Премьера оперы «Алпамыс» состоялась на сцене «Астана Опера»
Премьера национальной оперы «Алпамыс» Еркегали Рахмадиева, приуроченная к 30-летию независимости Казахстана, вызвала огромный общественный интерес. Зарубежные и отечественные театральные критики 3 и 4 декабря высоко оценили жемчужину оперной классики, представленную на сцене «Астана Опера» при содействии Министерства культуры и спорта. Постановщики вдохнули в спектакль новую жизнь, оказавшуюся созвучной современным зрительским потребностям.
Совершенно неожиданное прочтение национальной классики, представленной в стиле фэнтези, стало, пожалуй, первым опытом за всю историю развития казахстанского оперного искусства. И он оказался удачным.
Постановка получилась технологичной, с богатой визуальной частью, а потому воспринималась публикой как полнометражный фильм в живом исполнении. Благодаря работе дизайнера по проекциям Серджио Металли на сцене полыхал огонь, летали птицы, оживали удивительные картины степной природы и ханских дворцов. Декорации и костюмы Софьи Тасмагамбетовой и Павла Драгунова отличались от стиля предыдущих 7 работ, осуществленных художниками на сцене «Астана Опера». Они нашли для оперы-фэнтези интересные решения и ввели в спектакль сложные элементы декораций, среди которых было огромное многофункциональное полотно, впечатляющее своими трансформациями. Четыре сотни костюмов передавали различные смыслы. В целом вся постановка была наполнена символами, главный из них – меч, который вручает Алпамысу Мать-Земля для победы над врагом. Именно она была ключевым персонажем, символом святости, придававшим масштаб всей постановке, и становилось понятно, что это уже не бытовая опера. Элементы мифологии, связанные с подвигами батыра, перекликались в какой-то степени и с реальной жизнью, в которой и сегодня остается место большим свершениям.
Интересная находка режиссера Юрия Александрова в том, что повествование сюжета велось акыном, которого исполнил Ерлан Рыскали. Партию Алпамыса блестяще представили Ержан Саипов и Расул Жармагамбетов. Молодая, харизматичная энергия певцов передавалась в зал. В этом спектакле была широко раскрыта женская тема в четырех образах. Карагоз – восхитительное сопрано Салтанат Ахметова и перспективная певица Асем Сембина решились на подвиг ради безответной любви. Певицы представили свою героиню по-шекспировски драматично. Образ Гульбаршын воплотили на сцене Айгуль Ниязова и Жамиля Джаркимбаева, замечательные артистки испытывали на себе все тяготы и боли судьбы. В партии Мыстан экспрессивно выступили Бибигуль Жанузак и Гульжанат Сапакова. Мать-Земля – Салтанат Муратбекова, Татьяна Вицинская великолепно исполняли непростую роль на шестиметровой высоте. Отрицательного героя Тайшик-хана правдоподобно представили Жанат Шыбыкбаев и Шынгыс Расылхан, зал поверил в его беспощадность.
Изысканная музыка Еркегали Рахмадиева, насыщенная подтекстами и нюансами, филигранно заиграла новыми красками в исполнении Симфонического оркестра «Астана Опера» под руководством дирижера-постановщика Абзала Мухитдина. Массовые сцены с участием хора и балета выглядели новаторскими и динамичными, каждое движение было продумано постановщиками, в числе которых – главный хормейстер Ержан Даутов и балетмейстеры-постановщики Турсынбек Нуркалиев и Галия Бурибаева. Музыкальная часть оперы была представлена на самом высоком уровне, вероятно, еще и потому, что консультантом выступила дочь композитора Найля Рахмадиева.
Сильный, грамотно построенный финал был по-настоящему торжествующим. Постановка прошла на одном дыхании и, по мнению театралов, была признана премьерой года.
Источник: tengrinews.kz