«Хлеб — это не нефть». Чиновник о том, почему СКО — один из самых бедных регионов

Проблемы с водой, разбитые дороги, отсутствие связи сельских акимов с населением и, как следствие, разруха, массовый отъезд и депрессия. Вот так одним предложением можно описать то, что способен увидеть любой человек, объехав близлежащие деревни вокруг Петропавловска. Конечно, при желании можно заметить и какие-то позитивные вещи, но связаны они прежде всего с характером местных жителей. Многие из них — просто большие оптимисты.

Кто-то скажет, что те же проблемы можно найти в любом другом регионе страны, и будет прав. Но учитывая масштабы нашей республики и количество существующих в ней поселков, аулов и деревень, просто не хватит человеческой жизни, чтобы рассказать о ситуации во всех из них. Нам представилась возможность увидеть север Казахстана — туда мы отправились.

О нашей первой остановке в селе Астраханка Аккаинского района мы уже подробно рассказывали в предыдущем репортаже. Переселенцы из южных регионов Казахстана приехали по госпрограмме на север. Южане признаются, что очень переживали и долго думали, ехать или нет в этот далекий морозный край. Но дерзнули и теперь живут в краю белых берез.

Им выдали дом, за который они будут выплачивать кредит в общей сумме 7 миллионов. Но дом этот устроил не всех.

«Зима, люди спят в туалете, потому что самое теплое место — это туалет, потому что там бойлер стоит. Ну это же вообще дикость какая-то, 21 век, а люди на полу в туалете! Дом, который построили для людей. Вообще слов нет. Там дверь китайская из алюминия какого-то сделана, как фольга тоненькая, пальцем пробить можно», — говорит на встрече с заместителями акима области один из координаторов общественного движения URAN.

Эта организация и предложила журналистам и блогерам проехаться вместе по селам СКО.

«Мы проехали всего лишь в районе города, а представляете, что творится на удаленности в 100-150 километров. Получается, что туда дальше можно вообще не ходить, повеситься можно», — делятся впечатлениями активисты и показывают чиновникам фотографии домов переселенцев.

«Те замечания, которые жители дали акиму района и акиму сельского округа, мы полностью отрабатывали. Отправляем туда бригаду ребят, они все это устраняют», — пояснил застройщик.

Заместитель акима и временно исполняющий обязанности акима области (пока сам аким был в столице) Аскар Сакипкереев добавил, что дома переселенцев находятся на гарантированном обслуживании.

«В течение трех лет, если какие-то замечания будут, то те подрядчики, которые строили эти дома, они будут устранять их. В июле месяце рассматривали (замечания) здесь в акимате, по итогам наказаны десять человек, в том числе акимы района, наказаны руководители, которые отвечают непосредственно за строительство. Эти факты уже нам тоже известны с лета, им даны были сроки, в эти сроки они должны были устранить», — сказал он.

«Аким области вчера дал поручение — в кратчайшие сроки все недочеты устранить. Сегодня он мне звонил, сказал, максимально все вопросы нужно снимать, это нужно говорить людям, показывать, разъяснять», — поясняет еще один заместитель акима Гани Ныгыметов.

При этом он обратился вот с такой с просьбой к общественникам:

«Нельзя дискредитировать программу переселения, ее нужно поддерживать. 7000 человек поверили, приехали сюда, живут. Да, есть проблемы, ну не идеальны наши подрядчики, не идеальны строители, не идеальны некоторые акимы сельские и районные, которые недосматривают, недоконтролируют. Все недочеты и все замечания будут устранены».

А потом он обратился уже к потенциальным участникам программы «Еңбек».

«Вопрос с переселением на приоритетном месте. Все граждане, которые хотят переехать, которые хотят получить жилье, пособие, у которых сложная ситуация там на юге, они имеют право приехать, и им будут создаваться здесь условия», — сказал Ныгыметов.

Активисты не согласны с тем, что, показывая недочеты в строительстве, они дискредитируют программу.

«Мы программу не дискредитируем. Ведь программа не создавалась, чтобы вы сначала построили дома, а потом устраняли недочеты. Программу дискредитирует тот, кто ее реализует на местах с недочетами и недостатками. Если бы эти дома изначально были построены для людей, то эту программу бы никто не смог дискредитировать», — заявил один из участников движения URAN.

Между делом разговор переходил в другую плоскость. Речь уже шла о взаимоотношениях людей с акимами.

«Например, в селе Астраханка представитель акимата говорит: не нравится — уезжайте. Это как понимать?» — поинтересовался общественник.

«Вы знаете, что проведено служебное расследование по данному факту», — взялся пояснять один замакима.

«Из контекста вырвано», — добавил другой.

«Такого факта не было», — продолжил первый.

Речь, по всей видимости, идет о случае, который накануне журналистам и блогерам рассказали переселенцы.

Следующая остановка — село Становое Мамлютского района. Там проблема с водоснабжением. Новый водопровод недоделан. Чтобы была хоть какая-то вода, подключили старый водопровод, он работает с перебоем, еще люди жалуются на качество воды.

«21 век, когда Илон Маск уже собирается запускать на Марс рейс туда-обратно, у нас воды нет», — замечает активист URANа.

«Коллеги, вы же не приехали из Соединенных Штатов Америки, вы же живете в нашей стране, все эти проблемы вы знаете также», — прокомментировал замакима Ныгыметов.

«(В некоторых селах) люди не видят не то что представителя акимата области, они не видят даже акима сельского округа, который не удосужится к ним приехать, к ним надо просто приехать», — продолжают активисты.

«Правильно говорите. Но проблема неспецифична только для нашего региона. Вы поезжайте в Косшы в десяти километрах от Астаны, там нет таких проблем? Везде возле крупных городов есть проблемы», — ответил замакима.

«И что теперь надо успокаиваться?» — спросили его активисты.

«Поэтому мы и сидим, и общаемся с вами», — сказал чиновник.

В этот день он решил кое-что всем объяснить.

«Вы приехали в регион, который является дотационным. Мы только 17 процентов бюджета покрываем сами, все остальное приходит из республики. Это один из самых бедных регионов страны. С самым малочисленным населением — 540 тысяч, здесь самое старое население, пенсионеры, при этом имеется большая убыль населения.

Это один из малочисленных регионов страны по численности населения, трудовых ресурсов не хватает. Долгое время этот регион финансировался по остаточному принципу, поскольку это аграрный регион. И вот надо сказать большое спасибо Елбасы, в 2018 году на этот регион обратили большое внимание, был принят комплексный план социально-экономического развития. Сегодня за это время бюджет области вырос в два раза. Не решались те проблемы, о которых вы говорите, все эти проблемы для нас не новые здесь, но если бюджета нет, то невозможно решать без денег ничего, провести воду, провести дороги — это миллиарды тенге», — рассказал заместитель акима.

Но это было еще не все. Он решил, что называется, закрепить.

«Это приграничный регион, стратегический регион, его благополучие — фактор национальной безопасности нашей страны. Поэтому все заинтересованы, включая руководство, в благополучии этого региона, именно поэтому ресурсы пошли в этот регион», — сказал Гани Ныгыметов.

По его словам, в СКО 635 населенных пунктов, тогда как, например, в Туркестанской области только 300.

«Здесь очень много сельских населенных пунктов, это наследие Советского Союза, когда осваивали целину, создавали населенные пункты, совхозы. Сейчас требуется большая оптимизация, Министерство национальной экономики сейчас вырабатывает методику. Ну невозможно уделить бюджетные средства, просто этих средств нет на каждое село», — заявил он, отметив, что средства выделяются преимущественно на перспективные села. На сегодняшний день ремонт произведен в 270 из 635 североказахстанских деревень.

«Вы говорите, у вас одна из самых бедных областей. Давайте зададимся вопросом: почему хлеборобы у нас жалуются на бедность?» — спросил у чиновника блогер.

«Потому что хлеб — это не нефть, поймите это, — коротко ответил заместитель акима, а потом добавил. — Не будет инвестиций — не будет у нас роста. К сожалению, хлеб не дает столько доходов, как нефтяные вещи, поэтому нам приходится диверсифицировать экономику. Ну тяжело быть аграрным регионом, нужно его делать индустриальным, для этого нужны инвестиции».

На улице стоял морозный день. В селе рядом с Петропавловском дул сильный ветер, отчего долго находиться на улице было некомфортно. Между тем в центре села шла бойкая торговля. Здесь раскинулся вещевой рынок.

Неподалеку вслух сельчане размышляли, как же им попасть в закрытый на карантин город. Да, те, у кого есть пропуск на работу или направление, проезжают, а остальным нужна справка с отрицательным ПЦР-тестом. Но весь ребус заключается в том, что сдать ПЦР можно либо в городе, либо в райцентре, который находится за городом, а попасть туда не представляется возможным, потому что сначала им нужно преодолеть блокпост.

Так и хочется спросить: как тебе такое, Илон Маск?

Текст: Ренат Ташкинбаев. Фото: Турар Казангапов©

Источник: tengrinews.kz

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru