«Разбили бюсты и сожгли студию» — журналисты рассказали, как подожгли здание телеканала «Казахстан»

Журналисты каналов «Казахстан» и «Хабар» рассказали, как происходили нападения на их офисы 5 января и как подожгли историческое здание казахского телевидения в Алматы, передает корреспондент Tengrinews.kz.

В акимате города накануне сообщили, что за счет бюджетных средств произведут капитальный ремонт всех четырех пострадавших в ходе беспорядков объектов. Помимо зданий городского акимата, резиденции Президента и управления Комитета по правовой статистике и социальным учетам, в список вошел алматинский филиал телеканала «Казахстан». Здание в первые же дни беспорядков подверглось погромам и горело в течение нескольких дней. Из более шести тысяч квадратных метров студий и офисов телевизионщиков выгорело 80 процентов. Практически полностью сгорели четыре студии, включая большие студии на 300 и 200 квадратных метров. Были украдены или уничтожены все тележурналистские камеры.

Руководство канала до сих пор полностью не может оценить ущерб, причиненный погромщиками и мародерами. Историческое здание казахстанского телевидения выгорело практически полностью, и специалисты КазНИИСА изучают, насколько уцелели его несущие конструкции.


Видео Григория Беденко

В здании, помимо самого ТРК «Казахстан», также работал алматинский корпункт «Хабара». Корреспондент телеканала «Хабар 24» Григорий Беденко стал непосредственным свидетелем начала погромов на площади Республики и эвакуации работников каналов из здания.

Беденко вспоминает, что в ночь с 4 на 5 января на площади перед акиматом собралось большое количество силовиков и военной техники. Там разместились подразделения Нацгвардии и СОБРа. Тележурналисты с утра выходили на площадь и записывали материал на телефоны. С течением времени военные и правоохранители постепенно покидали площадь, пока там не остался только один батальон Нацгвардии и 13 единиц бронетехники.

«11 бронемашин блокировали подъезд на Желтоксан-Сатпаева. Наши журналисты в это время успели провести два прямых включения на «Хабар 24» и «Хабар». Наша ПТС (прим. — передвижная телевизионная станция) располагалась на территории ТРК «Казахстан», во внутреннем дворе. Мы протянули кабель и выходили в эфир с улицы Желтоксан. Штурм акимата начался примерно в 13:30. Мы периодически заходили в здание погреться и видели со стороны. Было видно, что подразделения СОБРа покидают площадь, а затем улицу покинула бронетехника. Слышались громкие хлопки от газовых и шумовых гранат. Спустя где-то 40 минут все стихло, и толпа стала собираться у нашего здания. Вначале там было человек 30-50, и они были относительно мирные. Вокруг нас ходил немолодой мужчина, коллеги из «Казахстана» записали его, и он сказал по-казахски, что когда снесем режим, вы, государственные каналы, уйдете первыми. Это еще не была угроза, но уже настораживало», — рассказал журналист.

По словам корреспондента «Хабар 24», перед зданием собрались мирные протестующие, среди которых были даже женщины, пожилые и дети. Однако с площади стала напирать новая толпа, включая агрессивную молодежь. Они вышли с отобранными у полицейских щитами и дубинками.

«От руководства нам поступило распоряжение покинуть помещение, так как создалась реальная угроза, что они попытаются штурмовать здание, как это было с акиматом. Охрана забаррикадировала главный вход, нам пришлось выходить через внутренний двор. В нашем здании работало много людей, особенно на канале «Казахстан». Несколько женщин с этого канала стояли в растерянности и попросили вывезти их из офиса. Нам удалось выехать через главные ворота. Дальше пришлось поездить по городу, так как некоторые улицы, к примеру, Желтоксан ниже Шевченко, оказались перекрыты самодельными баррикадами. В итоге все-таки удалось спуститься в нижнюю часть города», — вспоминает Григорий.


Видео Григория Беденко

Журналист отметил, что после этого он находился дома, ожидая указаний от начальства. В этот же день вечером главный редактор корпункта сообщил Беденко, что здание разгромлено и горит. Особенно сильно пострадало крыло, которое арендовал телеканал «Хабар», со стороны улицы Сатпаева.

«Разбили все компьютеры и кодировочные плееры. Причем повредили именно экраны, оставив нетронутыми системные блоки. На третьем этаже у нас размещались монтажные, где как раз недавно установили два новых, очень удобных монтажных комплекса. К сожалению, они полностью сгорели, в тех комнатах все даже оплавилось. Сгорела резервная студия, из которой мы могли выходить в эфир. Операторам удалось спасти несколько старых камер, хотя остальные были украдены. Знающие люди говорят, что их уже можно искать в Кыргызстане и Узбекистане. Сейчас мы продолжаем работу, временно разместились в здании аппаратно-студийного комплекса № 2 по Желтоксан», — добавил Григорий Беденко.

