут праздник, понимаешь сразу. Новый год здесь и на пороге, и за порогом.

Вот в окно по веревочной лестнице забирается Дед Мороз с мешком подарков.

Его Анна, дизайнер по профессии, смастерила сама.

«На то, чтобы подготовить дом к Новому году, у меня уходит минимум три дня, – признается Анна Ляшенко. – В этом году я семь елок нарядила, не считая маленьких елочек-малышек. Но это не много, бывало, что мы и 13 елок ставили. У меня есть еще советские елки из мишуры, наверное, многие такие помнят, в этом году не стала их доставать, решила в другом стиле дом украсить».

Анна демонстрирует свои несметные богатства, без которых просто не представляет самый волшебный праздник в году.

Это, например, бумажные гирлянды, которые раньше вешались на елку.

Большинство этих гирлянд были созданы на Московском комбинате бумажных изделий в 1960-1970-е годы.

«На этой фабрике карнавальных игрушек выпускали замечательные картонажные и бумажные игрушки: хлопушки, гирлянды, куклы, фонарики и маски. Посмотрите, эти гирлянды до сих пор сохранили свои яркие цвета, на них родные веревочки. Кстати, обратите внимание, старые цвета отличаются от современных, какие-то более спокойные, что ли. Конечно, многое нужно реставрировать. Сейчас такие раритетные изделия продаются на различных интернет-ресурсах и форумах коллекционеров, стоят в зависимости от состояния и редкости, можно и за пару тысяч тенге купить, а цена более редких экземпляров доходит до 10 тысяч тенге и выше», – рассказывает коллекционер новогодних редкостей.

Следом из коробки Анна достает игрушки-фонарики. Их тоже вешали на елку. Очень красивые и оригинальные по исполнению.

Доктор Айболит, коты, Дюймовочка, Василисы… Им уже более полувека, а они в прекрасном состоянии.

Рядом в чудесной коробке – конфетти и дождики, которые, наверное, многие помнят из своего детства.

«А вот такие бумажные елочные игрушки-фонарики продавались в 1920-х годах. Цена одной игрушки доходит до 50 тысяч тенге. Моя в отличном состоянии, ее можно продать за 60 тысяч тенге. Скоро выйдет каталог новогодних елочных игрушек, там будут и мои редкие игрушки. Таких игрушек очень мало осталось, мне просто посчастливилось их встретить», – признается Анна Ляшенко.

Что-то из своей коллекции она покупала, что-то дарили или отдавали. Анна работает дизайнером и озеленителем в ботаническом саду Петропавловска. В прошлом году там проходила выставка новогодних игрушек и Дедов Морозов из ее личной коллекции. И Анна с благодарностью вспоминает, что посетители принесли ей несколько раритетных вещей.

Например, эта верхушка на елке – 1930 года выпуска.

«Это еще довоенная продукция завода «Москабель», который выпускал продукцию из медной проволоки. Завод был одним из первых советских предприятий, производивших елочные украшения. Рождественская елка была запрещена в СССР в 1928 году как буржуазный пережиток и символ «поповского праздника», а «реабилитирована» и разрешена уже в 1935-м, уже как «правильная новогодняя». Но граждане столкнулись с отсутствием елочных украшений – старые игрушки были уничтожены, новые не созданы. Тогда был дан клич по всем артелям и производствам, и выпуск елочных игрушек был налажен на многих предприятиях, включая «Москабель», который начал выпускать игрушки, мишуру, дождик, электрические гирлянды и вот такие звезды. Кстати, на одном сайте видела, что такую звезду продавали за 100 тысяч тенге… У меня есть еще мишура из медной проволоки, но не стала ее вешать в этом году, дала возможность другим игрушкам поблистать на елке», – отмечает фанатка Нового года.

Анна показывает и редкие игрушки, которые ей подарили посетители ее выставки: балерина, индус и сеньор Помидор, которого немного погрызли мыши у прежних хозяев, и те хотели просто выбросить раритет, но вовремя узнали про выставку.

Эти игрушки сделаны из ваты и папье-маше в самом начале XX века. И очень многие коллекционеры хотят получить их к себе в коллекцию. Причем с каждым годом стоимость таких игрушек только растет, поскольку вату очень сложно сохранить в хорошем виде более ста лет. Стоимость таких игрушек доходит до 200 и более тысяч тенге.

Кстати, одну из своих елочек Анна нарядила исключительно игрушками собственного производства, еще несколько игрушек ей подарила подруга из Беларуси.

«Я сама научилась делать ватные игрушки в 2006 году. Попадались картинки с елками с ватными игрушками. В них такой особый шарм, стало интересно, как их делают, начала изучать этот вопрос и в итоге научилась всем премудростям. Теперь даже на заказ и на продажу делаю», – рассказывает мастерица.

Кстати, Анна дает вторую жизнь вещам, которые любой из нас отправил бы в мусорное ведро.

Например, шикарные барабаны сделаны из втулок из-под скотча.

Этот тигренок – из лампочки.

Из деревянных шпателей для осмотра горла – лыжи.

Новогодние игрушки Анна коллекционирует уже около 20 лет, за эти годы их у нее набралось несколько тысяч. Родственники, друзья и просто знакомые отдавали старые игрушки целыми коробками, что-то новое и оригинальное дарят на дни рождения и праздники.

«Самые старые игрушки на елке – это 1920-1930-е годы. К слову, советские елочные игрушки никогда не выпускали просто так. Они должны были прививать обществу «высокие социалистические и культурные ценности». А потому сюжет должен был быть значимым, его утверждали различные комиссии, только потом начиналось производство. Игрушки отражали происходящие в стране события.

Вот 1930-е в СССР – годы активного освоения воздушного пространства. И в продаже появились монтажные елочные игрушки. Их собирали из стеклянных трубочек и бусинок с помощью проволоки в виде подвесок, парашютов, аэростатов, самолетов, вертолетов, звезд и так далее. Монтажные игрушки были популярны и в послевоенное время до 1950-х годов», – рассказывает и показывает Анна Ляшенко.

А это картонаж – игрушки, сделанные из очень плотного картона. Они тоже еще довоенные.

Их начали производить в 1940-е годы в СССР. Фигурки покрывали фольгой, серебристой или цветной, и раскрашивали с помощью распылителя порошковыми красками. Картонажные елочные игрушки выпускали вплоть до 1980-х годов.

«Кстати, вот эту картонажную игрушку мне подарил хранитель и директор ботанического сада Равиль Рязапов. Я тогда и не знала, что буду работать с ним. Мы с сыном пришли в сад перед Новым годом, а там на деревьях были развешаны игрушки. Сын говорит: «А моя мама тоже игрушки коллекционирует». Равиль Хасанович снял эту старинную игрушку-картонаж и подарил. Очень ее берегу», – признается Анна.

На елке семьи Ляшенко множество часов, и все они, конечно же, показывают время без пяти 12. На их выпуск художников вдохновил фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», вышедший в прокат в 1956 году, где прозвучала песня «Пять минут».

«Состоялся первый полет человека в космос – на елках появились космонавты, ракеты, прожекторы и спутники…

В хрущевский период аграрных новшеств на елках заблестели «царица полей» – желтая кукуруза, снопы пшеницы и прочие дары полей.

«Всем нам знакомые игрушки-сосульки символизируют хрущевскую оттепель», – отмечает коллекционер.

Есть на елке игрушки-великаны – солнце, часы, лимон и сова.

Такими игрушками украшали главную елку страны, а потом их изготавливали для больших елок домов культуры, театров, сельских клубов. Эти игрушки сделаны из толстого стекла, тяжелые и прочные, так как это уличные игрушки.

А неподалеку от большой и пышной сосны стоит елочка-малютка с миниатюрными игрушками.

Такие елочки стали появляться в домах советских граждан в 1950-х годах – в новостройках-хрущевках попросту не было лишних квадратных метров.

Каждая такая елочка шла в наборе с уменьшенными версиями популярных игрушек.

«Это стеклянные бусы – их изначально делали для людей, а потом уже стали делать такие бусы как елочные украшения. А вот эти игрушки – свободная выдувка. На заводе, где конвейерно производили стеклянные елочные игрушки-формовки, выделялся свободный день, когда каждый мастер мог придумать и лично выдуть свою игрушку. Это было кропотливо, долго, а потому и дорого. Вот видите, чайничек и самовар, это как раз штучный товар. Они сейчас особенно ценятся среди коллекционеров», – демонстрирует Анна свои сокровища.

Привлекают внимание и сюрпризницы, у Анны Ляшенко их несколько – в форме книг и почтового ящика.

В такие коробочки клали сюрпризы – конфету или монетку, а может, и признание в любви и даже кольцо, и вешали на елку. А тот, кому предназначался сюрприз, находил его в этой коробочке. Сюрпризницы очень дорогие и редкие.

«Этот старинный лебедь ко мне приехал всего месяц назад из Балхаша. Он мне достался не очень дорого, так как игрушка не целая, у лебедя нет лапок. Вот хлопушка-конфета – это тоже советских времен, примерно 1970-е годы. Одну я нечаянно вскрыла, и оттуда выпала маленькая пластиковая лошадка. Такие хлопушки среди коллекционеров тоже ценятся, стоят как минимум 7-8 тысяч тенге», – отмечает коллекционер.

А еще в коллекции Анны больше сотни Дедов Морозов – из ваты, прессованных опилок, пластика, пенопласта, резины, есть даже надувной.

Собиратель новогодних раритетов смеется, что еще 15 стареньких дедушек из поролона и плюша куплены и сейчас в пути.

Самым почтенным старцам в коллекции уже по 80 лет. Есть и современные деды. А начало этой большой коллекции положила случайная находка.

«Я начала собирать Дедов Морозов в 2006 году, когда родился сын. Хотелось, чтобы дома под елкой стоял Дед Мороз, как в нашем детстве. Сначала приобрели пластикового. А потом, когда этот дом купили, на чердаке нашли ватного Деда Мороз в паре со Снегурочкой от предыдущих хозяев. С этого Деда Мороза все и началось», – вспоминает Анна.

А сейчас у хранительницы новогоднего настроения целая армия Дедов Морозов.

«Это очень старенькие дедули – 1950-60-х годов. Этот Дед Мороз даже попал на обложку известной книги об истории елочной игрушки. Сделан он из гофрированной бумаги и ваты, а лицо – прессованная бумага.

«Это украинский Дед Мороз 1965 года выпуска. Он приехал ко мне, весь развалился, пришлось реставрировать», – рассказывает коллекционер.

В коллекции Анны есть несколько Дедушек Морозов, выпущенных на Калининской фабрике.

Сначала фигурки делали с ножками, а потом начали делать упрощенный вариант с шубой в пол, без ног. Деды Морозы этой фабрики все, как на подбор, подпоясаны кусочком разноцветной ткани.

Есть в коллекции и наш казахстанский Аяз Ата. Причем как современные игрушки, так и раритет.

«Эти Морозы выпущены в Алматы на фабрике «Кызыл-ту» в 1970-х годах. Вот видите – в оранжевой шубке», – демонстрирует раритет Анна.

Резиновый Дед Мороз делался для маленьких ребятишек, которым, конечно же, хотелось стащить сувенирную игрушку из-под елки, погрызть, покусать ее.

Для веселых детских игр делали и надувных дедушек.

А эти Деды Морозы назывались пьяницами. У них особенная роспись – красный нос, раскосые глаза, поэтому их так и прозвали. Они приехали к Анне из Беларуси, редкие экземпляры прислала подруга, которая тоже коллекционирует новогодние игрушки.

Часто игрушки попадают к Анне Ляшенко в таком виде, что над восстановлением их внешнего вида приходится потрудиться, причем некоторым требуется серьезная реставрация.

«Это самый большой Дед Мороз в моей коллекции – 78 сантиметров, мне его подарили петропавловцы, дом которых затопило этой весной во время паводка. Он был очень побитый жизнью, с травмами, буквально рассыпался от старости, я его отреставрировала, покрасила по стандартам, как он изначально был покрашен. Хозяйке Деда Мороза 75 лет, а ей подарили Деда Мороза в пять лет, то есть ему 70 лет. Рядом с ним Снегурочка, но ее я пока не восстановила», – делится хранитель старины.

К слову, Снегурочек в коллекции Анны значительно меньше, чем Дедов Морозов, впрочем, и выпускались фигурки внучек значительно реже.

«В основном Деды Морозы были одиночки. Парные игрушки продавались редко. Поскольку дети в первую очередь играли со Снегурочкой как с куклой, то они еще и хуже сохранялись. Поэтому ватные Снегурочки практически не дошли до нас. Тем более что детям было интересно, что находится внутри таких игрушек…» – рассказывает коллекционер.

А одного Деда Мороза Анна и вовсе нашла в мусорном баке.

«Это была поздняя осень. Проходила мимо контейнера, смотрю – ноги торчат, присмотрелась – Дед Мороз из пресс-опилок. Ну как мне было его там оставить? Он был в плохом состоянии, реставрировала», – рассказывает Анна.

Еще один дедушка был напополам расколотый, и лица у него практически не было. Анна восстанавливала все сама по тем технологиям, по которым его и делали: использовала опилки, спрессованные с бумагой и клеем. А у пластмассового дедушки была огромная дыра у основания, восстанавливала его реставратор при помощи горячего клея.

Чтобы подобных «травм» у волшебников с седой бородой не случалось, свои игрушки Анна бережно хранит в доме, под лестницей.

«И игрушки елочные, и Деды Морозы хранятся в чулане – там тепло и влажности нет. Дедов Морозов и Снегурочек укутываю в пупырчатую пленку и укладываю по коробкам. Стеклянные игрушки хранятся в коробках с секциями, то есть каждая игрушка в своем «домике» отдельно. Даже если заденешь случайно коробку, они не разобьются. Не храню игрушки в вате: она набирает влагу, от этого игрушки портятся», – объясняет Анна Ляшенко.

Благодаря такому трепетному отношению все игрушки коллекционера в отличном состоянии. На карнавальных масках 1987 года выпуска сохранились даже ценники.

Эти маски, как и другие новогодние атрибуты, обязательно будут задействованы в самую волшебную ночь года.

«Новый год – семейный праздник, отмечаем дома обязательно, украшаем и накрываем стол, готовим самые лучшие блюда… Для меня Новый год – это сказка и мечта, ночь, когда встречаются прошлое и будущее. И, конечно, традиции. Когда вся семья вместе, дарят подарки и желают друг другу всего самого-самого лучшего. И все обязательно сбудется! Только нужно верить в добро и чудо и в волшебного Деда Мороза. Ну и, конечно, самим не плошать!» – с улыбкой заключает Анна Ляшенко.

Текст и фото Елены Бережной

Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru