“Тогда не помогло, а теперь и вовсе вредит“: эколог о дноочистительных работах в Каспийском море

Сооснователь глобального экологического движения Save the Caspian Sea и исполнительный директор Центра эколого-правовой инициативы «Глобус» Галина Чернова высказалась о работах в Каспийском море, которые хочет начать одна из крупнейших нефтяных компаний, передает Tengrinews.kz.

22 мая в поселке Дамба Атырауской области состоялись общественные слушания по проекту дноочистительных работ в акватории Каспийского моря, инициированных компанией NCOC. По официальной версии, проект не несет значительного воздействия на окружающую среду. Однако экологи и общественники высказали серьезные сомнения.

«Я участвую в общественных слушаниях более 20 лет, и каждый раз мы с коллегами напоминаем о необходимости соблюдения нефтяными компаниями взятых на себя экологических обязательств. В этот раз нас особенно обеспокоил план компании NCOC провести так называемые «дноочистительные работы». Под видом расчистки ила на самом деле планируется дноуглубление – масштабное вмешательство в морское дно для того, чтобы снова ввести в эксплуатацию застоявшийся флот. Но Каспий – это замкнутая и крайне уязвимая экосистема. И любое вмешательство здесь, даже локальное, может иметь необратимую цепную реакцию: от разрушения кормовой базы до срыва миграционных маршрутов исчезающих видов и усугубления обмеления моря», — заявила эксперт.

По словам Галины Черновой, в 2021 и 2022 годах на аналогичных слушаниях экологи уже поднимали вопрос о риске обмеления Каспия.

«Тогда NCOC уверяли, что вероятность риска равна 1 проценту. Сегодня мы видим, насколько эта оценка была, мягко говоря, недальновидной. Кроме того, тогда убеждали, что дноуглубительные работы будут разовыми. Но вот мы снова здесь. Обсуждаем тот же процесс с теми же рисками. При этом, как показывают международные исследования из Оксфорда, Кембриджа, Джорджтауна, воздействие на биоту морей, особенно закрытых, гораздо выше, чем в открытых акваториях. Наш Каспий не имеет выхода к мировому океану, что делает его крайне уязвимым», — подчеркнула сооснователь глобального экологического движения Save the Caspian Sea.

«Компания утверждает, что шум и свет от судов несущественны. Но доказано: шум выше 140 децибел вызывает у рыб стресс, нарушает ориентацию и миграционные паттерны. А свет влияет на зоопланктон, сбивает его суточные ритмы, что бьет по всей пищевой цепи. Также утверждается, что осетр в этой зоне появляется редко. Но любой эколог скажет, что для исчезающего вида важна каждая волна миграции. Потеря даже одного сезона может привести к сокращению популяции. Если осетр уже заходил в эту зону, то она автоматически становится критически важной», — добавила Галина Чернова.

«Деградация зообентоса – донной фауны, которая составляет основу кормовой базы. Компания называет эти изменения «слабыми», но любое деструктивное вмешательство в донный слой меняет его состав. Это необратимо. Это все равно что заменить почву в лесу. Деревья на ней просто не вырастут».

По словам экоактивистки, представители выслушали опасения формально.

«Складывается ощущение, что финальное решение уже принято. Мы предлагаем исследования, ссылки на академические источники, предлагаем независимую экспертизу, но в ответ чаще всего слышим одно: «Наши расчеты показывают, что все в пределах нормы». Хотя расчеты – это модели, а мы говорим о реальных экосистемах, которые не вписываются в формулы».

Галина Чернова раскритиковала существующий формат общественных слушаний.

«В реальности это выглядит так: отчет зачитан, несколько вопросов заданы и приняты к сведению, галочка поставлена – и вперёд к реализации. А ведь это должно быть настоящим общественным обсуждением, с учётом экспертных мнений, с правом вето в случае рисков».

«Я считаю, что механизм проведения слушаний слабый и сырой. Мы ходим на них годами, и все по кругу. Главная проблема в том, что экспертные заключения дает сама компания – заинтересованная сторона. Это создает конфликт интересов. Решения должны принимать государственные органы или независимые научные институты, а не те, кто хочет строить. Сейчас же это перекладывание ответственности на неподготовленную публику».

Галина Чернова призвала провести независимую экологическую экспертизу.

«Не «по бумагам», а с участием международных экспертов и представителей сообществ. Пока она не будет проведена, все работы должны быть приостановлены. И нужна полная прозрачность. Все данные по проекту должны быть открыты», — резюмировала она.

Глобальное движение Save the Caspian Sea основано в декабре 2024 года при участии казахстанских и международных НПО. Его цель – сохранение уникальной экосистемы Каспийского моря и повышение ответственности нефтяных корпораций за экологические последствия их деятельности.

По данным мониторинга, с 2005-го по 2023 год уровень Каспийского моря снизился на 185 сантиметров, а площадь водной поверхности сократилась более чем на 31 тысячу квадратных километров.

Ранее активисты движения за спасение Каспия заявили о давлении.

Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp

Tengrinews

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru