В плену на казахском читал стихи Гете. О необычных подвигах командира Адамбаева
Его считали погибшим. Командиру доложили о гибели, а домой отправили похоронку. Страшная весть потрясла весь аул. И только мать казахстанского героя до последнего сомневалась в гибели сына. И материнское сердце не подвело. TengriMIX делится удивительной историей казахстанца на войне, которую родные солдата прислали нам в рамках проекта «Победители».
Балтабай Адамбаев родился 24 сентября 1919 года в Сарысуском районе Джамбульской области. При рождении мальчику дали имя Сулейман, но когда ему перерезали пупок, сделали это топором. Топор в переводе на казахский — «балта», так, с детства его стали называть Балтабаем. Мальчик рос очень талантливым и был дружен со словом. Работал литературным сотрудником районной газеты, а позже инструктором Джамбульского обкома комсомола. В 1940 году 21-летнего парня призвали в ряды Красной армии, где он участвовал в комплектовании первой казахской национальной конницы.
106-я казахская. Потерянная дивизия
Балтабай Адамбаев, как и все герои Великой Отечественной, не любил рассказывать о войне. Но в Ленинской библиотеке России родным удалось найти уникальную красноармейскую газету «Боец РККА» от 25 ноября 1942 года, где одна из статей была посвящена боевым действиям в Моздокской степи (Северный Кавказ) и конкретно подвигу молодого командира роты Балтабая Адамбаева. Описывал события в газете начальник политотдела В. Минко.
Сорок четыре танка и «смерть» Адамбаева
Однажды после боя Минко зашел к Адамбаеву в землянку. Солдат сидел за ящиком, заменяющим ему стол, и при свете свечи внимательно делал наброски в тетрадке. На вопрос начальника, чем он занимается, ответил, что после каждого боя чертит в тетради схемы боевых порядков своей роты и роты противника, а затем отмечает и анализирует все промахи сослуживцев и немцев. Накапливает опыт, так сказать. И опыт этот ему действительно пригодится.
Фото из семейного архива
Шел ожесточенный бой. Девятнадцать немецких танков напирали на роту Адамбаева. Повсюду раздавались оглушительные взрывы и крики людей. Советские солдаты оказались в самой гуще событий, отступать было некуда. Балтабай, видя, как гибнут его солдаты, метался из окопа в окоп, подбадривая оставшихся в живых. А затем залег возле «осиротевшего» противотанкового ружья и стал стрелять по танкам. Семь немецких машин были подбиты, двенадцать скрылись. Адамбаев выследил, куда повернули фашистские танки, и предупредил командира батальона, что на них надвигается тяжелая артиллерия. Казалось, опасность позади, можно немного передохнуть. Но тут послышался гул грузовиков, из четырёх грузовых машин посыпались автоматные очереди. Адамбаев бросился к «Максиму» и стал безостановочно палить по противнику. Понимая, что это бесполезно, он поднялся с земли и с криком: «Товарищи гвардейцы, за мной!» кинулся в штыковую атаку. Ночью командиру доложили о 44 подбитых немецких танках и героической смерти лейтенанта Балтабая Адамбаева.
«На рассвете мы похоронили его в степи. Вот эта степь! Она теперь вольная, наша. Такая же вольная, как и родная казахская степь Адамбаева, куда не ступала вражеская нога и не ступит! Ее защитил верный ее сын Балтабай Адамбаев», — рассказал Минько корреспондентам газеты «Боец РККА».
Приказ об исключении из списков Балтабая Адамбаева по причине гибели. ©pamyat-naroda.ru
В 1942 году похоронка пришла в дом матери солдата. Героя оплакивал весь казахский аул. И только мать была уверена: сын жив. «Сердце знает, что мой сокол жив», — именно так, рассказывают родственники, она говорила всем сомневавшимся.
В плену
И мать была права. В том бою Балтабай Адамбаев не погиб. Он был контужен и вместе с другом Нурсеитом Бояубаевым взят в плен. Решив, что лучше умереть, чем попасть к немцам, они выпрыгнули из поезда, который вез их в неизвестном направлении. Обессиленным солдатам удалось добрести до украинской деревни, где их спрятал местный житель Николай. Там они набирались сил и помогали по хозяйству. Но однажды в дом пожаловали старшина и немецкий полицай. Солдат спрятали на печке, завалив вещами. Пока хозяин дома находился во дворе, немец стал приставать к дочери Николая. Не выдержав этого, Балтабай с Нурсеитом спрыгнули с печки и штыком от винтовки уничтожили немца, а затем и вошедшего старшину. Посадив солдат на лошадей, хозяин посоветовал им как можно быстрее бежать из деревни. Но добраться к своим им так и не удалось. Немцы настигли беглецов и 40 дней, избивая, держали в карцере. В плену Балтабай вел антифашистскую работу среди пленных. Но в один из дней предатели сдали его, и солдат подвергся жестоким пыткам. Но вместо ответов Балтабай прочел на немецком, русском и казахском языках стихотворение Гете «Горные вершины…» Немецкий офицер был поражен. После некоторого молчания он прекратил пытки и решил отправить Балтабая на тяжелую физическую работу на железной дороге. Но и там казахстанец был верен своей Родине и не прекратил антифашистскую агитацию среди пленных. За что в апреле 1945 года в городе Гайслинген с незаменимым боевым другом снова был задержан и отправлен на допрос в гестапо. Этот день стал самым счастливым в его жизни. По пути в полицию их остановили американские солдаты союзного фронта, и пленные были освобождены. С сентября по ноябрь 1945 года Балтабая Адамбаева, считавшегося погибшим, включили в 1-ю запасную стрелковую дивизию. Он награжден двумя орденами Отечественной войны I степени, медалями «За Отвагу», «За победу над Германией» и другими.
Донесение о том, что Адамбаев репатриирован. ©pamyat-naroda.ru
Возвращение домой
В 1946 году Балтабай вернулся домой. Но и здесь в мирное время его ждало большое разочарование. Цель сделать карьеру военного оказалась недостижимой, так как те, кто был в плену, приравнивались к изменникам Родины. Тогда он поступил на филологический факультет в КазГУ. В университете талант студента не раз отмечал Мухтар Ауэзов. В 1949 году мужчина женился.
После окончания учебы Балтабай устроился работать учителем в таразскую школу № 38. В апреле 1957 года учителю пришла неожиданная весточка — приглашение на работу в отдел по фольклору Института языка и литературы Казахской академии наук. Приглашал его сам Мухтар Ауэзов. Так началась научная работа Балтабая Адамбаева. Он много работал над сохранением и развитием казахского языка, собирал пословицы, поговорки, монографии, исследовал легенды и писал книги.
Фото из семейного архива
12 октября 1990 года известного филолога, писателя и ветерана войны Балтабая Адамбаева не стало. В 2000 году в память о нем на стене дома, где жил ученый, по адресу: Фурманова, 220 (ныне Назарбаева) в Алматы установлена мемориальная доска.
Источник: mix.tn.kz