«Никогда не делались поблажки». Президент Назарбаев Университета о просьбах «пристроить по знакомству»

Президент Назарбаев Университета Шигео Катсу подвел итоги десятилетней работы топового казахстанского вуза. В интервью Tengrinews.kz он рассказал о жестких правилах для студентов, «ковидных» трендах, попытках казахстанских родителей устроить своих детей в НУ по знакомству, а также ответил на вопрос, кому для успеха не нужно высшее образование.

В 2020 году Назарбаев Университет отметил десятилетний юбилей. Вуз работает по собственным образовательным стандартам и не администрируется Министерством образования и науки. За 10 лет он превратился в бренд высшего образования Казахстана. Сегодня в нем преподают более 550 преподавателей из 62 стран и обучаются студенты из более чем 20 государств.

— Наверняка были сложности на первых этапах. С чем вам пришлось столкнуться?

Нам очень повезло, что наш основатель, решив дать свое имя университету, подкрепил его ресурсами, которые были необходимы. Разумеется, затем господин Нурсултан Назарбаев также постоянно бросал вызов нам и правительству, мол, хорошо, мы дали вам все ресурсы, в конечном итоге вы получили, что хотели, теперь дайте нам соответствующие таланты.

Очевидно, мы всегда находимся под неким давлением, чтобы набрать самых лучших преподавателей, лучших исследователей и, конечно же, убедиться, что мы отбираем лучших студентов. Для реализации этой задачи ранее мы приняли ряд ценностей и правил университета, где огромную роль играла концепция заслуженности. То есть в вуз отбирались самые достойные, самые сильные кандидаты, которым никогда не делались поблажки.

Я думаю, даже господину Назарбаеву порой было нелегко оставаться в стороне. Университет носит его имя, все это понимали и даже обращались к нему с просьбами: «Пожалуйста, помогите устроить в Назарбаев Университет мою дочь или моего сына». Он всегда отвечал: «Поговорите с мистером Катсу» — и отправлял всех ко мне. И он действительно дал нам эту свободу — придерживаться наших ценностей и принципов о системе отбора по заслуге, личной и академической честности.

Отобранных студентов ждали очень строгие правила. Если мы ловили кого-то за списыванием или с плагиатом, мы были очень жесткими. Разумеется, в Казахстане с этим столкнулись впервые, от строгости правил были в шоке не только студенты, но и их родители. Мы считали важным задать тон, чтобы выпускники могли укрепить нашу репутацию далее в исследовательской отрасли. В некотором смысле проблемы были более внутренними, потому что мы должны были быть очень жесткими с нашими студентами. А это, знаете, тоже непросто. Иногда твое сердце просто обливается кровью.

— Вы говорили, что цель университета — воспитать казахстанское поколение лидеров. Какими должны быть эти лидеры?

Я бы сразу выделил одну важную вещь: никогда не ориентируйтесь на краткосрочную перспективу, когда вас просят что-то создать. Вы просто не можете получить хороший результат в короткий срок. Развивать будущее поколение лидеров для Казахстана и всего мира — это не краткосрочное начинание. Это может занять годы. Поэтому мы должны постоянно быть начеку, строить на долгосрочную перспективу.

В условиях пандемии все более важной становится роль личной честности и порядочности каждого. Рабочее место должно быть свободно от притеснений и буллинга, например, если студент изучает что-то в общем учебном пространстве, он должен быть уверен, что никто его не толкнет или что царит атмосфера равенства, работают все принципы инклюзии, национального разнообразия… Поэтому вторая огромная часть менеджмента — это создавать правильные ценности и самим жить по этим правилам и ценностям. Как правило, все живут оправданиями и отговорками. Если вы ставите перед собой высокие цели, высокие принципы и ценности, но вы ими не живете, вам лучше оставить свой пост, иначе вы полностью потеряете доверие. А доверие нужно заслужить.

В конце концов ваш успех виден, только когда преуспевают другие. Точно так же успех университета виден в том, как преуспевают наши выпускники. Как менеджер, вы максимизируете свой успех, когда ваши подчиненные добиваются успеха.

— То есть выпускники должны быть не только умными и образованными, но и обладать набором определенных качеств? Какие это качества?

С точки зрения того, что мы хотим видеть в наших студентах и выпускниках, у нас есть набор, который мы называем атрибутами выпускника. Мы смотрим на качества, которые хотим видеть в себе. Выпускники должны хорошо разбираться в том, чем занимаются, но также должны быть пылкими и сочувствующими. Они должны стать лидерами людей, а не роботовЧтобы понять человеческое состояние, они должны уметь сопереживать другим. Поэтому мы надеемся, что наши выпускники будут известны как вдумчивые лидеры, которые обладают эмпатией, которые соблюдают принципы инклюзии.

Казахстан, например, в этом плане очень разнообразная страна, и в некотором смысле это микрокосмос множества наций. Поэтому быть инклюзивным и понимать, как мыслят разные люди, очень важно. Мы также хотим, чтобы они были решительны, полагались на свои навыки публичной речи, когда придет время, они должны быть способными принимать решения. А еще нужно уметь общаться, быть многоязычным коммуникатором, учитывая, что Казахстан — страна, которая конкурирует на международном уровне. Знание трех языков – казахского, русского и английского – это только минимум.

Вот что я примерно жду от наших выпускников. Но пока я доволен тем, что вижу. Мы приближаемся к отметке в 11 тысяч студентов и выпускников. Я с осторожным оптимизмом смотрю на то, как ДНК нашего Назарбаев Университета в ближайшие годы начнет массово распространяться.

— Как вы оцениваете работу вуза за десять лет? Чего успели достичь?

Важно думать объективно. Наша собственная оценка может отличаться от мнения посторонних людей или даже внутри сообщества. Поэтому мы обращаем внимание на несколько факторов.

Во-первых, у нас большой список международных партнеров. Они не просто осыпают нас комплиментами, а подкрепляют слова совместными планами и исследовательскими проектами. С некоторыми из партнеров мы уже обсуждаем вопрос проведения совместных исследований и даже выдачи двойных академических степеней. То есть они признают качество нашего университета.

Во-вторых, важна внешняя оценка: куда поступают наши студенты. Около 40 процентов всех наших бакалавров продолжают свое обучение. Иногда мы аккуратно подсказываем, что нужно делать дальше, советуем подать заявки в лучшие университеты мира. Потому что наши ребята – наши бренд-амбассадоры, когда они добьются успеха, мы добьемся успеха тоже.

Наши студенты получают академические знания в университетах Лиги плюща в США, в Оксфорде и Кембридже, в LSE, Имперском колледже Лондона и других лучших университетах США, Европы, Китая, Японии. Это значит, что продукт нашего преподавания и наставничества может удержаться и конкурировать на международном уровне.

В-третьих, нам очень импонирует, что в 2017 году нас пригласили стать одними из основателей Альянса азиатских университетов, которые объединили 15 ведущих азиатских университетов. Назарбаев Университет представляет Центральную Азию. В альянсе такие сильные университеты, как Университет Цинхуа, Токийский университет, Сеульский национальный университет, Гонконгский университет науки и технологий и Национальный университет Сингапура. Это тоже своего рода знак признания нашего университета как равного партнера.

— А что будет с Назарбаев Университетом дальше, после побед во всевозможных рейтингах?

У нас есть четкая цель к 2030 году. Мы хотим войти в число 200 лучших университетов мира. Это также будет значить, что к тому времени мы уже будем входить в топ-15 процентов глобальных университетов. Поэтому вхождение в топ-200 значит для нас очень много.

Один из самых сбалансированных рейтинговых учреждений под названием Times Higher Education охватывает около 1500 лучших университетов мира. Мы понимаем, насколько крутым будет вызов, но в то же время нам вполне комфортно от того, где мы находимся в 2020 году. Надеюсь, у нас все получится.

— Поговорим о международных тенденциях в образовании. Наверняка коронавирус внес свои изменения.

Я все еще пытаюсь выяснить, как именно COVID-19 поменял нашу сферу. Условно могу описать тренды, разделив их на «доковидный» и «послековидный» периоды.

До пандемии все было предельно ясно. В первые годы появления программы «Болашак», очевидно, из-за языкового барьера, образование было гораздо более ориентировано на русский язык. Но где-то к 1997 году молодежь начала активно расширять границы в прямом и переносном смысле. Они учились почти на всех континентах, в лучших университетах. Главной тенденцией того периода для страны стало исследование мира. Думаю, она сохранится и после COVID-19.

Что, на мой взгляд, изменила пандемия? Мы видим, что, с одной стороны, международная студенческая мобильность практически исчезла. Во многих странах вы даже не можете купить себе билет на рейс, ужесточились миграционные правила. С другой стороны — в каком-то смысле это возможность для Назарбаев Университета. Мы можем убедить молодежь остаться в стране. Сказать: «Зачем вам ехать за границу, когда вы можете получить такое же хорошее образование здесь? Почему бы вам не учиться у нас?» Так нам удастся сохранить таланты в Казахстане, так что это положительный фактор.

Но в целом для молодежи и для страны ключевой момент — это не переживать по поводу утечки мозгов, а подумать о том, как мы создаем условия, окружающую среду, условия жизни, рынок труда, чтобы они захотели вернуться сюда. И это не обязательно задача Назарбаев Университета, это национальная задача.

Старшее поколение должно понимать, что молодые люди не обязательно думают так же, как и они. Это первое поколение, которое полностью выросло в цифровом веке. Их желания, стремления, то, что они думают, будет сильно отличаться от того периода, в котором выросло старшее поколение.

Как создать условия для того, чтобы Казахстан стал особенным местом для всего мира? Лучший способ — привлечь международные умы сюда. Потому что если международные умы приезжают в Казахстан, то наши местные молодые таланты тоже захотят остаться здесь. Тем более, вы понимаете, в Казахстане всего 18 миллионов человек, вы не можете конкурировать с Китаем или Индией на одной и той же основе. Поэтому нам надо постоянно думать о том, какие ниши мы можем занять, где мы можем преуспеть, куда мы можем привлечь мозги.

— Во время пандемии и строгого карантина резко возросла популярность обучающих онлайн-платформ вроде Coursera. Как считаете, смогут ли такие платформы полностью заменить высшее образование в традиционном университете и постепенно вытеснить традиционных студентов?

Я думаю, места хватит всем. Конкуренция — это хорошо. Coursera и подобные сайты, безусловно, нужны как платформа для приобретения навыков. Будь то компьютерное программирование, бухгалтерия или математика. Из-за высокого спроса на них, я думаю, многие университеты начнут взаимодействовать, возможно, это будет некая комбинация онлайн-курсов, стажировки и эмпирического обучения. Может произойти интеграция.

Но сможет ли онлайн-обучение полностью взять на себя роль высшего образования? Нет, не думаю. Просто взгляните на Coursera и другие платформы, они требуют самодисциплины, которой молодым людям сейчас очень не хватает. На этих сайтах есть открытая информация, где вы увидите, что слушатели возраста младше 21-23 лет бросают курсы на полпути и процент выбывших студентов огромен. Если кто-то там и задерживается, в основном это профессионалы среднего звена, которые понимают необходимость приобретения навыков. Студенты университетов почти по определению так не думают.

Но, учитывая онлайн-конкуренцию, традиционная университетская система должна изменить форму преподавания. Все сводится к тому, что представляет собой ваше ценностное предложение. Клиент даст нам знать, а клиенты в данном случае молодые люди, достаточно ли мы привлекательны. Период пандемии и Zoom научил нас, прежние барьеры рушатся из-за интернета. Мы должны найти баланс между онлайн- и офлайн-мирами.

— Сегодня молодежь следует за успешными ролевыми моделями для подражания, один из которых — Илон Маск — активно продвигает идею о том, что высшее образование не обязательно. Что вы думаете об этом и какова роль высшего образования в современном мире?

Если вы гений или близки к тому, чтобы зваться гением, как Илон Маск, вы можете говорить такие вещи. Ведь для него успех — вовсе не неожиданность. Он осознанно шел совершенно другим путем, создал Explore, построил электромобили, построил SpaceX. Но я бы сказал, что 99,9 процента людей не похожи на Илона Маска. Поэтому брать конкретные взгляды Илона Маска в качестве эталона, я думаю, немного опасно, потому что это заставляет людей думать, что хорошо быть похожим на него. Люди должны понимать, что пример Илона Маска — это очень уникальное сочетание интеллекта, таланта, желания мыслить за рамками, умения не слушать окружающих и многого другое.

Я думаю, мысли людей, которые хотят быть конкурентоспособными в жизни, должны сводиться к вопросам: «Как мне создать лучшие варианты для себя, чтобы добиться успеха? Что позволяет мне иметь большинство вариантов и планов? Каков мой план А, план Б, С, Д, Е и так далее?». В этом плане традиционное университетское образование по-прежнему хороший способ для этого. Если вы сумеете сочетать в себе ценности и высокое образование, а вдобавок хорошую специализацию с современной аналитикой, с искусственным интеллектом, то вы, вероятно, сможете уверенно рассекать любые волны жизни.

А задача университетов — раскрыть человеческий и академический потенциал. Мы раскрываем интеллект, личность студента. Молодые ребята у нас учатся думать, бросать вызов общепринятой мудрости, критически мыслить. Это очень трудно. Но если мы справимся с этой задачей, то наши студенты будут не только успешными в профессиональной жизни, но и станут отличными гражданами страны.

— Что вы посоветуете молодому поколению, которое родилось в эпоху интернета и новых технологий?

Сегодня можно заметить некую гонку среди этого поколения за всем кричащим, знаете, последние модели айфонов, последняя модель приставки PlayStation, дополнительные последние приложения. Хочется сказать им: просто подумайте, что после каждой свежей модели будут еще более свежие. Я надеюсь, что наша молодежь задумается о том, насколько это им нужно. Надеюсь, они догадаются хотя бы пропустить один цикл и подождать следующий. Чтобы они не ориентировались на краткосрочные планы, а думали наперед.

Я возлагаю очень большие надежды на наших молодых людей, они достаточно умны, рассудительны, чтобы принимать правильные решения.

Хочу рассказать одну правдивую историю, которая звучит как шутка. В Древней Греции люди записывали свои мысли на керамике. Около ста лет назад, во время раскопок в районе Афин, исследователи обнаружили один из археологических памятников, где были разбросаны куски исписанной керамики. Так вот когда археологи собрали все части вместе, фраза гласила: «О, сегодняшняя молодежь! Они безнадежны! Вы не можете их ничему обучить!» То есть 2000 лет назад они боролись с теми же проблемами, с которыми мы боремся сегодня. Поэтому я даже не надеюсь, что смогу разгадать ответ на этот вопрос.

Источник: tengrinews.kz

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru