Романовская: Омбудсмен по защите прав потребителей — это глас народа
В Казахстане обсуждается консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона РК «О защите прав потребителей», в рамках которого будут созданы Национальная ассоциация по защите прав потребителей и должность омбудсмена в этой сфере. Президент Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская поделилась своим видением создания ассоциации и должности омбудсмена.
Романовская отметила, что при создании ассоциации необходимо соблюсти принцип прозрачности. Ее появление позволит создать новые общественные объединения по защите прав потребителей, повысить их профессионализм, а также получать объединениям финансирование для привлечения квалифицированных юристов, экспертов и других специалистов.
«Главное требование — принцип прозрачности. Важно понимать, куда будет уходить финансирование. Также общее собрание раз в год должно утверждать бюджет. Проекты тоже должны быть согласованы с собранием. При этом вхождение в ассоциацию общественных объединений должно быть добровольным», — отметила Романовская.
Что касается должности омбудсмена по защите прав потребителей, то этот пост должен быть политическим, считает президент лиги.
«Это должен быть человек, сведущий в защите прав потребителей; имеющий большой опыт работы. Он должен представлять интересы ассоциации и всех обществ защиты прав потребителей на разных государственных уровнях; организовывать обратную связь для парламентариев с точки зрения нормативно-правовой базы. А также работать с 19 госорганами по защите прав потребителей», — объяснила Светлана Романовская.
Подчиняться омбудсмен должен напрямую Президенту, уверена она. Этот статус уполномоченному необходим, так как от него зависит улучшение нормативно-правовой базы и деятельности госорганов. Это глас народа и объединений, считает президент лиги.
«Я думаю, омбудсменом должен стать общественник. Чтобы эффективно работать, ему нужно знать теорию и практику, работать с учеными-юристами, развивать сферу как науку. В связке с наукой, Академией потребительского образования и со всем сообществом он должен влиять на улучшение качества жизни людей через ассоциацию и продвижение разного рода проектов и их защиту.
Он должен говорить правду Президенту, как обстоят дела в сфере. Для этого нужно проводить разного рода исследования – опросы потребителей и предпринимателей, как улучшить взаимоотношения на рынке товаров и услуг», — заключила Светлана Романовская.
Источник: tengrinews.kz