Жизнь на пепелище: как погорельцы Риддера возвращаются к жизни

Крупный пожар в Риддере оставил десятки семей без крыши над головой. Разрушено почти 60 жилых домов. Один человек погиб. Двое с сильнейшими ожогами в больнице. Как риддерцы оправляются после пожара, выяснял корреспондент Тengrinews.kz на месте.

Пожар, разбушевавшийся в окрестностях Риддера 10 мая, удалось потушить только на следующий день. Очевидцы вспоминают, что огонь высотой с пятиэтажку стеной шел из леса к жилым домам. Люди бежали из своих домов буквально кто в чем был, не успев прихватить ни вещей, ни документов.

Наутро люди вернулись. Пришли к своим домам, чтобы посмотреть, что осталось. Но увидели только торчащие печные трубы, золу с гарью и кое-где уцелевшие бетонные крылечки от домов.

Почему-то врезались в память одни из таких ступенек, на них стоял табурет, лежали забытые кем-то перчатки и стояла упаковка из-под торта, наполненная водой, лежали куски хлеба и корма. Хозяева надеялись, что их питомец — будь то кошка или собака — все-таки выжили и вернутся к дому, которого уже нет. Говорят, первым делом, покидая свои дома, риддерцы выкатывали газовые баллоны, чтобы не взорвались, и спускали с привязи собак, чтобы те могли спастись.

Дом № 3 по улице Лихачева находился почти вплотную к лесу, а значит, первым встретил огонь. Наутро здесь осталась только печная труба, фундамент и почему-то уцелели тарелки в сушилке.

«Дом сами строили, прожили в нем с женой 20 лет. Вот здесь две теплицы были, баня, хозпостройки, песочница. Специально для внучек строили… Мы здесь до самого конца были, не бросали. Потом уже, когда надежды не осталось, документы взяли — и в машину… Ветер так быстро направление менял — то туда, то сюда пламя гонял. Страшно. На наших глазах огонь вот сюда дошел — почти к ограде, а потом как дал верховой — все! Сосна — она ж как спичка горит! Ну и верховой потом пожар пошел», — вспоминает хозяин дома Михаил Скоков.

На вопрос: «Как дальше будете?» Михаил отмалчивается. Говорит, остановились с женой у сына. Он был рядом в спецовке, с испачканными в золе руками.

«Папа сильно переживает, за маму волнуется. Она сейчас у нас, а вот батя сюда с утра рвался. А тут — ничего…» — рассказывает сын Михаила Сергей.

Говорит, был просто сказочный вид на лес, который находился сразу же за оградой. Теперь там частокол обугленных сосновых стволов.

«Честно, страха не было, просто не успел испугаться. Было волнение за родителей. Хотел их отвезти в безопасное место. Ущерб? Нет, ничего не подсчитывали. Еще не до математического расклада, пока только эмоции. Вы знаете, а ведь мама все время боялась, что нет полосы отчуждения на случай пожара», — говорит Сергей.

Через дорогу от дома № 3 по улице Лихачева замечаю красивый голубой дом. На фоне обгоревших стен, сохранившихся в огне только фундаментов и печей он сразу бросается в глаза.

«Как такое может быть?» — спрашиваю на улице у таких же, как Сергей с отцом, погорельцев, разгребающих пепелище.

«Вот так. Огонь ничего не оставил, все сожрал, а этот дом не тронул. Посмотрите, даже ограда целая. Не иначе заговоренный», — отвечали люди.

Говорить со мной хозяйка единственного уцелевшего дома на улице Лихачева не стала. Долго извинялась, но отвечать на вопросы отказалась, обмолвилась только, что «и так соседи косо смотрят».

По словам заместителя начальника Департамента по чрезвычайным ситуациям ВКО Дмитрия Титова, этот дом не единственный в практике пожарных.

«Это невозможно объяснить. Пожар — спонтанное явление, куда огонь пойдет, предсказать невозможно. А если еще и ветер сильный, как был в этот раз, то вообще сложно. Видели, как в одном дворе в пожаре уцелели два дома, дед еще возводил, а вот туалет, построенный внуком, дотла сгорел, хотя здесь же, рядом, стоял», — рассказывает Дмитрий Титов.

Самое страшное во время пожара, по его словам, — это паника среди гражданского населения. Это когда люди от страха бегут, а куда, не видят, зачастую — прямо в пламя.

«Надо отдать должное риддерцам, ни истерик, ни паники не было. Да, люди были напуганы, но адекватно реагировали на слова пожарных, даже помогали выкатывать баллоны с газом, быстро собирали документы, выводили детей и стариков», — говорит Дмитрий Титов.

Спасатели, лесники, полицейские и волонтеры — сотни людей всю ночь тушили пожар, отбивая у огня буквально каждый дом, каждый метр леса. Но потушить верховой пожар, по словам специалистов, практически невозможно, в Риддере огонь был выше пятиэтажки. Он за считаные секунды стеной подошел к домам.

Насколько это страшно, на себе испытала семья Сергея Глазырина. Именно они — бегущие по дороге на фоне стены огня — попали на видео какого-то очевидца. Ролик разлетелся по сети, вызвав просто шок у всех, кто его видел.

В то воскресенье, 10 мая, Сергей с супругой Катей высадили в огороде морковь с горохом. Жена пошла отдохнуть, а Сергей остался полить огород. Ребятишки Ниночка и Андрюша бегали здесь же.

«Смог сильный был, потом ветер изменил направление — огонь пошел на нас. Только и успел крикнуть Кате, чтобы документы взяла, отпустил собаку, схватил ребятишек и побежали. Казалось, спиной чувствовали жар. Шли очень быстро, а огонь прям следом за нами», — рассказывает Сергей.

По его словам, жили они в доме его мамы. Он там вырос, женился, дети родились там, на это лето были планы по расширению хозяйства — хотели кур разводить.

«Я ходил туда наутро. Только печка и кроватка детская, искореженная огнем вся… Больше ничего не осталось», — тихо продолжает Сергей.

Пытаюсь поговорить с Катей. Хочу узнать, как дети пережили такой стресс. Не боятся ли сейчас? В ответ только вымученная, застывшая на лице улыбка и глаза, наполненные слезами. Понимаю, что женщина еле сдерживается, чтобы не расплакаться. Быстро прощаемся.

Семья Глазыриных остановилась в местном профилактории — чистый двухкомнатный номер, прихожая завалена пакетами.

«Это люди несут. Незнакомые неравнодушные люди. Спасибо им. Мы ведь детей смогли переодеть только сегодня — нашли подходящую одежду, а то ведь как были на огороде в резиновых сапожках, так и ходили в них», — говорит Сергей.

По его словам, люди приносят одежду, обувь, продукты питания, даже игрушки детям.

Надо отметить, что сегодня со всех городов Восточного Казахстана и страны идут караваны помощи риддерцам. Люди переводят деньги, отправляют все, что могут, чтобы хоть как-то поддержать погорельцев.

Со стороны администрации города и области тоже идет помощь, как психологическая, так и финансовая, но главное — людям пообещали построить жилье.

Сегодня аким ВКО Даниал Ахметов с рабочей поездкой побывал в Риддере и посетил строительную площадку, на которой и будет возведен поселок.

«Все, что было обещано жителям, будет сделано. Отмечу, что данная работа находится на особом контроле у Президента страны Касым-Жомарта Кемелевича Токаева. Сроки будем сдвигать в сторону сокращения, чтобы люди до осени смогли обустроиться», — отметил глава региона.

Отметим, для строительства домов для погорельцев выделен участок земли, определены подрядные организации, которые уже приступают к строительству. Сдать дома планируется к 15 августа.

Напомним, пожар начался 10 мая в 13 часов 55 минут на административной территории города Риддер в поселке Лесхоз с загорания травы, которое перекинулось на лес.

Огонь быстро распространялся и перекинулся на жилые дома Лесхоза. Изначально сообщалось о том, что пострадали 14 домов, жители были эвакуированы.

Позже сообщили о двух мужчинах, получивших сильные ожоги, и женщине, обгоревший труп которой был найден на месте происшествия.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев взял на контроль ситуацию по обеспечению помощи погорельцам.

Источник: tengrinews.kz

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru