Убийство со стороны государства аморально — судья об отмене смертной казни в Казахстане

Судья Алматинского городского суда рассказала об основных доводах сторонников и противников смертной казни, примерах ее применения в нашей стране и важности последнего решения Президента по этому вопросу, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Судья Алматинского городского суда Ирина Федотова отметила, что подписанный Президентом 29 декабря 2021 года закон «По вопросу отмены смертной казни» нельзя путать с действовавшим в стране с 2004 года мораторием на смертную казнь.

Пока действовал мораторий, смертную казнь могли назначить в качестве наказания по 17 составам уголовных преступлений, включая преступления против мира и безопасности человечества, такие как развязывание и ведение агрессивной войны, применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором, геноцид в военное время, а также за государственную измену в военное время, посягательство на жизнь Президента Республики, массовые диверсии, терроризм и ряд других преступлений. За совершение этих преступлений суд мог назначить обвиняемому смертную казнь, но наказание не исполнялось до отмены моратория, и в качестве альтернативы служила мера наказания в виде пожизненного лишения свободы.

В настоящее время смертная казнь в стране отменена полностью и тем, кому было назначено это наказание, оно будет заменено на лишение свободы. Всего на декабрь 2007 года в Казахстане 31 осужденному была назначена смертная казнь, но указом Президента РК от 6 декабря 2007 года все эти осужденные к смертной казни были помилованы Президентом с заменой наказания на пожизненное лишение свободы.

После 2007 года первым приговоренным к смертной казни стал Руслан Кулекбаев за совершение теракта в Алматы, результатом которого стала гибель восьми сотрудников правоохранительных органов и двух мирных граждан.

Судья отметила, что еще в 2020 году Казахстан присоединился ко Второму факультативному протоколу, направленному на отмену смертной казни, но с оговоркой, которая предусматривала применение казни «в военное время после признания виновным в совершении особо тяжких преступлений военного характера». Сейчас в соответствующем законе о ратификации Казахстаном протокола и присоединения к этому международному акту такую оговорку исключили. 

«Вопрос о необходимости применения или отмены смертной казни всегда в обществе был самым спорным. С момента рождения каждому человеку принадлежит право на жизнь и является его основным, неотъемлемым правом. Все остальные права являются, по сути, производными правами от права на жизнь. Поскольку все остальные права утрачивают свой смысл и значение в случае гибели человека. В Конституции Республики Казахстан право на жизнь — одно из самых важных охраняемых прав. Это право закреплено в ст. 15 Конституции, которая гласит: 1. Каждый имеет право на жизнь. 2. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни», — отметила Ирина Федотова.

В настоящее время в Конституции еще остается положение о смертной казни как исключительной мере наказания за особо тяжкие преступления, но закон, вступивший с силу с 2022 года, установил полный запрет на смертную казнь. 

Судья отметила, что в целом государства можно разделить на четыре категории по отношению к смертной казни: 

  • государства, полностью исключившие применение смертной казни (Германия, Швеция, Италия, Канада, Мексика, Великобритания и другие страны, в том числе с 2022 года Казахстан);
  • государства, сохранившие применение смертной казни в исключительных обстоятельствах (Израиль, ряд стран Африки);
  • государства, сохранившие возможность применения смертной казни, но не исполняющие ее на практике (страны Латинской Америки, страны СНГ, Россия). В России, к примеру, последний смертный приговор был вынесен в 1999 году, а в 2009 году Конституционным судом России было принято решение о запрете вынесения таких приговоров;
  • государства, сохранившие смертную казнь в законодательстве и активно  применяющие ее на практике (Китай, США, Иран, Ирак, Индия, Япония, Сомали, Тунис, Куба, всего 55 стран).

Ирина Федотова отметила, что тема оправданности смертной казни была одной из самых обсуждаемых не только среди государственных деятелей, ученых, теоретиков, практиков, но и среди обычных граждан. И особенно эти споры вспыхивают после очередных громких и жестоких убийств. 

«Какие аргументы приводят сторонники смертной казни. Они считают, что самые тяжкие преступления совершаются неисправимыми лицами и смертная казнь надежно защитит общество от повторения преступлений. Но пожизненное лишение свободы изолирует преступника от общества и тем самым предотвратит повторное совершение преступлений. Есть и материальный подход к оценке смертной казни ее сторонниками. Преступника содержат в тюрьме налогоплательщики, в том числе и родственники жертв преступления, а пользы от содержания преступников нет. Но о какой материальной пользе содержания преступника в условиях изоляции может идти речь? Целью наказания в соответствии с уголовным законодательством нашего государства является восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения преступлений, а не материальная выгода», — отметила алматинский судья.

По словам судьи, одним из доводов сторонников смертной казни было и то, что законопослушные граждане не в состоянии самостоятельно отомстить убийце за своих родственников, а в случае смертной казни им в этом помогает государство, тем самым  они получают законное право на месть. Сторонники этих взглядов считают, что родственники жертв могут не смириться с мягкими приговорами судов и будут мстить за своих близких, тем самым государство подтолкнет их на совершение убийства. В качестве одного из самых ярких примеров самосуда вспоминается случай Виталия Калоева, совершившего в 2004 году убийство Петера Нильсона — авиадиспетчера, из-за ошибки которого разбился самолет с семьей Калоева.

В противовес этим доводам противники смертной казни, по мнению судьи Ирины Федотовой, приводят более обоснованные, убедительные аргументы. Прежде всего это риск осудить невиновного и судебных ошибок. Так, за преступления знаменитого маньяка Чикатило были осуждены и расстреляны более 10 человек. В казахстанской практике также был аналогичный пример, хотя и закончившийся для невинно осужденного с менее трагическими последствиями. Это дело известного серийного убийцы Иванова А. Ю., приговоренного к высшей мере наказания за совершенные с 1974 по 1978 год 15 убийств с изнасилованием женщин в городе Усть-Каменогорске. Одним из эпизодов, совершенных Ивановым, стало убийство женщины в 1977 году. В тот период в этом убийстве был обвинен ее муж, который даже признался в убийстве и приговором одного из судов Усть-Каменогорска был осужден к 10 годам лишения свободы. При этом в материалах дела есть коллективное письмо от сослуживцев мужчины и государственных органов о назначении ему смертной казни. В 1987 году приговор был пересмотрен областным судом по вновь открывшимся обстоятельствам и отменен с освобождением из-под стражи мужа погибшей от рук Иванова. 

Судья считает, что смертная казнь не искореняет причины преступления, так как они зачастую происходят по причинам неравенства в обществе, бедности, невежества или психических отклонений. Убийство конкретного преступника эти причины не уберет. 

«Одним из доводов противников смертной казни является то, что государство не может поощрять убийство, однако люди, исполняющие смертную казнь, работают на государство, значит получают заработную плату за убийства людей. Это аморально со стороны государства. Убийство преступника – это еще одно преступление, и оно не может быть совершено от имени государства. Довод сторонников смертной казни о том, что преступника дешевле казнить, чем кормить долгие годы, аморален, поскольку никакой экономией нельзя оправдать убийство», — добавила алматинский судья.

Еще один популярный довод сторонников введения смертной казни — о запугивании преступников самим фактом ее наличия — по мнению судьи, также не имеет смысла. Практика показывает, что наличие смертной казни как наказания будет порождать еще более тяжкие преступления, так как преступники начнут убивать не только потерпевших, но и свидетелей преступления. Примером может служить статистика: после введения смертной казни за умышленное убийство в СССР 30 апреля 1954 года отметился рост числа убийств именно потому, что преступники стали убивать свидетелей преступлений, а введение в СССР в 1961 году казни за изнасилование с отягчающими обстоятельствами привело не к снижению изнасилований, а к увеличению убийств, сопряженных с изнасилованием, потому что преступники стали убивать жертв изнасилований, чтобы те не могли дать показания. 

«И наконец, назначение смертной казни террористам. Это в современном мире самое распространенное обоснование применения смертной казни. Но на террористов никак не влияет смертная казнь. Террорист-смертник не боится смерти и готов лишить себя жизни за место на небесах. Поэтому смертная казнь просто неэффективна, наоборот, смертная казнь может быть принята террористом как награда», — добавила Ирина Федотова. 

Наиболее известными приговорами, по которым в КазССР была назначена и приведена в исполнение высшая мера наказания, стали:

  • уголовные дела в отношении Девятьярова В. П. (за совершение в период с 1967 по 1968 год 31 нападения на женщин с целью изнасилования и трех умышленных убийств);
  • дело Манджикова И. Д. — за совершение в период 1988–1989 годов убийств с изнасилованием девушек на территории КазГУграда в Алма-Ате;
  • дело Иванова А. Ю. (пример, приведенный ранее, 15 убийств с изнасилованием женщин в Усть-Каменогорске).

В международном праве смертная казнь находится под запретом, а право на жизнь защищено законами. Европейская конвенция по правам человека (протокол № 6) декларирует необходимость запрета на смертную казнь в мирное время.

«Надо осознать, что казнь не наказывает. Цели наказания нельзя достичь, лишая осужденного права на жизнь именем государства. Нельзя оправдывать убийство от имени государства в общественном сознании, создавая тем самым порочный круг узаконенных убийств. Поэтому отмена смертной казни в современном демократическом Казахстане — это, очевидно, правильное решение, поскольку смертная казнь несовместима с правосудием и другими ценностями нашего общества, а отмена смертной казни не подрывает принципов неотвратимости наказания», — заключила судья.

Напомним, что 29 декабря 2021 года Президент Касым-Жомарт Токаев подписал поправки по вопросам отмены смертной казни.

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru