Обуздать пробки в Астане: эксперты предложили решение
На расширенном заседании правительства Президент Касым-Жомарт Токаев поручил срочно решить вопрос с пробками в столице. Корреспондент Tengri Auto выяснил у экспертов основные причины пробок в Астане и возможные методы для решения этой проблемы.
Как отметил сооснователь группы компаний Sergek Group Асет Ахметов, возросшее количество автомобилей, которое превышает пропускную способность имеющихся дорог, является одной из основных причин заторов на дорогах.
По данным Национального бюро статистики, в столице зарегистрировано 425 730 автотранспортных средств.
Также к причинам пробок он отнес нехватку некоторых объектов дорожной инфраструктуры, например мостов и развязок, и пробелы в управлении движением (неэффективные светофоры, неточная разметка дорожного полотна).
Проблемы с инфраструктурой отметил и наш второй эксперт, главный редактор журнала «За Рулем Казахстан» Алексей Алексеев. Как он считает, Астане не хватает широких улиц, магистральных скоростных проспектов, которые проходят сквозь весь город.
«Астана строилась почти с чистого листа, транспортные проблемы должны были предусмотреть. Ясно было, что город будет расти и нужны широкие улицы, многополосное движение. За основу можно было взять Москву, где в центре 6-полосные магистрали в каждую сторону. Нужны также современные системы, создающие «зеленую волну», чтобы транспорт двигался равномерно», — отметил Алексеев.
Эксперт добавил, что дорог никогда не будет хватать. Нужно уменьшить количество автомобилистов, но методов, как это сделать, очень мало.
Особенности столицы
Асет Ахметов подчеркнул, что, помимо большого числа жителей, что само по себе ощутимо, в столице нередко проводятся различные республиканские и международные мероприятия.
«Большое количество мест притяжения, куда люди предпочитают добираться на личном транспорте. Нужно еще учитывать и достаточно большой наплыв автолюбителей-новичков и иногородних автомобилей. Все это вкупе оказывает большое влияние на трафик», — отметил Ахметов.
Мировой опыт решения проблем с пробками
По словам Ахметова, в мире есть три основные модели развития транспортной инфраструктуры.
США
Согласно американской модели, города практически заточены под автомобили. То есть это широкие дороги, разветвленные магистрали и огромные парковки. Например, в Детройте треть территории занимают дороги, еще треть – парковки и только оставшаяся часть – здания. В итоге такие города становятся неудобными для пешеходов.
«Такой подход не всегда гарантирует избавление от пробок, поскольку большое количество машин приводит к перегрузке дорог», — отметил Асет Ахметов.
Европа
Европейская модель подразумевает баланс между личным и общественным транспортом. Здесь есть старые кварталы с узкими улочками и современные районы с развязками и удобным метро. Европейцы часто выбирают автобусы и поезда, потому что это быстрее, комфортнее и выгоднее. Даже те, у кого есть машина, предпочитают общественный транспорт для повседневных поездок, а авто оставляют для загородных поездок и поездок по делам.
«В целом можно сказать, что Европа с задачей развития транспортной инфраструктуры прекрасно справилась», — отметил Асет Ахметов.
Говоря о Европе, стоит вспомнить, что в октябре 2023 года в Астане предлагали ограничить въезд в город для некоторых категорий автомобилей по примеру Лондона. Лондонские ограничения связаны с вопросами экологии, но они также очень сильно разгружают центральные улицы города.
В Лондоне в 2018 году автомобилям, использующим бензин и дизель, запретили въезд в центр города (красная часть на карте).
Платный въезд (желтая часть на карте) распространяется на водителей авто с дизельными двигателями ниже стандарта Евро-6 (обычно выпущены до 2015 года), а также на водителей автомобилей, работающих на бензине, с двигателями ниже стандарта Евро-3 (обычно выпущены до 2007 года).
Сингапур
В сингапурской модели превалирует жесткий контроль над количеством машин. Власти посчитали, сколько дорог на острове и сколько авто можно на них выпустить. Чтобы не перегружать улицы, водителям продают лицензии, которые стоят в три раза дороже самой машины. Это помогает избегать перегруженности дорог и позволяет держать пробки под контролем.
Как снизить пробки в Астане?
Алексей Алексеев отмечает, что в этом вопросе есть только 2 пути решения: это развитие общественного транспорта и платный въезд в город, центр, дорогие парковки.
«Но на первом месте — комфортный общественный транспорт. Он должен ездить по расписанию. Водитель должен ездить аккуратно, не нарушать правила. Летом в автобусе должно быть прохладно, зимой — тепло. Интервал должен быть таким, чтобы в автобусе не было тесно. И ездить он должен по выделенным полосам.
Автомобилиста вытащить из машины можно только этим способом. Когда автомобилист убедится, что на автобусе он доезжает до места быстрее и в комфорте, он пересядет на общественный транспорт», — отметил эксперт.
Такого же мнения придерживается и Асет Ахметов, по его словам, во всех успешных решениях на сегодняшний день центральным звеном является общественный транспорт.
«Взять ту же европейскую модель, где доступный, качественный и надежный общественный транспорт стоит во главе транспортной системы. Это значит, что в часы пик любой пассажир должен иметь возможность спокойно зайти в автобус или метро и доехать до работы, учебы или домой без задержек», — отметил эксперт.
Как добавил Асет, при этом также нужно продолжать улучшать транспортную инфраструктуру, совершенствовать методы управления дорожным трафиком и внедрять современные цифровые решения.
Платный въезд в город
Ахметов также рассмотрел вариант с платным въездом в город. По его словам, это распространенная мера по борьбе с пробками в мегаполисах.
«Например, грузовикам, строительной и крупногабаритной технике разрешен въезд в центр города вне часов пик. Если они заезжают в центр в час пик, им придется заплатить деньги. Эта мера позволяет сбалансировать транспортный поток между часами пик и свободным временем», — объяснил сооснователь Sergek Group.
Платные парковки не эффективны
По словам Алексея Алексеева, опыт Алматы показывает, что платные парковки не решают проблему пробок и свободного места у популярных заведений или бизнес-центров.
«Все потому, что стоимость парковки невысокая. Если парковки будут дорогими, они станут свободнее. Но, прежде чем это делать, начинать надо с развития инфраструктуры», — отметил главный редактор «За рулем Казахстан».
Но Асет Ахметов считает, что в перспективе платные парковки могут мотивировать граждан пересаживаться на общественный транспорт. По его словам, данный механизм не сможет полноценно раскрыться, пока мы не повысим эффективность и качество работы общественного транспорта в целом.
Альтернативный транспорт не для Астаны
Асет Ахметов считает, что в Алматы летом самокаты и велосипеды помогают разгрузить дороги. Но в Астане теплый период короткий, в отличие от южной столицы, что делает микромобильный транспорт неэффективным зимой.
«Это хорошее дополнение, но не основное решение. Я думаю, что основное решение проблемы — это все-таки классический общественный транспорт; который работает в любую погоду: автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, ЛРТ», — отметил Ахметов.
Однако Алексеев считает, что чем больше город предлагает различных возможностей для передвижения, тем лучше для людей. Велополосы позволяют стимулировать использование альтернативных видов транспорта. Это всегда на пользу.
«Астана строилась заново. Честно говоря, я был уверен, что столицу будут строить по новым стандартам, ориентированной не на город для машин, а город для людей, со стимулированием ходьбы пешком, на мелкомобильных видах транспорта, с созданием пешеходных зон и новых безопасных инженерных решений во всем, связанном с дорогами и городским движением. Но, похоже, этого не случилось», — объяснил Алексеев.
Ранее мы рассказывали, что самые перегруженные перекрестки Астаны назвали аналитики.
Еще больше интересных автоновостей смотрите в нашем Instagram и TikTok
Источник: tengrinews.kz