Диджитализация в медицине. Как работает сервис iMedicus от «Казахтелекома»
По данным Минздрава, только за 2020 год в медицинских учреждениях страны оказано более 90 миллионов консультаций. Во время пандемии росла нагрузка на медицинскую систему и рос спрос на решения, которые могли бы изменить ситуацию в лучшую сторону. В это же время «уберизация» проникала во все большее количество сфер традиционных услуг — мир становился дистанционным. Технологии удаленного взаимодействия не обошли стороной и сферу медицины. «Казахтелеком» еще в середине 2019 года приступил к разработке сервиса телемедицины. Позади почти полтора года пандемии, которая стала настоящим испытанием для проекта и сформировала устойчивую модель новой консультативной медицины. Как обстоят дела с сервисом сегодня и что ждет абонентов в ближайшем будущем, рассказал советник председателя правления АО «Казахтелеком» Аркадий Шевцов.
— Аркадий, расскажите, как вашей команде пришла идея создания сервиса iMedicus.
— Начнем немного издалека — наша команда всегда была в поисках полезных и актуальных решений для наших пользователей. Так как «Казахтелеком» и две наши дочерние компании — мобильные операторы Tele2 и KCell — являются крупнейшими поставщиками телекоммуникационных услуг, то и сервисы мы хотели интегрировать также мирового уровня. Телемедицину внутри наших приложений мы рассматривали для внедрения еще в допандемическое время. Летом 2019 года мы вели переговоры с разработчиками, изучали рынок, наблюдали за тем, как развивается рынок телемедицины, в принципе какие мировые тренды существуют в этой индустрии. 25 мая 2020 года в самый разгар первого локдауна, последовавшего за началом пандемии, в это время у людей была паника, они просто не могли даже попасть в поликлинику, мы представили готовую платформу, где можно было выбрать врачей разных профилей. В «Казахтелекоме» решили произвести запуск на базе сервисов одного из тарифных планов мобильного оператора Kсell. Абоненты получили возможность бесплатно в рамках оформленного тарифа получать неограниченное количество консультаций дежурного врача в режиме 24/7. Услуга была доступна как в режиме чата, так и видеозвонка. Уже через два месяца после запуска данного сервиса мы смогли увеличить абонентскую базу на этом тарифе до 20 000 пользователей.
— Параллельно с этим «Казахтелеком» вел активные работы по реализации республиканской программы по расширению сети ВОЛС. Какую роль это сыграло в развитии сервиса телемедицины?
— Имея высокоскоростной доступ к сети, в том числе на селе, необходимо также предоставить актуальные и рабочие сервисы, которые позволят раскрыть потенциал и будут полезны и необходимы жителям. Запустив сервис телемедицины, мы снизили показатель медицинского неравенства между городом и селом. Это, конечно, очень большой плюс для наших граждан. Сегодня смартфон есть практически у каждого, села в этом плане не отстают от больших городов, используя мобильную связь или точки широкополосного доступа к сети, жители Казахстана получили равные возможности пользования квалифицированной медицинской помощью.
— Как и в каких случаях можно обратиться за помощью дежурного врача в приложении?
— У нас запущено два активных приложения: Mobi Doctor для абонентов Kсell и платформа iMedicus для пользователей других операторов. Обратиться за помощью можно абсолютно в любом случае, когда вы понимаете, что необходима помощь специалиста. В течение трех минут пользователь получает обратную связь от дежурного врача. Если вопрос требует участия узких специалистов — на сайте и в приложении можно выбрать специализацию врача и посмотреть ближайший свободный слот для записи и оставить заявку. В назначенное время врач выйдет на связь любым удобным для вас способом.
— Формирует ли приложение конкуренцию привычным поликлиникам и диагностическим центрам?
— Мы не являемся конкурентами традиционным поликлиникам, мы создаем дополнительный инструмент, в том числе и для них. Они могут разместить аккаунты своих врачей на нашей платформе и расширить географию обслуживания до размеров всей страны и тем самым привлечь дополнительных клиентов, повысить авторитет врача и самой клиники и затем преобразовать это в необходимые для себя продажи. Мы готовы к диалогу со всеми медорганизациями. На следующем этапе мы планируем создать единую экосистему, где по принципу одного цифрового окна пациент может получить консультацию врача, направление в диагностические лаборатории, произвести оплату всех услуг внутри сервиса и сохранить все результаты исследований в личном кабинете. После выписки рецепта врача можно будет выбрать лекарство в аптеке и по оптимальной цене оформить доставку на дом. Кроме того, в течение 15 минут после консультации врач направляет пациенту в личный кабинет полный отчет о приеме с информацией о диагностике, заключениях, выписанных рецептах и лекарствах, а также рекомендациях. На основе этих данных любой другой доктор может проанализировать динамику состояния каждого конкретного пациента, эффективность лечения и многое другое.
— Возникает закономерный вопрос: сколько это стоит?
— Большой плюс для действующих абонентов Kcell и «Казахтелекома», а вскоре и Tele2: для них цены начинаются от 300 до 5000 тенге в месяц. Стоимость зависит только от выбранного тарифного плана. Более подробно с тарифами можно ознакомиться на портале telecom.kz.
Кроме того, сейчас мы рассматриваем возможность внедрения разового тарифа — для пользователей, не являющихся абонентом продуктов нашей группы компаний. Клиент сможет зайти на платформу iMedicus и выбрать конкретную услугу или купить, например, годовой пакет, который будет включать набор услуг на его выбор. Этот продукт еще в разработке, но думаю, что уже скоро мы сможем его реализовать.
— Давайте поговорим о цифрах: сколько людей уже стали абонентами сервиса?
— Наш сервис растет. Понятно, что он новый, есть много скептиков, люди в принципе осторожно относятся к новым технологичным продуктам, но уже сейчас мы уверены, что телемедицина войдет в тренды ближайшего времени. Возможность получить консультацию доктора не покидая квартиру и в любое удобное для пациента время станет неотъемлемой частью нашей жизни. По данным статистики, 80 процентов всех обращений к врачу могли бы быть решены простым звонком или обращением внутри приложения к дежурному врачу. Оставшиеся 20 процентов — это те, кто уже получил направление дежурного врача к специалистам более узкого профиля.
Еще один важный момент, который позволяет ускорить постановку диагноза, — возможность хранения в личном кабинете всех результатов предыдущих обследований: анализы, снимки, заключения других врачей. Специалист получает доступ к этим данным и может их проанализировать и сделать выводы. 80 процентов обращений закрываются с помощью одной онлайн-консультации.
Еще одна немаловажная задача, которую мы можем решить на нашем портале, — это организация консилиумов с участием нескольких профильных врачей. Сегодня на нашей платформе представлено более 300 врачей 66 направлений и разной степени квалификации. Для точности постановки диагноза лечащий врач может инициировать консилиум, даже с привлечением специалистов уровня профессорского состава.
На сегодняшний день у нас зарегистрировано порядка 50 000 пользователей, которые регулярно пользуются сервисом. Среди них есть как клиенты, обращающиеся многократно в течение одного месяца, так и те, кому требуется помощь не так часто.
По данным Минздрава, только за 2020 год в поликлиниках страны оказано более 90 миллионов консультаций. Из них 2 миллиона – по хроническим больным, которые в процессе пандемии столкнулись с особыми сложностями с посещением медицинских учреждений. Наше приложение могло бы оказать помощь таким гражданам. Сокращая контакты друг с другом, мы помогаем медицинской системе в принципе. В период карантина много обращений было отработано именно по вопросу COVID-19.
— Как вы проводите отбор врачей? Какие есть критерии при регистрации новых специалистов в сервисе?
— У нас разработана специальная методика подбора врачей, мы ведем переговоры с разными клиниками, обсуждаем возможность сотрудничества. Но процессы организации офлайн- и онлайн-приема сильно отличаются. Поэтому мы уделяем первостепенное внимание обучению наших врачей принципам взаимодействия с клиентами в онлайн-среде. Каждый сеанс общения между врачом и пациентом записывается встроенными в сервис системами безопасности, и данные в любой момент можно использовать для анализа качества оказанных услуг, сделать выводы, скорректировать работу конкретного врача. Сегодня в сервисе представлено порядка 300 врачей 66 специализаций. Среди них есть как представители казахстанских медицинских организаций, так и приглашенные специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга.
Мы регулярно анализируем запросы наших пользователей и стараемся увеличивать количество врачей в сервисе по избранным направлениям. Конечно, одними из самых востребованных остаются доктора общего профиля — терапевты и педиатры, но наблюдаем высокий спрос на специалистов в областях гастроэнтерологии, пульмонологии. Мы готовы к диалогу со всеми отечественными клиниками, больницами, диагностическими центрами, мы можем обучать их специалистов и тем самым увеличивать процент содержания отечественных специалистов в сервисе.
— Какие у вас планы по развитию проекта?
— Мы будем формировать уникальную экосистему, где наш пользователь мог бы не просто получить консультацию дежурного врача, но и пройти весь путь лечения — от постановки диагноза до покупки и доставки необходимых лекарств не выходя из дома. Кроме того, в скором времени мы планируем запустить информационный ресурс, где пользователь получит исчерпывающую информацию о том, как поддерживать свое здоровье: советы, рекомендации, программы оздоровления организма и так далее.
Источник: tengrinews.kz