Фото Сауле Жиреншиной

Сотрудники канала «Казахстан» вспоминают, что 5 января с 10 утра они выходили в прямые эфиры с площади Республики. Репортеры освещали поначалу мирные митинги и передавали информацию в центральный офис в столице.

«Наши репортеры и операторы работали на площади до обеда, пока не стали слышны звуки применения боевого оружия. К нашему зданию поначалу никто не подходил. Мы провели собрание и к четырем часам отправили сотрудников по домам. В офисе остались только менеджмент канала и охрана. После этого здание закрыли, но снаружи стали слышны стуки в дверь и окна. К четырем часам дня толпа сломала ворота между зданиями телевидения и радио, и они прорвались на территорию.

Мы посовещались с оставшимися сотрудниками и решили, что нужно попытаться провести переговоры, чтобы уберечь здание от разграбления. Я вышла к митингующим, и, к счастью, среди них было несколько активистов, которые узнали меня, и я сама их знала. Они требовали выйти в прямой эфир и предоставить им мегафоны, но мы объяснили, что мегафонов у нас нет, а вывести их в эфир мы не можем. Тогда они потребовали записать обращение и отправить в Нур-Султан. Мы сделали это, но из-за отключенного интернета не могли переслать его. После этого первая волна ворвавшихся к нам в офис покинула его, ничего не сломав», — рассказала директор алматинского филиала АО «РТРК «Казахстан» Сауле Жиреншина.

По словам директора филиала телеканала, она пробыла на работе до семи часов, после чего офис покинуло большинство сотрудников и осталась только охрана. Руководство канала посчитало, что если погромщики уже приходили к ним и не тронули здание, то они могут уже не вернуться.

«Когда я уже приехала домой, позвонила охрана и сказала, что погромщики сломали окно и через центральный вход проникли в здание. Я предупредила, чтобы охрана не вступала с ними в конфликт и в случае чего покинула пост. Сначала зашли несколько человек, у которых были те же требования, что и днем. Потом под натиском толпы охрана не выдержала. Был избит один из наших сотрудников. Остальным работникам удалось покинуть здание и спрятаться. Толпа разбивала все на своем пути, заходили в каждый кабинет, сразу же унесли камеры, как будто знали, за чем идут к нам», — вспоминает Сауле Жиреншина.

По словам представителя канала, в их холле погромщики намеренно устроили разгром небольшого музея истории казахстанского телевидения. Были разбиты бюсты выдающихся телевизионных деятелей, подожжены и сломаны витрины с фотографиями, уничтожены раритетные камеры. После погрома в одной из студий канала участники беспорядков устроили пожар, который распространился на все здание. Руководство канала сразу же вызвало пожарных, но они сообщили, что не смогут подъехать ночью из-за нападений погромщиков.

Фото Сауле Жиреншиной

«Спрятавшиеся ребята с нашего канала, увидев пожар, бросились назад тушить его своими силами. Использовали все имеющиеся огнетушители, а потом достали гидранты. Так они боролись с огнем самостоятельно до 10 утра 6 января, когда к нам смогла пробиться пожарная машина. Пожарные продолжили тушение до вечера. 6 января вечером в здание снова зашли мародеры и разграбили все, что не успели унести или не сгорело в первый день. Там еще оставалась техника и офисное оборудование. Взломали каждый кабинет и перевернули вверх дном, обчистили третий этаж, который не пострадал в первые дни. Охранникам я вновь сказала не вступать с ними в конфликт», — добавила директор филиала канала.

7 января студия, где произошел первый пожар, снова загорелась, но сотрудникам удалось ликвидировать пожар своими силами. По словам Сауле Жиреншиной, теперь там периодически происходит самовозгорание, так как завалы после пожара до сих пор не разобрали.

Несмотря на пожар и украденное оборудование, по словам директора Алматинского филиала АО «РТРК «Казахстан», они с 6 января продолжили работу имеющимися силами и возможностями. Использовали единственную сохранившуюся переносную камеру, получили дополнительные камеры из центрального офиса, взяли что-то в аренду. Сейчас канал временно разместился в соседнем здании «Казахского радио». Сауле Жиреншина надеется, что их собственное здание удастся восстановить после пожаров в течение 4-5 месяцев и они смогут продолжить работу в прежнем режиме.

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru