Квитанция за свет на 80 тысяч тенге возмутила хозяйку двухкомнатной квартиры в Алматы
В Алматы хозяйка двухкомнатной квартиры в очередной квитанции удивилась показаниям за электричество. За месяц у женщины счетчик намотал 80 тысяч тенге. Хотя она утверждает, что в доме два года никто не проживает. В ситуации разбирался корреспондент Tengrinews.kz.
Лязат Карамаллаева в 2006 году приобрела в ипотеку квартиру в жилом комплексе «Тау Самалы», расположенном в микрорайоне Самал-1. По ее словам, с декабря 2019 года в ней никто не проживает. Женщина отметила, что сейчас оплачивает лишь часть комуслуги, а за свет практически не платит, так как полностью обесточила квартиру.
Весной прошлого года алматинка решилась запустить в квартиру квартирантов. Перед этим она затеяла небольшой косметический ремонт. В апреле она позвала домой маляров, которые проработали четыре дня. После этого в середине мая Карамаллаева получила квитанцию, где в графе «электроэнергия» ей насчитали употребление на сумму свыше 80 тысяч тенге.
«Там было указано, что за апрель было употреблено 2900 киловатт. Но строители не могли столько использовать, они лишь красили стены. Тем не менее им нужно было электричество, поэтому я включила «автомат» и подключила свет. А через месяц выясняется, что у меня неизвестно как накрутило столько киловатт», — рассказала она.
После этого женщина поехала разбираться с коммунальщиками из компании «Алатау Жарық Компаниясы», которая предоставляет электроэнергию. Для выяснения причины даже был распломбирован счетчик, который отдали на экспертизу. Однако, по ее заключению, прибор технически оказался исправен.
«Тогда мне сказали, что кто-то мог своровать у меня электричество. Но я проверила все кабели и никаких повреждений там не увидела, чтобы туда могли незаконно подключиться.
Тогда коммунальщики сказали, что я могла сама употребить эти 2900 киловатт. Но за один месяц невозможно употребить такое количество электроэнергии в двухкомнатной квартире площадью 88 квадратных метров. Поэтому они забраковали мартовские показания, признав их негодными, и посчитали 2900 киловатт за два месяца. Тогда у них все сходится», — добавила она.
Карамаллаева отметила, что во всех квартирах данного жилого комплекса стоят механические счетчики образца 2004-2005 годов. Поменять их на современные электронные не позволяет конструкция электрощита.
«Оказывается, что у нас проем для счетчика маленький, поэтому туда не влезают электронные. В этой связи контролеры каждый месяц приезжают и фотографируют показания наших счетчиков. В марте 2021 контролер также зафиксировал данные моей квартиры, но почему-то головной офис их якобы не принял. Тем самым они сейчас хотят выкрутиться и берут в расчет данные за февраль, а потом сразу за апрель. Хотя они сами виноваты, что не зафиксировали мои показания», — возмущается женщина.
ЖК «Тау Самалы». Фото из открытых источников
После этого алматинка обратилась за повторной экспертизой в независимые организации. Второй раз ее счетчик проверили в Национальном центре экспертизы и сертификации. Эксперты выдали заключение, что на приборе имеется самоход.
«Однако выводы этой экспертизы в компании «Алатау Жарық Компаниясы» не приняли. Они говорят, что выводы их экспертизы правильные, а выводы НаЦЭкС — нет. Поэтому они сейчас через своих юристов заставляют меня оплатить за то, чего я не употребляла.
Но неофициально специалисты лаборатории, которая аффилирована с «Алатау Жарық Компаниясы» и где делали первую экспертизу, сказали следующее: что перескок на счетчике может произойти. Однако, чтобы это доказать, это надо стоять и снимать на видео. Но этот перескок может произойти в любой момент: не буду же я 24 часа в сутки и семь дней в неделю стоять с камерой перед счетчиком», — пояснила она.
Карамаллаева предполагает, что перескок и самоход мог произойти в тот момент, когда она впервые включила счетчик перед приходом строителей-маляров. По ее словам, в то время прибор почти полтора года не работал и, возможно, потерял свои механические свойства.
«Может быть, смазка на счетчике высохла или еще что-то произошло за столь продолжительное время. И когда я врубила прибор, он мог резко крутануть и намотать столько киловатт. Как мне объяснили на экспертизе, у счетчика есть три круга-барабана, каждый из которых отвечает за десятки, сотни и тысячи киловатт. Возможно, самая большая из них прокрутилась почти три круга.
Поэтому я прошу более тщательного разбирательства и призываю коммунальщиков быть разумными, а не роботами, которые не могут отойти от своих внутренних правил и войти в наше положение. А такие проблемы, как у меня, оказывается, существует у многих. Как мне сказали, многие пенсионеры приходят с подобными проблемами и не могут доказать свою правоту», — подытожила она.
В компании «Алатау Жарық Компаниясы» также прокомментировали ситуацию. Там заявили, что у потребителя Лязат Карамаллаевой все исчисления правильные, поэтому она должна выплатить более 80 тысяч тенге.
«Мы осуществляем свою деятельность в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. Расчеты за потребленную энергию производятся по счету, выписанному на основании показаний приборов учета. Потребитель Карамаллаева предоставила от КСК справку о том, что не проживает в квартире с 1 января 2020 года по 19 мая 2021 года», — заявили в компании.
По данным коммунальщиков, с 18 декабря 2019 года по 19 февраля 2021 года, то есть за 14 месяцев, потребление электроэнергии в квартире Карамаллаевой составило всего один киловатт. Отмечается, что самоход счетчика отсутствует.
«Сомнительные показания от 18 марта 2021 года будут заигнорированы, так как не подтверждены фотографией. Далее с 19 февраля по 21 апреля 2021 года потреблено 2903 киловатта. Это произошло за 61 день. Показания счетчика подтверждены фотографиями. После этого с 21 апреля по 21 мая 2021 года потреблено шесть киловатт.
21 мая произведено распломбирование и снятие прибора на экспертную поверку. Далее 25 мая в «Алатау Жарық Компаниясы» была проведена поверка. Внешний осмотр счетчика соответствует: госпломбы мастичные без нарушений, самоход отсутствует, работает в классе точности, годен к эксплуатации«, — добавили в АЖК.
После этого 2 июня счетчик вновь был установлен на место. Далее до 10 ноября, то есть за пять месяцев, показания прибора показали потребление лишь одного киловатта электроэнергии.
«Самоход счетчика в этот период не наблюдался, все показания подтверждены фотографиями. 10 ноября по заявке потребителя прибор был распломбирован и снят для проведения повторной экспертизы. Со слов потребителя, повторная экспертиза была проведена в алматинском филиале НаЦЭкС. Было предоставлено извещение о непригодности счетчика к применению с формулировкой «имеется самоход, при токе, равном нулю, счетчик за каждые 10 минут дает два киловатта«.
Таким образом, согласно расчетам НаЦЭксС, самоход счетчика за месяц должен быть равен 8784 киловатта. Но это не подтверждает анализ электропотребления. Поэтому Карамаллаевой необходимо оплатить за потребленную электрическую энергию за период с 19 февраля по 21 апреля 2021 года, то есть за два месяца, в объеме 2903 киловатта. Оснований для перерасчета электроэнергии в этот период у АЖК не имеется», — заключили в компании.
Источник: tengrinews.kz