Казахстанцы жалуются на повышение тарифов у мобильных операторов
В последние недели в социальных сетях и мессенджерах участились жалобы пользователей сотовой связи на рост цен. Многие абоненты недовольны тем, что тарифы дорожают, а качество связи, по их мнению, остается прежним. Tengri Life обратился к мобильным операторам, чтобы узнать детали.
Жалобы
Повышение цен на некоторые тарифы на мобильную связь в Казахстане вызвало возмущения среди пользователей. В соцсетях все чаще появляются жалобы от абонентов крупных операторов.
Пользователи соцсети Threads просят освещать данную проблему и уточняют у других людей, сколько же они тратят в месяц на тариф от мобильного оператора.
Некоторые отмечают, что не успевают следить за ростом цен.
Другие же решают поменять оператора спустя годы, из-за сильного роста цен на тарифы.
Скриншоты: Threads
Мы решили уточнить детали у мобильных операторов.
Tele2
В компании потвердили, что в июле планируется пересмотр цен на следующих тарифных планах:
Tele2:
- Выгодный за 3590;
- Выгодный за 4590;
- Выгодный за 5590;
- Выгодный за 6590;
- Выгодный Promo за 4490;
- Выгодный Promo за 2590;
- Меняй все за 1890 PROMO 2.
Фото: depositphotos.com/IgorVetushko
Altel:
- Expert-promo.
Кроме того, с 19 июня 2025 года изменится стоимость некоторых интернет-пакетов.
«Компания всегда очень аккуратно подходит к вопросу пересмотра тарифов. Это касается только тех тарифов, которые давно не соответствуют реальной стоимости услуг. Даже в таких случаях делаем все постепенно и прозрачно — заранее предупреждаем клиентов, даем время подготовиться, чтобы никто не оказался в неудобной ситуации. Даже в условиях высокой инвестиционной и макроэкономической нагрузки возможно развивать цифровую экосистему, не перекладывая все финансовые риски на потребителя», — сообщили нам в пресс-службе оператора.
Также в компании назвали несколько факторов, которые влияют на рост тарифов.
Инвестиции в сеть
С запуском 5G в 2023 году компания уже инвестировала свыше 150 миллиардов тенге. Основная часть расходов — это установка и модернизация базовых станций.
«Установка 1 базовой станции (оборудование, строительство и обслуживание) — примерно 150 тысяч евро. Плюс расходы на землю, землеотвод, подключение — это еще порядка 40 миллионов евро в год», — сообщили нам в компании.
Кроме того, компания инвестирует в установку дополнительных кеш-серверов.
«Кеширование контента в стране пользователя улучшает скорость доступа до популярных ресурсов и сервисов и уменьшает задержку передачи данных. Суммарная пропускная возможность всех CDN-серверов компании превышает 1 терабит в секунду», — рассказали в компании.
По данным анализа структуры трафика, до 80 процентов трафика приходится на развлекательный контент, значительная часть которого — это видеосервисы.
Фото: depositphotos.com
Валютные риски
В компании также напомнили, что оборудование закупается за рубежом.
«Важно понимать, что подавляющее большинство затрат в телекоме привязаны к иностранной валюте, что делает отрасль чувствительной к колебаниям курсов. Развитие телеком-сетей невозможно без закупки оборудования, которое производится за пределами Казахстана. Затраты привязаны к курсу доллара. За последние 5 лет он вырос почти на 40 процентов. Это автоматически повышает себестоимость обслуживания сети и капитальных вложений», — сообщил оператор.
Однако, по мнению компании, тарифы на связь не росли так же сильно, как курс валют.
Инфляция
В компании также напомнили о влиянии инфляции.
«На фоне рост цен на мобильную связь составил всего 44 процента, а расходы на связь составляют примерно 3,3 процента от бюджета домохозяйства. Это отражает нашу принципиальную политику — пересматривать цены только там, где это действительно необходимо, и делать это максимально экологично», — сообщили нам в компании.
Потребление
По данным компании, казахстанцы в среднем используют около 24 гигабайт в месяц.
«За последние три года объем мобильного интернет-потребления на одного пользователя в Казахстане стабильно растет от 10 до 20 процентов в год. На текущий момент: среднее потребление на одного пользователя в Казахстане — 24 ГБ/мес., у абонентов Tele2/Altel — 33 ГБ/мес. — это почти вдвое выше, чем мировой средний уровень (16 ГБ). При этом стоимость 1 ГБ за этот период не превышала роста инфляции в стране, несмотря на рост нагрузки на сеть», — сообщил нам оператор.
Beeline
16 июня оператор Beeline сообщил о новых условиях для ряда тарифных планов. В пресс-службе компании сообщили, что корректируется стоимость только для небольшого числа архивных тарифов, которые больше не соответствуют рыночным реалиям. По их данным, изменения, которые начнут действовать в июле, затронут лишь 10 процентов абонентов, а среднее повышение стоимости составит 1 146 тенге.
«Расходы на развитие сети и обслуживание растут каждый год — например, капитальные расходы в 2024 году составили 85,6 млрд тенге. Также увеличивается потребление трафика: в 2024 году абоненты использовали на 18 процентов больше интернета, чем в 2023 году. Чтобы поддерживать качество связи, мы продолжаем инвестировать в оборудование и инфраструктуру», — сообщили нам в компании.
Также оператор напомнил, что соблюдает требования законодательства — абоненты получают уведомления заранее, за месяц до вступления изменений в силу. Кроме того, в компании сообщили, что стоимость 1 гигабайта «не только не растет теми же темпами, но и, наоборот, становится ниже». Так, по их данным, если в 2020 году гигабайт стоил 109 тенге, то в 2024 году – 93 тенге.
Kcell
Как уточнили в компании, за последние два года массового повышения цен по тарифным планам не проводилось.
«В 2025 году мы отменили ранее запланированное изменение цен на ряде популярных тарифов — чтобы сохранить для абонентов выгодные и удобные условия. Что касается изменения стоимости дополнительного интернет-пакета «Online 10 ГБ», важно отметить, что речь идет не о тарифном плане, а о дополнительной услуге, которую использует ограниченное число абонентов. Стоимость данного пакета оставалась неизменной в течение последних трех лет. Учитывая устойчивый рост потребления интернет-трафика, актуализация цены стала необходимым шагом для обеспечения высокого качества предоставляемых услуг», — сообщили нам в компании.
К слову, в начале июня стало известно, что Министерство цифрового развития предложило изменить законы, чтобы упростить установку антенн и вышек мобильной связи. Соответствующий законопроект опубликован на сайте «Открытые НПА». Согласно документу, операторам связи может больше не потребоваться получать согласие всех жильцов, чтобы установить оборудование на крыше жилого дома. Если санитарная служба признает размещение безопасным, вышку разрешат устанавливать без одобрения собственников.
Источник: tengrinews.kz