Судьба конфликта сейчас в руках Запада — эксперт о России и Украине

Масштабные военные действия между Россией и Украиной маловероятны, считает казахстанский политолог Эдуард Полетаев. По его мнению, война будет невыгодна ни одной из сторон в нынешней экономической ситуации. Однако он признает, что ситуация накалена до предела. О нынешней эскалации конфликта с экспертом поговорил корреспондент Tengrinews.kz

Насколько велика вероятность войны между Россией и Украиной?

Э.П.: «Не хотелось бы говорить о реальности войны, тем более президент Украины Владимир Зеленский и министр обороны Алексей Резников призвали население не паниковать, а дипломаты российского МИД не раз заявляли, что Россия ни на кого нападать не собирается. Ситуация очень сложная, обстановка нагнетенная, январь на постсоветском пространстве оказался весьма горяч. На геополитических фронтах идут переговоры России с США и НАТО, видна категоричность северного соседа Казахстана по поводу нерасширения НАТО на восток, наблюдатели гадают, что последует за крупными февральскими совместными военными учениями России и Беларуси «Союзная решимость». И даже Олимпиада в Пекине в какой-то степени влияет. Если вспомнить российско-грузинский конфликт 2008 года, то там как раз во время всемирных спортивных игр он и случился. Причем Олимпиада проходила в том же Пекине, только была летней. Слишком много говорится о возможной войне, главное, чтобы не сработал эффект самоисполняющегося пророчества. Сценариев развития событий выработано уже много, а политикам сейчас стоит оставаться спокойными и предотвращать шаги, увеличивающие напряженность и обостряющие кризис. Напряженность, конечно, еще долго будет высокая, она давно нагнетается, и в прошлом году говорили о том, что война может теоретически начаться, ссылаясь на передвижения российских войск по своей территории.

Практика обычно показывает, что, если крупные войны случаются, они начинаются неожиданно. Это выгодно для нападающей стороны. Хотя бывают исключения. Например, вторжение США и их союзников в Ирак с целью свержения диктатуры Саддама Хусейна было заранее обставлено необходимостью борьбы с ядерной программой в Ираке, доказательств существования которой так и не было найдено. Госсекретарь США Колин Пауэлл на заседании ООН тряс пробиркой. Но все это было необходимо, чтобы ублажить общественное мнение, хотя в итоге вторжение в Ирак стало одной из основных причин появления ИГИЛ. Сегодня же в российской идеологической повестке, достаточно посмотреть хотя бы телеканалы, не видно массовой подготовки населения к «справедливой» войне, зато в западных СМИ много истерики.

Но если рассуждать с точки зрения реальной ситуации, то информационная война идет между двумя странами как минимум уже с 2014 года. В какой-то степени идет позиционная война, на линии разграничения между самопровозглашенными республиками ДНР и ЛНР и украинскими формированиями. Минские соглашения о прекращении огня, к сожалению, нарушаются периодически». 

Кто бенефициар этого конфликта?

Э.П.: «Нужно понять, кто бенефициар всей этой истории, а тут слишком очень много интересов разных стран завязано. Даже Турция принимает в этом конфликте опосредованное участие: президент Реджеп Эрдоган предложил себя посредником в конфликте вокруг Украины. Если бы подобный милитаризованный шумовой эффект случился лет 5 назад, то власти нашей страны предложили бы провести мирные переговоры в столице Казахстана.

Уже восемь лет длится противостояние между Россией и Украиной и никак не разрешается, к сожалению. И вот эта паника: то посольства западных стран и Австралии собираются своих сотрудников эвакуировать, то какие-то эксперты появляются, которые утверждают, что война неизбежна. Все это составляющие информационной войны, формирующие довольно сложную и непредсказуемую обстановку. По сути дела, то, что сейчас происходит между Россией и Украиной, можно назвать гибридным конфликтом, потому что нестабильность продолжается, люди так или иначе гибнут, хотя формально конфликт купирован. При этом сохраняются дипломатические отношения между странами, посольство России не бежит из Киева, а Украины – из Москвы. При этом в 2021 году объемы взаимной торговли России и Украины выросли, обе страны остаются важными торговыми партнерами друг для друга. Кроме того, существуют взаимные поставки товаров через третьи страны, в обход санкций, их реальные объемы трудно учитывать.

Кто будет бенефициаром этого конфликта? Вряд ли это выгодно, например, России, потому что, в конце концов, ее и так за рубежом называют агрессором. Стране деньги сейчас нужны на развитие. Ну нападет Россия на Украину, захватит, допустим, часть территории, а что потом с ней делать? Вкладывать огромные деньги, результативность чего может быть весьма отрицательной для экономики России, которая откатится назад. Ну и бизнес-элита в этом особо не заинтересована. При этом окончательно придется рассориться со многими зарубежными партнерами.

На самом деле психически полноценные политики войны не хотят. Беда в том, что глубинный источник конфликта лежит в культурно-исторической плоскости, он возник еще во времена развала Российской империи, а сегодня есть следствие распада СССР 30-летней давности, который на самом деле все еще продолжает влиять на политику и не всегда зависит только от властей».

Как этот конфликт может отразиться на Казахстане?

Э.П: «Казахстан не хочет конфликта между бывшими республиками-сестрами, он так или иначе может отразиться на нем. Россия считается нашим стратегическим союзником, мы с этим государством в ряде интеграционных отношений находимся. В случае эскалации боевых действий есть опасения, что неоднозначное отношение к России как к партнеру и союзнику у определенной части населения в Казахстане может возникнуть.

Главное, чтобы не случилось какой-то подготовленной провокации. С какой стороны она может появиться, трудно предположить. Как мы знаем, агрессию в условиях информационного века несложно «изобразить». Судьба конфликта сейчас, на мой взгляд, в большой степени в руках Запада, но заинтересован ли он в нем, сложно говорить, потому что сейчас коллективный Запад на самом деле выглядит довольно разобщенно. Много эмоций, а фактов мало.

«Война выгодна тем, кто зарабатывает на поставках оружия, на распиливании бюджета, пытается сделать политический капитал на трагедиях и т. д. Если вспомнить, например, военную эпопею США в Афганистане, там вообще речь о триллионе долларов шла, которые были освоены, а результативность этого всего, получается, оказалась довольно низкой, поскольку Штаты свои войска вывели, а кто на них работал, остались ни с чем, пытаясь зацепиться за шасси улетающих восвояси самолетов.

К сожалению, многим экспертам не видно легких и адекватных путей разрешения украинско-российского конфликта в нынешней ситуации. Есть большие опасения, что этот замороженный конфликт будет долгосрочного характера, как, допустим, между Пакистаном и Индией или палестино-израильский конфликт, которые уже десятилетиями идут и пока явных перспектив к успокоению не демонстрируют. И у российско-украинского конфликта пока не слишком оптимистично в этом отношении все выглядит, к сожалению».

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru