От полыни до антибиотиков. Как развивалась фарминдустрия в Казахстане

Первую таблетку создал швейцарский врач Парацельс, живший в XVI веке. Он увлажнил лекарственный порошок, спрессовал его и высушил. А знаете ли вы, как появились первые лекарства казахстанского производства? Благодаря обыкновенной полыни. И кто бы мог подумать, что небольшой завод по переработке полыни в Шымкенте через несколько десятков лет перерастет в одно из ведущих фармацевтических предприятий СНГ, которому в этом году исполняется 140 лет. Юбилей – отличный повод узнать, как изменилась за эти годы компания и ее работники.

Как все начиналось?

В древние времена верили, что нужные человеку лекарства сами дадут о себе знать. Нужно только внимательно приглядеться к окружающим растениям. Так, в 1882 году к неприметному на вид растению, произраставшему в окрестностях Шымкента, пригляделся купец Николай Иванов. Сорняк тот оказался уникальной лекарственной травой — цитварной полынью. Ее семена, переработанные по специальной технологии, становились эффективным противопаразитарным средством. Удивительно, что произрастала трава только в нескольких местах в мире, в том числе в Южном Казахстане. Тогда предприимчивый купец Иванов вместе со своим компаньоном Никифором Савинковым решили построить завод по производству сантонина — целебного вещества, содержащегося в этой полыни. Сантонин, как препарат, был открыт в Германии, и купцы, побывавшие там, знали, что он пользуется спросом. 

Они купили около трех десятин земли у реки Бадам в Чимкенте (ныне Шымкент) и приступили к строительству. Возводили завод жители города, которые позже и сами стали заводчанами. В первый же год работы было получено более 3 тонн сантонина.

Еще через год уже около 24 тонн. Казахстанский сантонин экспортировали в Германию, Италию, Испанию, Японию и Северную Америку.

Но не всегда было так просто. Были у завода и сложные времена. К примеру, с 1889 по 1896 год завод не работал по профилю, а производил сахар. Все изменилось в советский период. Тогда «Сантонинный завод» стал крупнейшим производителем лекарственных ингредиентов из растительного сырья и единственным изготовителем наркотических веществ.

Во время Второй мировой войны для нужд фронта завод поставлял ряд обезболивающих средств: морфин, кодеин, омнопон.

А в 1993 году предприятие преобразовали в акционерное общество «Химфарм», которое перешло к производству готовых лекарственных препаратов. Независимый Казахстан нуждался в развитии собственной фармацевтической индустрии.

Семейные династии

Завод вырастил не одну семейную династию. Алексей Рыжиков работает на заводе 23 года. Здесь в до- и послевоенное время главным механиком работал его дед, в 70-х в качестве инженера центральнозаводской лаборатории пришла его мама, которая трудилась здесь 40 лет жизни. А по окончании Ленинградского технологического института на завод пришел и отец Алексея. Более 20 лет он отвечал за разработки новых субстанций, анализировал и вводил новые технологии в производство. Сам же Алексей прошел путь от аппаратчика до слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике, а с октября 2012 года возглавил отдел метрологии и автоматики.  

«Вся жизнь в то время была связана с заводом, все разговоры только об этом. Если два родителя работают на одном предприятии, и еще мы жили в рабочем городке, где процентов 90 работали на «Химфарме», тут в любом случае было все пропитано заводом. И я в 19 лет без сомнений тоже пришел на завод», — вспоминает Алексей.

Конечно, с 90-х, говорит Алексей, на «Химфарме» изменилось практически все: построены новые цеха, производство стало автоматизированным, но самое главное, чем можно гордиться, — организовано производство полного цикла.

«Раньше в большей степени мы производили не законченные лекарственные формы, не таблетки и ампулы, а только субстанции для производства этих таблеток и ампул. То есть просто делали химические порошки и продавали их. А сейчас мы делаем готовые лекарственные формы», — рассказывает Алексей.

Алексей Рыжиков

SANTO сегодня

Руководство завода понимало, что его глобальная миссия не просто наладить выпуск лекарств, а создать доступную и безопасную отечественную корзину препаратов для казахстанцев. Так, в 2011 году SANTO присоединилась к международной фармацевтической группе компаний Polpharma. И с этого момента на заводе начался масштабный инвестиционный проект по модернизации производства по международным стандартам качества.

Забира Бердиева помнит, как все начиналось. Она пришла на завод как раз в 2011 году в качестве просмотрщика продукции медицинского назначения. Проще говоря, она проверяет ампулы с лекарством на соответствие техническим требованиям. За 11 лет Забира выросла до старшего просмотрщика. Сейчас в ее команде 10 человек.

«Ампулы мы проверяем вручную. Так делают во всем мире. Это очень важная процедура. Берем в руки по 6-7 ампул и на просмотровом столе 7 секунд осматриваем их. В час делаем осмотр до 2000 ампул. Таким образом за десять часов работы мы просматриваем 17 кассет — в одной кассете 1165 ампул. Работа, конечно, монотонная. Но каждые полтора-два часа у нас есть перерыв на 10-15 минут. Мы смотрим на саму ампулу, ее качество, как она запаяна, нет ли механических повреждений», — рассказывает Забира.

Перед тем как зайти в цех, говорит Забира, сотрудники принимают душ и переодеваются в специальную одежду. Надевают бахилы и шапочки, обрабатывают руки дезинфицирующим раствором. На заводе стерильная чистота. 

«Завод — это то место, где работает много шымкентцев. У нас есть люди, которые отдали заводу по 30 и более лет, есть перспективная молодежь. Это очень радует», — добавила Забира.

Замира Бердиева

Так, пережив самые трудные времена, компания стала лидирующим фармацевтическим предприятием в Казахстане с заводом в Шымкенте и представительствами в Кыргызстане и Узбекистане.

Сегодня SANTO оснащена уникальным автоматизированным оборудованием последнего поколения итальянских, немецких, южнокорейских и других международных производителей. Здесь есть одна из лучших в Казахстане научно-исследовательская лаборатория, департамент качества, центральная заводская лаборатория. Все это позволяет вести разработку, проектирование и освоение новых лекарств собственными силами.

«Сейчас везде всецело люди пытаются уйти от ручного рутинного труда к автоматике. Там, где человек мало думает, например, он переставляет флаконы с места на место, это легко можно заменить автоматической линией. Это облегчит и ускорит работу. И моя задача как специалиста как раз контролировать, чтобы вся автоматика работала исправно и правильно. Я в силу своей специальности стараюсь идти в ногу со временем. Знаю, что это неотвратимо, и пытаюсь быть в теме. Для меня это несложно. А кто-то переучивался. Представьте, вы работаете сначала на кнопках, а потом приходит автоматика с сенсорными дисплеями. Все это ново», — говорит Алексей Рыжиков. 

Проверку на прочность компания прошла во время пандемии. В период масштабного дефицита поставок лекарств из-за рубежа предприятие сделало все возможное, чтобы обеспечить лекарствами больницы и аптеки страны.

Сегодня SANTO имеет в своем портфеле более чем 240 генерических препаратов в 12 фармакотерапевтических группах для лечения заболеваний в различных областях терапии. А также поставляет лекарственные препараты на рынки Казахстана и Центральной Азии, а также в Россию и Монголию. 

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru