Ориентированы на учителей, а не учеников — ученый НУ о школах Казахстана

Профессор Назарбаев Университета Тсэдисо Макоэле провел исследование казахстанской системы образования. Он рассказал, что некоторые преподаватели не понимают термин «инклюзивность», негативно относятся к детям с инвалидностью, а школы ориентированы на учителей, а не учеников, но все это можно исправить, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Макоэле пояснил, что, когда речь идет об «инклюзивности» школьные учителя чаще всего говорят о детях с ограниченными физическими возможностями, тогда как этот термин подразумевает социальную справедливость и равенство для всех учеников, вне зависимости от их национальности, вероисповедания, цвета кожи, места проживания, социального статуса, пола и уровня интеллекта.

Особенность казахстанской системы образования, по мнению ученого Назарбаев Университета, в том, что она по-прежнему ориентирована на учителя, а не на учеников.

«Детей никогда не спрашивают, что их интересует, что для них важно. Голоса детей так сильно подавлены, что их творчество угасает. Мы называем это синдромом зависимости мышления, когда ученики могут думать только так, как думает учитель. Дети полагают, что мнение учителя единственно верное. А ведь в каком-то смысле дети тоже могут быть знающими», — отметил профессор.

Также Макоэле отметил неподготовленность школьных учителей. В ходе интервью для исследования ученый отметил негативное отношение отдельных педагогов к детям с инвалидностью. Наличие такого ребенка в классе воспринималось как бремя, которое ложилось исключительно на плечи преподавателя.

«Мало кто знает, что согласно принципам инклюзивного образования, в классе куда помещается ребенок с особыми нуждами должен быть соблюден баланс. Общее количество учеников должно автоматически сократиться, чтобы преподаватель мог уделить ребенку с инвалидностью или другими потребностями больше внимания», — объяснил он.

По его словам, в первую очередь нужно заняться обучением преподавателей педагогических вузов, чтобы те выпускали грамотных педагогов с единым и верным пониманием терминов инклюзивного образования. Затем необходимо создать «институциональные группы поддержки», которые возглавят инклюзивные координаторы. Это специально обученные люди, которые знают, что нужно школе, педагогам и ученикам.

Также, по его словам, в эти группы должны входить дефектологи, логопеды, старшеклассники и представители НПО. По его словам, такой метод называется экологическим, когда все системы, семья, школа объединяются, чтобы поддержать детей, поэтому задачи у них одни и те же.

Наконец, чтобы система таких групп поддержки работала корректно, в Казахстане должен существовать профильный законопроект об инклюзивном образовании, утверждает доктор Макоэле.

«Мы разработали проект законопроекта об инклюзивном образовании и передали его представителям Министерства образования и науки, когда встречались с ними в 2019 году. С тех пор мы ничего о них не слышали. Но я думаю, что они работают над этим», — сказал он.

Тем временем, в Назарбаев Университете разработали первый онлайн-тренинг по основам инклюзивного образования. Сейчас первые три тысячи педагогов со всего Казахстана обучаются бесплатно. При этом, заявок от учителей было почти в 3 раза больше.

Источник: tengrinews.kz

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru