Исследование: как казахстанцы зарабатывают при помощи WhatsApp и маркетплейсов
Около 20 процентов взрослого населения Казахстана в 2024 году получали доход от самозанятости и предпринимательской деятельности. Об этом говорят данные исследования ADAM Research. Эксперты также изучили вопрос, как соцсети и маркетплейсы помогают казахстанцам находить доход, передает Tengrinews.kz.
Как говорится в исследовании ADAM Research, особое внимание этой категории казахстанцев привлекает платформенная занятость: это модель работы, при которой продавцы услуг и заказчики находят друг друга через цифровые платформы, такие как маркетплейсы, сервисы такси, курьеров и приложения для поиска специалистов.
«Каждый третий самозанятый в Казахстане зарабатывает через такие платформы; однако чаще всего это нерегулярные или краткосрочные заработки. При этом платформенная занятость преимущественно вовлекает специалистов в таких сферах, как IT, реклама и продажи, хотя около трети пользователей платформ занимаются физическим трудом», — отметили эксперты.
Платформы играют роль посредников между исполнителями и заказчиками, устраняя информационные барьеры и упрощая взаимодействие. Однако в условиях высокой конкуренции и выравнивания цен способ поиска клиентов становится критически важным для самозанятых. Основным каналом привлечения заказчиков остаются социальные связи и рекомендации — на них полагаются около 40 процентов респондентов. Личные рекомендации и наработка клиентской базы особенно важны в таких сферах, как строительство, ремонт и бьюти-индустрия.
«Активное использование социальных сетей для рекламы услуг демонстрируют 23 процента респондентов, причем этот метод чаще выбирают женщины (31 процент) по сравнению с мужчинами (17 процентов). Это объясняется преобладанием женщин в сферах, где социальные сети оказываются особенно эффективным инструментом — например, в индустрии красоты и дизайне. Доски объявлений используют 15 процентов опрошенных, а мессенджеры, такие как WhatsApp и Telegram, — 8 процентов. Интересно, что в сельской местности мессенджеры используются чаще, чем в городе, так как они широко применяются для продажи сельскохозяйственной продукции и установления долгосрочных связей с клиентами. Доски объявлений же чаще используются для одноразовых заказов», — говорят данные исследования ADAM Research.
Вопреки распространенному мнению, цифровые инструменты востребованы не только среди молодежи. Возраст влияет скорее на выбор конкретных платформ: молодые самозанятые чаще используют социальные сети и маркетплейсы, тогда как мессенджеры и доски объявлений одинаково популярны среди всех возрастных групп. Традиционные методы рекламы, такие как вывески или бумажные объявления, остаются актуальными для 10 процентов респондентов, преимущественно старшего возраста. Эти методы чаще выбирают предприниматели с наемными работниками, тогда как полностью онлайн-продвижение характерно для тех, кто работает самостоятельно.
Примерно 5 процентов самозанятых используют крупные маркетплейсы. Эти платформы помогают не только привлекать клиентов, но и подталкивают самозанятых к формализации бизнеса и легализации доходов.
«Например, те, кто работает через маркетплейсы, реже имеют сложности с налоговой отчетностью и чаще отмечают, что работают официально. В то же время те, кто находит клиентов через личные связи, предпочитают работать по устным договоренностям», — заявили в ADAM Research.
Таким образом, по оценкам исследователей, на данный момент платформенная занятость вовлекает примерно 7 процентов взрослого населения, отличается сниженными регуляторными издержками и упрощением ведения бизнеса для многих самозанятых.
Ранее мы писали о том, что зарубежные маркетплейсы обяжут регистрироваться в Казахстане.
Читайте также: Правительство взялось за маркетплейсы и магазины “у дома“
Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp
Источник: tengrinews.kz