Как Instagram «подслушивает» разговоры: «секреты» соцсетей раскрыли эксперты

Специалисты в области информационной безопасности и маркетинга рассказали, могут ли популярные соцсети и приложения «подслушивать» наши разговоры, чтобы выдавать подходящую рекламу, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Эксперт в области информационной безопасности Kazdream Жаслан Кебекпаев отметил, что могут прослушивать нас через приложения не рекламные агентства, а сами производители приложений. При их установке и регистрации всплывает договор о конфиденциальности, в котором прописаны пункты об использовании данных, в том числе и включении микрофона. При установке мы также часто соглашаемся с тем, чтобы приложение использовало устройства нашего смартфона.

«Допустим, если рядом с телефоном три дня говорить о том, что хочешь купить стиральную машинку, сделать ремонт или посетить фитнес, то Instagram «слушает» это и подкидывает в ленту соответствующую контекстную рекламу, допустим, магазинов электроники, строительных материалов или тренажерных залов. Рекламные агентства, как правило, заключают контракты с производителями приложений. Сам факт записи нашего разговора нельзя назвать противозаконным действием, так как нас уведомляют об этом в соглашении об использовании приложения. Это мало чем отличается от программ, которые контролируют ваше рабочее время, которые часто устанавливают в крупных компаниях, или записи разговора при звонке в службу техподдержки. Нужно просто внимательно следить за теми соглашениями, которые вы подписываете, и не соглашаться на условия, если они вас не устраивают», — рассказал Жаслан Кебекпаев.

По словам специалиста по кибербезопасности, узнать, «слушает» вас приложение или нет, можно, зайдя в меню настроек, где сразу видно разрешено ли приложению использовать микрофон, геопозицию или список контактов. В некоторых случаях можно отключить доступ приложения к этим функциям телефона. Жаслан Кебекпаев отметил, что микрофон, подключенный к приложению, может запуститься в абсолютно случайной ситуации и записывать даже не самого пользователя, а, к примеру, людей, сидящих с ним за соседним столиком в кафе. Эксперт советует отключать доступ к микрофону тем, кто не хотел бы, чтобы приложения его «слушали» и выдавали контекстную рекламу.

«Обычно все записи, сделанные приложением, хранятся в «облаках» у производителя, и к ним нет публичного доступа. Конечно, некоторые сервисы могут взломать, допустим, как при последнем взломе Facebook, когда в Сеть утекли тысячи личных номеров телефонов пользователей, их имена и другие данные. Производители софта и владельцы соцсетей обычно заботятся о защите данных своих пользователей, включая записи голоса с телефонов, но вероятность утечки есть, и нужно об этом не забывать, когда даете разрешение на использование микрофона», — добавил эксперт Kazdream.

Президент «Интернет-ассоциации Казахстана» Шавкат Сабиров считает, что крупные компании вряд ли прослушивают наши разговоры по телефону или при расположенном рядом смартфоне. Во многих странах подобная практика запрещена без специального разрешения суда, и нарушителям грозит уголовная ответственность. Если бы компания Google или Facebook прослушивали бы наши разговоры, то, по словам Сабирова, их давно бы засудили юристы со всего мира. При этом, по мнению главы «Интернет-ассоциации Казахстана», некоторые «шпионские» приложения под видом обычных программ действительно могут прослушивать нас, но для того чтобы обезопаситься от них, нужно внимательно следить, к каким устройствам телефона вы даете доступ приложению.

«Допустим, если я ставлю новую камеру на телефон или программу для обработки фотографий, то ей явно не нужен доступ к моим контактам. Если такое приложение его запрашивает в качестве обязательного условия установки, то я удаляю это приложение. Думаю, чтобы подсовывать нам контекстную рекламу в соцсетях не обязательно слушать наши разговоры. Многие пользуются одним и тем же браузером на работе, дома и на мобильных устройствах, подключая к ним одну и ту же почту. Когда мы ищем что-то на одном из устройств, эти данные собираются тем же Google, чтобы потом выдавать соответствующую рекламу. Я, например, использую для работы и запуска соцсетей разные браузеры, но так делают далеко не все», — рассказал Шавкат Сабиров.

По словам руководителя интернет-ассоциации, существует множество маркетинговых средств для сбора информации о потенциальных покупателях и поиска целевой аудитории. Социальные сервисы, так же как и СМИ, стараются формировать нашу повестку, но при этом соцстети ориентируются на наши предпочтения и желания.

Сабиров считает, что нет смысла бороться с этим, на раздражающую рекламу можно просто не обращать внимания, и в случае если вы не ставили на смартфон явно шпионскую программу, вряд ли кто-то будет целенаправленно «слушать» вас.

Специалист по интернет-маркетингу Мира Касенова заметила, что тема того, что крупные IT-гиганты, такие как Google, Facebook или Twitter, подслушивают наши разговоры и используют их в рекламе, уже давно муссируется в обществе, и вокруг этого сложилось много версий. Сами руководители компаний, конечно, отрицают наличие у приложений такого функционала. По словам маркетолога, крупным компаниям, в принципе, даже не нужно подслушивать наши разговоры, чтобы понимать и знать все, что мы делаем, и все, что мы говорим.

«У них очень современные системы отслеживания, и мы сами даем разрешение на использование этих данных. Любой крупный рекламодатель отслеживает наше поведение в интернете, каждого пользователи. Замечали, наверное, что Facebook знает, какие у вас интересы, основываясь на ваших запросах, на ваших группах, на ваших комментариях и так далее. Также все социальные сети знают, какие сайты вы посещаете, все это основано на файлах Cookies, они знают ваше пользовательское поведение. К примеру, есть люди, которые часто заходят в интернет-магазины, откладывают товары, но затем не покупают. Другие заходят редко, но всегда что-то берут. Соцсети все это знают и используют для показа нам рекламы», — отметила Мира Касенова.

По словам маркетолога, еще одним эффективным механизмом распознавания того, о чем мы говорим, является отслеживание геоположения и базы контактов. Социальные сети имеют доступ к геоданным и учатся распознавать, с какими пользователями вы находитесь рядом, и могут ли они быть вашими знакомыми. Сопоставляя эту информацию, соцсети выдают рекламу уже по интересам и запросам других пользователей, которые могут быть к вам близки.

«Допустим, вы сидите в кафе с подругой и обсуждаете, какую красивую сумку купила ваша общая знакомая. Даже если вы никогда раньше не «гуглили» информацию про эту сумку, никогда о ней не разговаривали, вообще впервые слышите и говорите, то есть большая вероятность того, что, например, подруга уже интересовалась этой моделью и искала ее в интернет-магазине или Instagram. Даже если подруга тоже не «гуглила» ничего про эту сумку, но она разговаривала с другим человеком, который искал эту сумку где-нибудь или купил ее. Facebook думает: «Ага, она разговаривала с человеком, который искал данные, значит, она может интересоваться этой сумкой». Потом она разговаривает с вами, по геолокации вас отслеживают, и, соответственно, уже понятно, что, возможно, и вам тоже будет интересно», — рассказала Мира Касенова.

По словам Касеновой, именно из-за такого эффекта распространения данных кажется, что соцсети нас подслушивают. Алгоритм этих сервисов распознает общие интересы с нашими друзьями или знакомыми. Он старается найти людей максимально похожих на тех, которые уже совершили целевое действие, то есть, например, покупку, зарегистрировались на какое-то мероприятие или подписались на какую-то страницу. По словам маркетолога, эти алгоритмы постоянно меняются, совершенствуются и усложняются, и даже если вы решите избавиться от такого отслеживания, это вряд ли удастся. Для этого нужно в буквально смысле удалиться из интернета, потому что любое, даже самое незначительное действие, воспринимается как сигнал для показа контекстной рекламы.

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru